Конспект организованной образовательной деятельности "Как аукнется, так и откликнется"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Материал предназначендля работы с детьми 6-7 лет  по речевому развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_kak_auknetsya._tak_i_otkliknetsya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  познакомить детей с русской народной сказкой «Как аукнется, так и откликнется».

Задачи:

- учить детей пересказывать сказку, используя речевые обороты из текста,

- активизировать употребление глаголов (из текста сказки),

- упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных,

- воспитывать умение понимать смысл пословиц,

- упражнять в изменении силы голоса и темпа речи, в правильном произношении звука [ш], [ж], [ р].

Ход занятия:

Орг.момент. Эмоциональный настрой на занятия.

Воспитатель:
– Ребята, какое у вас сегодня настроение? 
– Хорошее, радостное, веселое. 
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.

ИГРА «Назови ласково» (свои имена), но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образовать уменьшительно-ласкательные слова (цветок-цветочек, нос-носик, платье -платьице).

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?Я предлагаю отгадать загадки про сказки.

Сказки просят:

– А сейчас, вы, друзья,

Узнайте нас!

         

Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

(«Волк и семеро козлят».)

 

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня!

(«Гуси – лебеди».)

А дорога – далека.

А корзинка – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок…

(«Маша и медведь».)

  

По тропе, шагая бодро,

Сами воду тащат ведра!

(«По щучьему веленью».)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка!

(«Снегурочка».)

 

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов.

(«Теремок».)

 

Не лежалось на окошке.

Покатился по дорожке.

(«Колобок».)

 

Воспитатель: Кто часто является героями народных сказок о животных?

– О двух героях народных сказок о животных я сейчас вам загадаю загадки.

Хитрая плутовка,

рыжая головка,

хвост пушистый - краса!

А зовут её... (Лиса)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

(Журавль)

Воспитатель: Сегодня мы будем пересказывать сказку про лису и журавля. У этой сказки интересное название. Слушайте внимательно.

Чтение русской народной сказки воспитателем.

КАК АУКНЕТСЯ, ТАК И ОТКЛИКНЕТСЯ

        Лиса с журавлем подружились. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, почила звать его к себе в гости:

        - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

        Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

        - Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

        Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу – так всю и съела. Говорит лисица журавлю:

        - Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

        - Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

        На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

        - Кушай, кумушка! Не скупись, голубушка!

        Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его, и понюхает; толку все нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел!

        - Не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

        Взяла лисицу досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла голодная. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Беседа по вопросам:

- О чем говорится в этой сказке?

- Какою вам представляется лиса в этой сказке?

- Что вам особенно понравилось в сказке?

- Как вы понимаете выражение «не солоно хлебавши», «потчует», «стряпала», что они означают?

- Почему так называется сказка? Что означает выражение «как аукнется, так и откликнется»?

Повторное чтение сказки воспитателем.

Физ. минутка

Один – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо стать

Пересказ сказки по ролям – за лису, за журавля, за автора.

Лексико-грамматическая работа.

- Что делала лиса? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала…)

- Лиса была хитрая, а журавль еще … (хитрее)

- Кувшин был высокий, а журавль еще … (выше)

- Нос у журавля был длинный, а у слона хобот еще … (длиннее)

Воспитатель: Ребята, послушайте пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Как вы ее понимаете?

Дети: предполагаемые ответы

Воспитатель: предлагаю вам заучить скороговорку: «На крыше у Шуры жил журавль Жура». Повторите ее:

- громко и медленно,

- шепотом и быстрее,

- громко и быстро,

- шепотом и медленно.

Рефлексия: Какую сказку мы сегодня читали? Кто главные герои сказки?  Какая была лиса? Какой был журавль? Чему нас учит эта сказка?

Литература: 

 1. Ельцова О.М., Прокопьева.Л.В Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций: Подготовительная к школе группа (6- 7   лет): -СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство-Пресс», 2016. -208с.

      2. Ельцова О.М,Прокопьева Л.В. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. -192с.

4. Ушакова О.С. Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. -М.: ТЦ Сфера. 2020.-336


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Социально-личностное развитие» образовательная область «Социализация» Тема: «Права ребёнка» Подготовительная группа

В наше время актуальна проблема защиты прав детей.  Знакомить детей с их правами необходимо уже в ДОУ.В данном мтериале представлен конспект организованной образовательной деятельности по теме "П...

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Познание» образовательная область «Формирование элементарных математических представлений» Тема: «Путешествие за названием группы» Средняя группа

Конспект "Путешествие за названием группы"  поможет  достигнуть  следующих целей: совершенствовать умение различать и находить геометрические фигуры; выделять несколько признаков (цвет ...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...