Животный мир Прибайкалья
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Токарева Татьяна Васильевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: «Животный мир Прибайкалья». Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников первичных представлений о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической темы «Животные родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikie_zhivotnye_pribaykalya.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе.

Тема: «Животный мир Прибайкалья».

Цель: Создать условия для формирования у старших дошкольников первичных представлений о мире животных Прибайкалья, через выполнение упражнений и заданий лексической  темы «Животные родного края»                                                                                            

Задачи: 

Формировать представления детей о многообразии животных Прибайкалья. Уточнить названия, отличительные признаки животных.                                       активизировать словарный запас, наименованиями деталей предметов, частей тела животных. Развитие ловкости. Развивать внимание и память. Воспитывать бережное отношение к животным, понимая их самоценность. Воспитывать гордость за уникальное творение природы, национальное  сокровище и достояние  животного мира  Прибайкалья.

Активизация словаря  

Накопление словаря по теме: «Животные Прибайкалья» новые слова:логово, хатка,  кабарга, белёк,  горностай,  росомаха, баргузинский соболь,  следопыты.

Материал и оборудование.

Видеоролик «Животные Прибайкалья» https://youtu.be/mbM1HYqmaQs

Ноутбук,видеопроектор

Предварительная работа.

Беседа «Как животные Прибайкалья готовятся к зиме», «Чтение художественной литературы : С.К.Устинов «Зверь - большие рога», «Животные Байкала», Н.С.Никитин  «Баргузинский соболь», С.Н.Агеева «Нерпёнок»,  Моделирование «Что есть у оленя? медведя?                        Дидактические игры  - «Найди детёныша для мамы»,  «Собери нерпу из геометрических фигур»,  «Четвертый лишний», «Подбери домик для животного»,  «Найди по описанию»;    подвижные – «Рыжая лисичка», «Лиса и зайцы»,  сюжетно-ролевые – «Лесные следопыты на Байкале»,  рисование  «Заяц-беляк», «Раскрась животное и дорисуй его домик»;  аппликация «Домик для нерпы и нерпёнка»;  пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»;  артикуляционная гимнастика: «Белка».

Материалы и оборудование:   мяч, набор цифр, набор  иллюстраций и предметных  картинок  к  дидактическим играм; набор игрушечных животных, волшебный сундучок.  

План - конспект

I часть.   Вводная                                                                                                            Сегодня, на занятии мы будем знакомиться  с животными родного края.                                

Дыхательное упражнение   «Лиса идёт по следу»                                                                                        (короткие частые вдохи носом)

Лисонька-лиса след зайца взяла.

Носиком повела, по следу пошла: «Лиса след взяла»

Мотивация  игровая.

Игра с мячом  «Веселый счет»                                                                                   Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.                                                 Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...)..                                                                                                                 Один волк - пять  волков, один кабан - пять кабанов,  один заяц - пять зайцев,  одна лиса -  пять лис, один медведь - пять медведей, один лось - пять лосей, одна белка - пять белок, один горностай – пять горностаев    и т. д.                                                       

Сюрпризный момент.                                                                                                    Волшебный сундучок (с игрушечными животными)                                                                   Дидактическая  игра:   « Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.                                                                                                                                             Ход игры:  ребёнок достаёт из сундучка   игрушечное   животное, отвечает на вопрос, кем  был раньше  названный объект:  лиса - лисёнком,  медведь  - медвежонком,    соболь - соболёнком,  бобр - бобрёнком,  рысь - рысёнком,  заяц - зайчонком, олень - оленёнком, белка - бельчонком,  лось – лосёнком,  волк - волчонком,  кабан – кабанёнком.

II часть   Основная 

Знакомство детей с животными Прибайкалья. Просмотр видеоролика «Животные Прибайкалья»

Групповая работа

  Д/и  «Животные и их детеныши».                                                                                                                        Воспитатель  называет какое - либо животное, а ребенок, называет детеныша этого животного, показывает его на картинке и соединяет  линией.                                       У оленя - оленёнок;  у лося - лосёнок;  у лисы - лисёнок; у  медведя - медвежонок,   у волка - волчонок,  у зайца - зайчонок,  у белки - бельчонок, у  барсука – барсучонок,  у рыси - рысёнок,  у нерпы - нерпёнок  (белёк)

 Д/и  «Чья семья?»  

 Цель: подбор однокоренных слов                                                                Волчья семья – это волк, волчица и волчонок  и  т.д.

Пальчиковая гимнастика «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом

(Дети загибают пальцы на обеих руках.)                 

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нём.

 Игра «Покажи правильно»

 Перед вами животные: 1. Медведь  2. Соболь.  3. Кабарга 4. Бобр  5. Лиса

– Я читаю описание животного, вы соотносите это описание с изображением, и когда я говорю: Внимание, ответ, поднимаете карточку с номером животного.

1.   Это стройное и изящное животное,  называют «жемчужиной сибирской тайги».  Тело  его вытянутое, очень гибкое, на коротких ногах. Меховой покров густой,  мягкий,  пушистый. Зимой он  светлее летнего. ( Соболь)

2.   Большой, лохматый, ходит на четырех лапах, любит мед, зимой спит, летом бродит, ест малину и нагуливает жир. След этого хищного зверя похож на  человеческий? (Медведь)

3. Парнокопытное млекопитающее небольшого размера. Маленький безрогий олень, или, как его часто называют, «сибирский кенгуру». У самцов имеются острые клыки, которые заменяют отсутствующие рога.  Они растут на протяжении всей жизни животного и могут достигать 10 см в длину.

 (Кабарга)

4. Это красивое животное. Тело  покрыто густой рыжей шерстью, имеет  роскошный пушистый хвост,  короткие ноги и острую мордочку. Глазки бусинки, светятся хитрым огнём. Питается  мышами, зайцами.                                                       От врагов  убегает зигзагами,  бегает  очень быстро. (Лиса)

5.  Это животное водоёмов, у него короткие и сильные лапы, крупные и острые зубы, красивый мех, длинный хвост, который выполняет функцию руля.   В случае опасности он  со всей силы молотит хвостом по воде, таким образом,  он предупреждает своих сородичей.

Питается  растениями  и древесиной,  предпочитает кушать молодые веточки и побеги деревьев, на зиму они делают запасы в своих норах.  Строить эти водолюбивые животные умеют норы и хатки. Выход из жилища находится под водой. (Бобр)                                                                                                                     

III часть   Заключительная                                                                                      - «Где  мы можем применить  полученные  знания?»                                                                               1 вариант:  Игра   «Подскажи словечко»                                                          

—  Сова летает, а куница ….?  

— Заяц ест траву,  а лиса ….?

— Крот роет норки, а белка…?                                                                                                — Медведь зимой спит, а волк…..?

— Рысь - хищный зверь, а заяц…?

— Лосиха - мама лосёнка, а олень ..?

— У медвежонка мама медведица, а у бельчонка….?

 2 вариант (усложнение)  «Продолжи предложение»                                                                    -  Давайте, ребята,  попробуем продолжить предложение:

– Горностая можно отличить от ласки по – (размеру, он немного больше, и по черному кончику хвоста зимой)

– Весной «танцует фокстрот» — поднимаясь на задние лапы и двигаясь мелкими шажками – (лиса)

– Самцам кабарги рога заменяют – (острые клыки)

– Жемчужиной сибирской тайги называют – (соболя)

– Бесстрашный хищный зверь, которого предпочитают обходить стороной волки и медведи это – (росомаха)

  IV часть    Подведение итогов:

Мир прекрасен, наши леса, тайга, удивительные и разнообразные виды животных.  Знайте и берегите их.

Для дружбы, для улыбок и для встреч,  
В наследство получили мы планету. 
Нам этот мир завещано беречь,  
И землю удивительную эту!

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Ознакомление детей с животным миром Прибайкалья".

Данная программа была разработана в соответствии с региональным компонентом программы....

ПРОЕКТ «УНИКАЛЬНОСТЬ ОЗЕРА БАЙКАЛ. ЖИВОТНЫЙ МИР ПРИБАЙКАЛЬЯ». Педагоги-соавторы Соловьева Н.П и Ивановская С.С

В системе дошкольного образования существуют педагогические возможности и средства формирования общей культуры ребенка        Байкал является одним из чудес св...

Животный мир Прибайкалья

Животный мир Прибайкалья (презинтация)...

Животный мир Прибайкалье

Животный мир Прибайкалье...

Перспективный план в подготовительной группе Тема «Животный мир Прибайкалья»

Задачи: Систематизировать первоначальные представления детей о типичных представителях животного мира Прибайкалья. Закреплять и углублять представления об охране животного мира, приобщать к экологичес...

Технологическая карта ОС по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Животный мир Прибайкалья».Воспитатель Тарасенко Валентина Владимировна

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал.Задачи: Организовать деятельность детей по развитию...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности "Животный мир прибайкалья"

ЦЕЛЬ: Создать условия  для расширения  и углубления представлений о нерпе как уникальном ластоногом млекопитающем, эндемике озера Байкал. Задачи: Организовать деятельность детей  по з...