Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
«Уроки вежливости» (этикет, манеры поведения)
«Традиции моей семьи» (значимые события и памятные даты)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_vezhlivosti_.docx | 466.63 КБ |
traditsii_moey_semi_znachimye_sobytiya_i_pamyatnye_daty.docx | 118.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
«Уроки вежливости»
(этикет, манеры поведения)
Цель: Познакомить детей с вежливыми словами и научить ими пользоваться в жизни.
Дидактическая игра «Приветствие».
Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.
Игра «Вежливые слова»
1.Какие слова мы говорим при встрече?
Ответ: («Здравствуйте», «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Я рад тебя видеть», «Как ты себя чувствуешь? »)
2.Какие слова мы говорим при расставании?
Ответ: («До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго»)
3.Какие слова мы говорим во время завтрака, обеда, ужина?
Ответ: («Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно»)
4.Какие слова мы говорим перед сном?
Ответ: («Спокойной ночи», «Доброй ночи», «Приятных снов»)
5.Во время игры вы нечаянно толкнули друга и он упал. Как вы поступите?
Ответ: (Извинится и помочь встать)
6.Вы собрались нарисовать рисунок, у вас нет нужного карандаша, а у друга есть. Как вы поступите?
Ответ: (Попросить вежливо: дай, пожалуйста)
Игра «Доскажи словечко»
Давайте ребята поиграем в игру «Потерялось словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!
Отгадывание загадок.
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво)
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста)
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас)
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»
(Благодарю)
Пословицы о дружбе:
1. Старый друг лучше новых двух.
2. Нет друга - ищи, а нашел - береги.
3. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? Сейчас мы это проверим. Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».
Игра «Да-да-да, нет-нет-нет»
Будем крепко мы дружить? (да-да-да)
Нашей дружбой дорожить? (да-да-да)
Мы научимся играть? (да-да-да)
Другу будем помогать? (да-да-да)
Друга нужно разозлить? (нет-нет-нет)
А улыбку подарить? (да-да-да)
Друга стоит обижать? (нет-нет-нет)
Чай с друзьями будем пить? (да-да-да)
Будем крепко мы дружить? (да-да да).
Учитесь дружить, учитесь дорожить дружбой.
Дидактическая игра «Назови хорошее, доброе слово» (с мячом).
Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе.
Злой - добрый, жадный - щедрый, слабый - сильный, грубый - вежливый, трусливый - храбрый, лживый - честный, глупый - умный, страшный - красивый, грязный - чистый, жёсткий - мягкий, плохой - хороший, ленивый - трудолюбивый, чужой - родной, грустный - весёлый, несчастный - счастливый.
Дидактическая игра «Комплименты».
Сказать комплименты: друг другу, гостям.
Физминутка
«Будь внимательным»
– Поиграем в игру «Круг вежливых слов». Встаем все в круг и под музыку передаём сердце (мягкую игрушку) по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется сердце, говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову.
– Молодцы, вы знаете очень много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень говорить нам целый день!»
Дидактические игры
«Назови себя»
Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома, или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Позови ласково»
Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
«Передача чувств»
Цель. Учить передавать различные эмоциональные состояния.
Ход. Ребенку дается задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
«Моя любимая игрушка»
Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
«Наши имена»
Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.
Ход: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три)раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.
Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.
«Вежливый котик»
Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.
Ход: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)
Рады видеть вас всегда.
Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.
"Что чем едят"
Оборудование: Карточки с изображением различных продуктов и блюд.
Ход: дети должны правильно подобрать карточку - что едят руками, что едят ложкой, что едят вилкой, что едят вилкой и ножом.
«Столик, накройся!»
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
«Накроем стол для кукол»
Цель: Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход: Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда).
Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы-ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Предварительный просмотр:
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
«Традиции моей семьи»
(значимые события и памятные
даты)»
Традиция - это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семьи свои традиции: встречать гостей, организовывать отдых, проводить семейный праздник. Одна семья отличается от другой своими привычками, обычаями.
1. Игра «Доскажи словечко»
- Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас друзья?
Ваша дружная …. (семья)
- Перед сном надев пижаму,
Почитать мы просим … (маму)
- Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить,
Все вы знаете ребята,
Это наш любимый … (папа)
- Ароматное варенье, пироги на угощенье,
Вкусные оладушки, от любимой … ( бабушки)
- Он трудился, не от скуки
У него в мозолях руки.
А теперь он стар и сед
Это наш любимый … (дед)
- Кто любит меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка.
Моя старшая …(сестренка).
- Кто веселый карапузик
Шустро ползает на пузе,
Удивительный мальчишка
Мой родной младший … (братишка).
Семьи бывают разные: есть большие семьи, когда есть мама, папа, и несколько детей, а есть маленькие, например, мама и ребенок. Но самое главное, чтобы в семье заботились друг о друге, помогали и, конечно же, любили.
2. Физкультминутка:
У меня есть семья
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины.
Небывалой вкусноты.
(имитация движений)
С дедом грядки мы копаем.
( имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем.
(имитация движений)
С папой мы в футбол играем.
(имитация движений)
Очень сильно я люблю
Свою милую семью
(обхватить себя руками).
3. Игра «Какой? (какая?)»
Подберите слова, которые описывают каждого члена семьи.
Мама - добрая, ласковая, родная, трудолюбивая…
Папа - смелый, отважный, сильный…
Брат - капризный, умелый,…
Сестра - добрая, веселая….
4. Я думаю, что вы любите всех своих членов семьи. Сейчас вам предоставится возможность ласково назвать их. (Дедулечка, дедуля…).
5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей?) - мамин, папин, ... .
Шапка (чья?) - тетина, дядина ... .
Пальто (чье?) - бабушкино, дедушкино ... .
Перчатки (чьи?) - мамины, бабушкины ... .
6. Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а):
Папа - сын (папа старше, а сын младше),
папа - дедушка,
дядя - племянник,
внук - дедушка.
7. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Старший - (младший), большой - ..., молодой - ....
Старше - (моложе, младше).
Словарь
Установление и обозначение родственных отношений:
(кто ты маме, папе?..)» Обобщающее слово - «семья».
Глаголы: читает, вяжет, готовит, моет, стирает, варит, жарит, пишет, режет, прибивает, подметает и т. д.
Прилагательные: большой, маленький, старый, молодой, добрый, сильный, веселый, смелый, старший, младший и т. д.
Грамматика
Образование притяжательных прилагательных (бабушка - бабушкина шаль, мама - мамино платье и т. д.).
Образование уменьшительной формы существительных (мама - мамочка, баба - бабушка - бабуля).
Составление простых распространенных предложений по сюжетным картинкам.
Употребление существительных в творительном и винительном падежах (режет мясо (чем?) ножом; варит (что?) рыбу).
Составление словосочетаний с данными прилагательными (папа добрый, мама веселая).
Подбор антонимов (молодой - старый, добрый - злой и т. д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет
В данном разделе представлен сборник логопедических заданий по развитию лексико-грамматического строя и связной речи у детей 5-7 лет. Каждый день рекомендуется выполнять по 3-4 задания, которые ...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
laquo;В здоровом теле - здоровый дух» (ЗОЖ, охрана здоровья)»...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
laquo;В здоровом теле – здоровый дух» (ЗОЖ, охрана здоровья)...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи «Зимние забавы»
laquo;Зимние забавы» (зимние виды спорта, роль спорта в сохранении здоровья, знаменитые спортсмены России)...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи "Дикие животные готовятся к зиме
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи "Электроприборы"
ЭЛЕКТРОПРИБОРЫ...
Логопедические задания на развитие лексико-грамматического строя речи
При солнышке - тепло, при мамочке - добро....