«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
статья

Паршичева Ольга Николаевна

В этой статье говориться о понятиях сенсорного развития в психологии, об особенностях сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. О роли дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего  дошкольного возраста. Конспект НОД по сенсорному развитию в младшей группе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Подготовила воспитатель:

Паршичева Ольга Николаевна

Г. Нижний Новгород

Содержание

1.Понятие сенсорного развития в психологии.

2.Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста .

3.Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

4.Конспект НОД по сенсорному развитию в младшей группе

«В гости к Медвежонку».

5.Список литературы.


1. Понятие сенсорного развития в психологии.

Сенсорное развитие – развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета (форму, цвет, размера, положение в пространстве)

Проблема формирования сенсорных эталонов в современной педагогике достаточно востребована и изучена. Вопросом развития сенсорных способностей через дидактические игры и в процессе предметной деятельности занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи — педагоги и психологи. И в своем исследовании мы обратились к трудам таких зарубежных ученых, как J. Piaget, D&Е. Gibson, M. Montessori, F. Fröbel.

Принципиально иной научный подход к проблеме восприятия имеет место у отечественных психологов. Нами рассмотрена и, отличная от зарубежной, позиция отечественных представителей психолого-педагогической науки — А. И. Ануфриевой, Т. Г. Васильевой, Р. И. Теплицкой, А. Р. Лурии, В. Г. Нечаевой и др.

Сейчас система воспитания и образования, реализует новую концепцию дошкольного воспитания, которая уже не опирается на критерии усвоения определенных знаний, приобретения навыков и умений каждым ребенком, а стремится к поиску неформальных, альтернативных путей развития личности ребенка. В современной отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к дидактическим системам F. Fröbel, M. Montessori, G. J. Dekroli, которые следовали основному принципу образования Песталоцци, который говорил, что обучение должно строиться в соответствии с естественным ходом умственного развития ребенка.

Сенсорное воспитание (развитие) как нельзя лучше отвечает этим принципам и формирует полноценное восприятие окружающей действительности, служит основой познания мира. На данный момент в отечественной педагогике все больше исследователей заинтересованы в создании системы сенсорного воспитания. Теоретически обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств детей младшего дошкольного возраста.

Все это позволяет говорить о высокой актуальности выбранной нами темы. В нашем исследовании мы обратились к изучению процесса формирования сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста. Именно в этом возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Программа дошкольного воспитания групп раннего и младшего дошкольного возраста в детском саду на первое место по значимости ставит сенсорное развитие ребенка. И обращает внимание на необходимость развития у ребенка восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (их форме, цвете, величине, запахе, вкусе). С развитием сенсорики (от лат. sensus — ощущения), также, у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорные способности составляют основу умственного развития.

К трем годам у ребенка появляется желание взаимодействовать со взрослым, что дает возможность взрослому (воспитателю, родителям) руководить деятельностью ребенка. Основная задача этого взаимодействия — способствовать расширению и углублению естественные для раннего возраста уровни развития. Это возможно при умелом руководстве традиционными в раннем возрасте видами деятельности. При этом, конечно, необходимо знать, чему и как учить, какие методы использовать.

Руководство взрослого, его непосредственное участие в формировании представления об окружающем мире облегчает, ускоряет, приводит в систему восприятие ребенка. Без формирования взрослым правильного восприятия и обучения ребенка основным умственным операциям, восприятие ребенком новых объектов и явлений может оказаться поверхностным и неполным. Все дети разные, и развитие каждого ребенка индивидуально. Но вместе с тем есть некий минимум умений в развитии, который соответствует уровню трехлетнего ребенка:

1) Умеет играть. Использует игрушки и предметы-заместители для построения простейшей последовательности игровых действий.

2) Способен построить предмет из двух деталей (домик из кубика и призмы, стульчик для куклы из кубика и кирпичика). Воспринимает постройку как игровой материал.

3) Проявляет желание рисовать. Рисует изображения, узнаваемые для него, которые может описать.

Таким образом, формирование сенсорных эталонов в младшем дошкольном возрасте обусловлено полноценным восприятием детьми окружающей действительности, служит основой познания мира. Можно сказать, что почти все дети обладают способностями с ярко выраженной сенсорной основой. Сензитивным периодом для развития сенсорного восприятия является ранний и младший дошкольный возраст. Упускать этот возраст ни в коем случае нельзя: он важен для дальнейшего развития ребёнка. Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений, потому что невозможно представить себе жизнь без визуальных. слуховых, зрительных ощущений и впечатлений. Для полноценного развития с самого рождения ребенку жизненно необходима тренировка органов чувств. Тогда во взрослой жизни он приобретет способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.



2. Особенности сенсорного развития детей младшего возраста.

Сенсорное развитие - одна из центральных составляющих умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету (желтое солнышко, белый снег). Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета. При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

Сенсорные, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться. Сенсорное развитие - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.

В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.

Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.

Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.

Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3 - 4 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, младший дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.

После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.

Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сензитивным для сенсорного развития детей.


3. Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей 3-4 лет.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте – норма, ребенок должен играть, даже если он делает самое серьезное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающей жизни, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра – это особый вид деятельности дошкольников, а так же средство для умственного и нравственного развития и воспитания. Именно в игре со сверстниками или старшими детьми воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, учатся считаться с требованиями других ребят, развивают свою речь, обогащая словарь.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности, нравственных и эстетических переживаний.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей.  Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтессори. Она считала, что игра должна быть обучающей, в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияния на развитие ребенка.  

В современной системе сенсорного воспитания наряду с учебными занятиями определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр.

В непосредственной образовательной деятельности такого рода сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе образовательной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.

В образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы занятий; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к образовательной деятельности  использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

В каждой дидактической игре должно быть предоставлено развернутое игровое действие. По мнению группы педагогов, дидактическая игра становиться игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность осознана на осознании этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если эти правила детьми усвоены. Роль взрослого заключается в том, чтобы у детей было в запасе много таких игр, в которые они играют сами, если интерес к игре пропадает, то необходимо позаботится об усложнении игр, расширении их вариативности.


4. Конспект НОД по сенсорному развитию в младшей группе

«В гости к Медвежонку».

Цель: - обогащение сенсорного опыта детей.

Задачи: - формировать умение детей узнавать и называть основные цвета;

- закрепить понятия «один-много», «короткий-длинный»;

- развивать мелкую моторику рук;

- учить группировать предметы, ориентируясь на форму;

- развивать внимание;

- воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Средства: игрушки Заяц и Медведь, короткая зеленая и длинная красная дорожки, картонные круги красного и желтого цвета на каждого ребенка, прищепки красного и желтого цвета, корзина, ширма с изображением леса, коробка с кубиками и шариками, две коробки зеленого и синего цвета.

Способы: сюрпризный момент, проблемная ситуация, беседа, диалог, п/и «Зайка серенький сидит», продуктивная деятельность детей, анализ.

Ход НОД:

Воздается стук в дверь и заходит Зайчик.

Здравствуй, Зайчик!

Д.: Здравствуй!

В.: Ребята, посмотрите, какая пушистая шубка у Зайчика?

В.: А какие у него ушки?

Д.: Длинные.

В.: А какой хвост?

Д.: Короткий.

В.: Зайка, а мы про тебя игру знаем. Давайте, ребята, покажем Зайчику!

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Дети выполняют движения согласно тексту.

Заяц: - Молодцы, ребята. Меня пригласил в гости Медведь. Хотите со мной пойти?

Д.: Да.

З.: Только в лес к Медведю попасть непросто. Нужно пройти по длинной дорожке (на полу лежат две дорожки: длинная - красного цвета, короткая – зеленого цвета).

В.: Ребята, какого цвета длинная дорожка?

Д.: Красного (дети проходят по длинной красной дорожке).

В.: Мы попали на цветочную поляну. Но почему цветочки такие грустные? Подул сильный ветер и лепесточки разлетелись в разные стороны.

(на полу лежат круги и прищепки красного и желтого цвета).

В.: Ребята, поможем цветочкам?

Д.: Да (дети крепят прищепки к кругам, воспитатель уточняет, что прищепки должны быть одинакового цвета с кругом).

Воспитатель спрашивает у каждого ребенка, какого цвета его цветок.

В.: Сколько цветов в руке?

Д.: Один.

В.: Ребята, а давайте наши цветочки подарим Медведю. Кладите их в корзинку, чтобы они не помялись.

В.: Сколько цветов в корзине?

Д.: Много.

В.: Смотрите, а вот и дом Медведя. Он нас уже ждет!

Давайте подарим ему наши цветочки!

Медведь:- Спасибо, ребята! Посмотрите, что мне еще подарили! (открывает коробку, в которой лежат кубики и шарики).

Д.: Кубики и шарики.

М.: Сколько их?

Д.: Много.

М.: Только я их перемешал. Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить их по домикам. Кубики нужно положить в синюю коробку, а шарики - в зеленую (дети группируют игрушки).

В.: Тася, какого цвета у тебя шарик?

- Красный (повторить хором).

В.: Кирилл, сколько кубиков у тебя в руке?

-Один.

В.: Ребята, сколько шариков в зеленой коробке?

Д.: Много.

М.: Какие вы все молодцы. Все игрушки правильно разложили.

В.: Ребята, у кого в гостях мы были?

Д.: У Медведя.

В.: По какой дорожке мы к нему шли?

Д.: По длинной.

В.: Сколько цветов мы подарили Медведю?

Д.: Много.

Раздается звонок телефона. Воспитатель делает вид, что разговаривает с Зайчихой. Ребята, Зайчика ждет мама. Пойдемте его проводим. - До свидания, Мишка. Дети прощаются с Медведем.


5. Список литературы 

  1. Абельская Т., Неопихонова Я. Проблема развития в немецкой психологии и ее влияние на советскую педологию и психологию // Педология. — 1932.
  2. Усова А. П., Сакулина Н. П., Аванесова В. Н., Венгер Л. А., Запорожец А. В., Поддьяков Н. Н. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М.: «Просвещение», 1965.
  3. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
  4. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011
  5. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

Методические рекомендации по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Методические рекомендациипо сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры...