Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Цыпленок в гостях у ребят»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кострова Юлия Валентиновна
Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Цыпленок в гостях у ребят».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_tsyplenok.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 459»

МБДОУ «Детский сад № 459»

города Нижнего Новгорода

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет)

«Цыпленок в гостях у ребят»

Выполнила:

воспитатель Кострова Юлия Валентиновна

                                 

2024 год

Цель занятия: развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет посредством дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей  в отчетливом произношении  изолированного звука [ц] , звука [ц]  в слоге, в словах;

- формирование умения подбирать слова с заданным звуком;

-формирование умения определять на слух наличие звука [ц] в слове;

Развивающие:  

- учить отгадывать загадки;

- развивать диалогическую речь детей;

- обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей;

-  развивать фонематический слух и восприятие;

-развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные: 

- воспитывать желание говорить правильно.

Методы и приёмы:

-словесные (художественное слово, объяснение, указание);

-игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).

Оборудование: игрушка  цыпленок; предметные картинки; магнитная доска.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игрушка, загадки, артикуляционная гимнастика, индивидуальные , общие ответы на вопросы, физкультминутка, гимнастика для пальчиков, игра «Будь внимателен», рассказывание сказки, используя картинки.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей сесть за столы.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выскочило чудо.

Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

Ответы детей: Цыпленок.

Воспитатель: Правильно, это - цыпленок.

 Воспитатель показывает картинку, где цыпленок вылезает из яйца.

Воспитатель: А как называется его чудесный дом?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Ребята, давайте вы будете цыплятами, которые сидят в яйце. Покажите, как вы будете вылезать из скорлупы. Сначала высунули головку, потом правое крылышко, потом – левое. Посмотрел цыпленок вокруг и удивился: ац- оц  - уц.

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой. Но тут подул легкий ветерок, а потом сильный ветер. Дети показывают.

Цыпленок испугался: «Ца-цо-цу!»

Ветер стал стихать и совсем прекратился. Цыпленок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци».

- Скажите, ребята, какой звук часто повторял цыпленок?

Дети: ц-ц-ц.

Воспитатель: Чтобы правильно его произносить, нужно улыбнуться, зубки поставить заборчиком, язычком толкнуться в нижние зубки и отрывисто произнести : ц-ц-ц.

- Давайте все вместе скажем : ц-ц-ц.

- А теперь скажут Юра, Кира и Маша.

- А в слове цыпленок есть такой звук: ц?

Дети: да, есть.

Воспитатель: правильно, он стоит в начале слова, слышите?

Воспитатель произносит слово, выделяя звук. Затем просит нескольких детей сказать слово «цыпленок».

Воспитатель: А теперь давайте хором скажем это слово. (проговоаривают хором).

Появляется цыпленок-игрушка.

Воспитатель: Ой, кто это к нам пожаловал? Да это же цыпленок пришел к нам в гости, услышал, что мы про него говорим и пришел.

Цыпленок: Здравствуйте, дети.

Дети: Здравствуй, Цыпленок.

Воспитатель: А как тебя зовут Цыпленок?

Цыпленок: меня зовут Цыпа.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе повторим: Цыпа.

Воспитатель: Какой звук мы слышим  в начале слова?

Дети: { Ц }

Воспитатель: Ребята, как вы думаете? Почему цыпленка так назвали?

Дети: потому что так подзывают цыплят.

Воспитатель: Алёна,  позови цыпленка. Саша,  теперь ты позови.

Давайте все вместе позовем: цып-цып-цып.

Цыпленок: Мой любимый звук – Ц. Я даже знаю стихотворение с этим звуком. Хотите я вам его прочту?

Дети: да, хотим.

Цыпленок: Ну тогда слушайте  и дружно повторяйте.

 (Сначала говорит воспитатель, а дети повторяют)

                                                         Це-це-це

                                                         Дом цыпленка в яйце.

                                                         Цо-цо-цо

                                                         Кот увидел яйцо.

                                                          Цу-цу-цу

                                                          Тянет лапку кот к яйцу.

                                                         (Показывает коготки)

                                                         Ца-ца-ца

                                                         Брысь кот от  яйца.

                                                          (Топает ногой)

                                                          Цу-цу-цу

                                                           Не пускать кота к яйцу.

                                                           (Грозит пальцем)

                                                           Цы-цы-цы

                                                           Молодцы!

                                                           (Хлопает в ладоши)

Воспитатель: Спасибо, цыпленок, за такой интересный стишок.

Дети, а кто помнит, какой самый любимый звук у Цыпы?

Скажите Кира, Катя и Максим.

Правильно, молодцы – Ц.

Физкультминутка под музыку «Цып, цып, мои цыплятки»

Дети встают в круг и под  музыку повторяют танцевальные движения за воспитателем.

Воспитатель: Ребята, а давайте покажем Цыпе какую гимнастику для пальчиков мы делаем.

Пальчиковая гимнастика. «Цыплята»

1,2,3,4,5 – по очереди соединить пальцы обеих рук в шар.

Раз – цыпленок на крыльце.

(загибаем по одному пальчику на каждой руке)

Два- еще сидит в яйце.

Три – цыпленок самый смелый.

А четыре – самый сильный.

Пятый – маленький цыпленок.

(Загнув мизинчик, прижать кулачки друг к другу).

Кушать захотел спросонок.

(Указательным пальчиком правой руки постучать по ладони левой руки)

Накормили мы цыплят

Воспитатель: какие вы молодцы! А сейчас я приглашаю вас за столы и разбудите свои ушки, чтобы они хорошо и внимательно слушали.

Дети будят ушки, трут их.

Воспитатель: Я предлагаю поиграть в игру «Будь внимателен». Я сейчас буду называть слова, а вы внимательно слушайте. В каких слова услышите звук {Ц} – хлопайте в ладоши,  если такого звука в слове нет – хлопать не нужно.

Слова: ЦАПЛЯ, МОРОЗ, ХОЛОДЕЦ, СЕВЕР, ЛИЦО, ЧАЙКА, ЦАРАПИНА, КРЫЛЬЦО, МОЛОДЕЦ, ЦЫПЛЕНОК, МУДРЕЦ.

Воспитатель: Молодцы, какие у вас внимательные ушки.

Цыпленок: Ребята, я так мало знаю слов со звуком { Ц }? А ведь это мой любимый звук.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Цыпе, назовите ему слова со звуком Ц.

Выслушать ответы детей, если дети затрудняются, помогать наводящими вопросами, каждое слово повторять хором.

Воспитатель: Где выступают клоуны и акробаты?

Дети: Цирк.

Воспитатель: давайте хором скажем – ЦИРК. А как называется птица, которая живет на болоте и любит есть лягушек и стоит на одной ноге?

Правильно – ЦАПЛЯ. Скажем вместе – ЦАПЛЯ.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Он совсем, совсем зеленый

И овальный , удлиненный.

Помидора верный брат.

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы! Ну конечно, ОГУРЕЦ. Скажем вместе ОГУРЕЦ.

Воспитатель: А вот еще одна загадка:

Зимой – беленький,

Летом – серенький,

Никого не обижает,

Всех сам боится.

Дети: ЗАЯЦ.

Воспитатель: У каждого из нас есть МАМА, у Цыпы тоже есть мама. Кто она?

Дети: Курица.

Воспитатель: Скажем вместе- КУРИЦА. Какие вы- молодцы! Но Цыпа говорит, что ему пора домой к маме. Мама-курица обещала ему рассказать сказку, в которой много слов с любимым звуком {Ц}. А я вам тоже расскажу эту сказку. Давайте попрощаемся с цыпленком Цыпой, скажем – До свидания и приходи к нам в гости еще.

А теперь слушайте сказку и помогайте мне по ходу сказки.

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску картинки-предметы и картинки-героев: царь,  царица, царевна, дворец, солнце,  месяц, дерево, птица-скворец.

СКАЗКА

            В некотором  Царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И была у них дочка – Царевна. Жили они в прекрасном ДворЦе. Каждое утро всходило яркое солнЦе и все выходили гулять на улицу, любовались красивыми душистыми Цветами, слушали пение скворЦа, который жил в своем домике-скворечнике. А вечером в  оконЦе дворЦа заглядывал в гости ясный месяЦ.

           Жили они дружно и счастливо.

Воспитатель: Ребята, а какие слова со звуком {Ц} вы услышали в сказке.

Выслушать ответы детей. Если дети называют не все слова, воспитатель задает наводящие вопросы.

- Где жили  герои сказки? (Во дворце)

- Куда выходили гулять? (На улицу)

- Чем любовались и кого слушали? (Цветами, скворца)

- Вечером кто заглядывал в гости? (Месяц)

- Куда он заглядывал? (В оконце)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А кто хочет рассказать свою сказку с помощью этих картинок.

Если позволяет время - выслушать сказки 2-3-х  детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошие сказки у вас получились.

А теперь давайте вспомним, с каким звуком мы сегодня познакомились?

Ответы детей: {Ц}

Воспитатель: Кто приходил  к нам гости? Как его звали?

Ответы детей.

Воспитатель: какие слова со звуком {Ц} вы запомнили?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, вы – молодцы, вы научились  правильно произносить звук {Ц}  и находить его в словах. А Цыпа оставил вам подарки – раскраски, вы можете их взять и пойти раскрашивать.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в средней группе с инсценированием сказки «Колобок в гостях у ребят»

Занятие по развитию речив средней группе с инсценированием сказки «Колобок в гостях у ребят»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема : «Игрушки в гостях у ребят».

Программное содержание: Цель: Обогащение и активизация словаря по теме. Задачи: 1. Пополнить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными по теме. 2.Учить понимать смысл загадок, подби...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Игрушки в гостях у ребят»

Цель: Обогащение и активизация словаря по теме.Задачи:1. Пополнить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными по теме.2.Учить понимать смысл загадок, подбирая предметы к действи...

Конспект занятия по развитию речи для детей 4-5 лет.Тема: «Игрушки в гостях у ребят»

Упражнять в употреблении множественного числа и уменьшительной формы, названий цветов. Закрепить понимание наречий, выражающих пространственные отношения: слева, справа, посередине, около, между, вниз...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (4-5 лет) «Кукла Маша в гостях у ребят»

Конспект занятия по развитию речи  в средней группе (4-5 лет) «Кукла Маша в гостях у ребят»...