План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей раннего дошкольного возраста».
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Машкина Гюзель Мударисовна

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей раннего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2samoobrazovanie_2ml.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Развитие связной речи детей раннего дошкольного возраста».

Введение

Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,  самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь- это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.

Актуальность темы:

Развитие речи детей  раннего дошкольного возраста является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии, так как дает представление не только об общих закономерностях развития ребенка, но и об особенностях становления его личности. Одной из важнейших задач по развитию речи дошкольников является формирование связной речи, в которой отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в логичной, правильной, четкой речи.

В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог. Большие возможности для развития речи младших дошкольников представляют сказки, стихи. потешки. С помощью сказок дети начинают понимать,  насколько богат язык. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой дети учатся слушать, пересказывать, инсценировать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки. Эти занятия вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Яркость, образность, простота, возможность повторять одни и те же речевые формы и образы, которые присуще литературному языку позволяют сделать сказки главным фактором развития связной речи дошкольников.

Поэтому считаем актуальной темой для самообразования «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по проблеме развития связной речи младших дошкольников через ознакомление со сказками, стихами, потешками.

Задачи: 

- создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками, авторскими сказками, стихами и потешками.

- развивать связную речь

-учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

- обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе (мини-центр по сказкам, театрализованные игры, игры-драматизации по мотивам сказок и др.).

- создать картотеку сказок для младших дошкольников (русские народные, авторские, зарубежные).

Основные направления деятельности педагога

Целью работы над данной темой является:

-повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;

-систематизация работы по развитию речи у дошкольников в соответствии с ФГОС.

Для реализации поставленных целей необходимо решить ряд задач:

- изучить современную научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста

-изучить наиболее эффективные способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста

-совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

- разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей

Прогнозируемые результаты

Деятельность по реализации проблемной темы самообразования направлена на достижение таких результатов:

- совершенствование образовательного процесса;

- активизация речевой деятельности дошкольников;

- улучшение предметной среды, которая способствует развитию связной речи у детей;

- достижение намеченных в ФГОС соответствующих результатов дошкольного образования;

-  повышение профессионального уровня и компетентности педагога.

Срок реализации

                             с 1 сентября 2021   по 30мая 2022года

Форма проведения занятия: комбинированная (индивидуальная и подгрупповая работа, самостоятельная и практическая).

Сентябрь

Формы работы

На год

Самообразование

С детьми

С родителями

Подбор и изучение литературы по теме; Пополнение речевого уголка: дидактическими играми картотеками, сюжетными картинами; Обогащение развивающей среды.

Использование опорных схем-картинок «Сказки»

Дидактические игры:

«Узнай, из какой сказки», «Угадай сказку», «Сказочное лото», «Расскажи сказку по картинкам». Заучивание потешек.

Привлечение к совместной работе по выбранной теме

Сентябрь

Самообразование

С детьми

С родителями

Разработка плана по самообразованию педагога. Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

Чтение сказок «Репка», «Теремок», «Колобок», Рукавичка» 

Родительское собрание «Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет» знакомство родителей с темой самообразования консультация «Развитие речи детей раннего дошкольного возраста»

Октябрь

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

Показ настольного театра по сказкам: «Лиса, заяц и петух», «Маша и медведь»,

Акция «Подари группе книгу!»

Ноябрь

Создание лепбука «Русские народные сказки»

«Петушок-золотой гребешок». «Три медведя», «Рукавичка»

Папка передвижка «Как воспитать у детей любовь к книгам»

Декабрь

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

«Лиса и волк» «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Индивидуальные беседы, консультации

Январь

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

Ш.Перро «Красная Шапочка», Гримм «Волк и лис».» Маша и медведь», «Три медведя»

Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.

Февраль

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

«Волк и семеро козлят» (с использованием пальчикового и настольного театра), «Гуси-лебеди», «Коза-дереза»

Изготовление атрибутов к сказке «Теремок»

Март

Открытое занятие (ООД) для педагогов на тему: «Сундук сказок»

«Лисичка со скалочкой», «Петушок и бобовое зернышко»,

Памятки для родителей «Читаем детям»

Апрель

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

«Хаврошечка», «Морозко», «По щучьему веленью»

Конкурс для детей и родителей – рисунок на тему «Моя любимая сказка»

Май

Подбор и изучение литературы по теме; подбор дидактических игр и упражнений. Обогащение развивающей среды.

Проведение викторины «Наши любимые сказки»

Выставка рисунков». Моя любимая сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Старшая группа

план работы с детьми по развитию связной речи вне занятий, указаны формы работы, предварительная работа программное содержание...

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного через использование приемов мнемотехники».

Цель:Развитие связной речи детей с помощью приемов мнемотехники, повышение уровня речевой активности детей.Задачи:-Изучить педагогические условия использования приемов мнемотехники как средства развит...

План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»

Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.                                        ...

План самообразования: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В материале раскрыта актуальность развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, представлены задачи работы, ожидаемые результаты, составлен план ...

План самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План самообразования «Развитие связной речи детей  старшего дошкольного возраста»...

План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Развитие навыков свободного общения со взрослыми и детьми. Задачи: - совершенствовать диалогическую форму речи;-развивать монологическую форму речи;- учить связно, последовательно и выразит...