Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»
методическая разработка по развитию речи

Сокол Ольга

Цель мастер - класса: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по формированию звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста посредством использования методики выразительного чтения стихотворений.

 

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить педагогов с основными этапами реализации методики выразительного чтения стихотворений, обеспечивающими эффективный результат формирования звуковой и интонационной культуры речи.

2. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов и средств выразительности речи при восприятии произведений художественной литературы;

3. Развитие способности к целостному эмоциональному восприятию содержания, звучности, ритмичности стихотворения;

4. Воспитывать поэтический вкус, способность понимать и чувствовать произведение.

 

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» с детьми дошкольного возраста в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6 Яшкинского муниципального округа»

Мастер-класс для педагогов

по применению технологий речевого развития детей

«Как научить ребёнка читать стихи выразительно»

Составила: воспитатель

Сокол О.В.

Цель мастер - класса:

Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по формированию звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста посредством использования методики выразительного чтения стихотворений.

Задачи мастер - класса:

1. Познакомить педагогов с основными этапами реализации методики выразительного чтения стихотворений, обеспечивающими эффективный результат формирования звуковой и интонационной культуры речи.

2. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов и средств выразительности речи при восприятии произведений художественной литературы;

3. Развитие способности к целостному эмоциональному восприятию содержания, звучности, ритмичности стихотворения;

4. Воспитывать поэтический вкус, способность понимать и чувствовать произведение.

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» с детьми дошкольного возраста в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Концептуальные основы системы работы по развитию звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста.

Основная цель работы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста направлена на формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа как средством общения и культуры.

При характеристике цели речевого развития особенно подчеркивается такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставится задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту».

Правильная речь рассматривается как:

а) правильное произношение звуков и слов;

б) правильное по смыслу употребление слов;

в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка.

Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью развития речи, а коммуникативно-целесообразная речь — высшей ступенью речевого развития.

Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть). Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями.

Ход мастер - класса:

Одной из основных задач образовательной области «Речевое развитие» является развитие звуковой и интонационной культуры речи детей дошкольного возраста. Эта задача эффективно решается при использовании педагогами методики выразительного чтения при ознакомлении дошкольников с художественной литературой. Но наиболее остро необходимость выразительного чтения осознается при заучивании стихотворных литературных произведений.

Как по-разному дети читают стихи. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживая эмоции, затронутые данным произведением. Работа над таким чтением очень не легка для педагога! Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным.

Рассмотрим методику выразительного чтения на примере работы с поэтическими произведениями художественной литературы.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

1. Вызвать интерес к произведению и желание знать его.

2. Воспитать любовь к поэзии.

3. Помочь понять содержание произведения в целом и содержание отдельных его слов, фраз.

4. Научить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.

5. Научить выразительно, с естественными интонациями читать стихотворения.

Можно ли научить ребенка читать стихи выразительно?

Да, можно. Под выразительным чтением мы подразумеваем соблюдение логического ударения, пауз, интонации.

Вот несколько этапов, которые помогут ребенку читать стихи с выражением.

1. Выбрать отрывок или целое стихотворение для выразительного чтения.

1) Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию.

2) Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 3-4 лет достаточно одно - два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3) Стихотворение должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры (Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-аналогии, сходства, сравнения.), сравнения (Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому), небольшие описания (Сочинение, изложение, в котором описывают что-нибудь), но все же динамичность важна.

4) Стихотворение должно соответствовать характеру воспитанника. Поэтому нужно постараться подобрать то стихотворение, которое будет ему интересно. Например, озорнику и непоседе будет легче выучить и воспроизвести веселые стихи, а мечтателю — более спокойные, плавные по звучанию.

5) Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха (умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, этических и нравственных понятий).

2. Артикуляционная гимнастика.

Целью артикуляционной гимнастики является развитие речевого аппарата, совершенствование и выработка его движений. Некоторые примеры выполнения:

Часто используется приём пения гласных звуков: а-о-у-и-ы-е-ю.

«Вкусные» игры с пользой для речи

Дети любят играть, а еще они обожают сладости. Утомительные занятия по развитию органов речи можно разнообразить при помощи кондитерских изделий, например, палочками и леденцами.

1. Втянуть мармеладку - спагетти, вытянув губы в трубочку.

2. Зафиксировать палочку под носом при помощи верхней губы, как будто это усы.

3. Задание то же, только теперь участвует язык и верхняя губа.

4. Рот открыт, на язык кладется палочка. Цель малыша – удержать ее в равновесии.

5. Леденец лежит на языке, как в чашке. Рот открыт.

6. Облизывание чупа-чупса с разных сторон, по кругу.

3. Прочитать стихотворение выразительно самим взрослым.

Прежде чем познакомить ребенка с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его заранее, выбрать нужное настроение, интонацию, расставить акценты, выделяя главное слово. Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.

Выделяют следующие виды интонации:

Выразительная

 Повествовательная

Восклицательная

 Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

Затем прочитать стихотворение самим медленно и с выражением. Можно представить, что вы выступаете со сцены, а ребёнок — ваш главный зритель и критик. Ребенок должен видеть и понимать, что значит читать выразительно. Поэтому нужно читать максимально эмоционально, правильно расставляя логические ударения, делать, где необходимо, паузы, как можно точнее придерживаясь ритма стихотворения.

3. Выяснить, всё ли понятно ребёнку в этом тексте.

При необходимости нужно разобрать каждую строчку, каждое слово. На этом этапе главное, чтобы малыш понимал, о чем стихотворение и для него не было бы непонятных слов.

Спросите у ребенка, понравилось ли ему твое выступление, все ли слова он хорошо расслышал. Теперь прочитайте тот же стих, но быстро, тихо и невнятно. Спросите у ребенка, почувствовал ли он разницу, и какой вариант понравился ему больше. Объясните, что если ребенок будет быстро тараторить и плохо выговаривать слова, то зрители ничего не поймут, и такое выступление им не понравится.

4. Определить настроение стихотворения.

Определите вместе с ребёнком, как, с каким настроением нужно читать текст, с грустным или весёлым.

Можно потренироваться, вместе с ребёнком читать первую строчку, с разным настроением: радостным, грустным, удивленным, недоверчивым.

5. Расставить логическое ударение.

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К.С.Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.

Для того чтобы выделить голосом какое-то слово нужно:

- прочитать его громче, чем другие;

- после прочтения этого слова сделать короткую паузу (чуть-чуть помолчать) Обычно в высказывании (устном или письменном) есть слова, словосочетания, иногда и предложения, которые являются его логическими и эмоциональными центрами и которые должны быть обязательно как-то выделены, иначе смысл того, о чём мы говорим или читаем, может быть понят неправильно или не совсем верно. Нужно потренироваться, вместе с ребёнком, читать строчку, выделяя голосом главные слова. Читать с ребёнком лучше по очереди, (взрослый читает для того, чтобы дать образец чтения) до тех пор, пока у Вашего ученика не получится выделять голосом главные слова.

6. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы.

Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:

 от содержания (о чём текст, настроения (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные),

 от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

Нужно тренироваться читать одно и то же предложение в трёх разных темпах (быстром, среднем, медленном). Если ребёнку трудно менять темп, можно дать образец чтения или читать вместе с ним.

Важно научится расставлять короткие и длинные паузы. Нужно объяснить ребёнку, что пауза – это остановка во время чтения. Паузы бывают короткие (молчим 1 секунду). Короткие паузы делают там, где стоит запятая или после главного слова. Паузы бывают длинные (молчим 3 секунды). Длинные паузы делают в конце предложения, в конце стихотворной строки. Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

Выучили и забыли? После того как стихотворение выучено нужно постараться сохранить интерес ребенка к нему. Выученное стихотворение можно дарить бабушке и дедушке на дни рождения, использовать в домашних концертах. Можно рассказывать выученное стихотворение от лица своих любимых персонажей. У каждого сказочного героя свой характер и соответственно своя манера речи. Попробуйте сами вжиться в роль, скажем Чебурашки или Буратино, и расскажите сами или вместе с воспитанником разученное стихотворение. Так, следуя этим несложным рекомендациям, можно научить ребенка любить литературу, поэзию, замечать прекрасное вокруг себя, формировать ясную четкую выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.

Примеры анализа детских стихов для выразительного чтения.

«Киска» И. Жуков

- Здравствуй, киска, как дела?

Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)

- Не могу я с вами жить,

Хвостик негде положить. (обиженно)

Ходите, зеваете,

На хвостик наступаете! (сердито)

«Строитель» Г. Ладонщиков

Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)

Дятел строит новый дом,

Хоть и сам еще не знает (озадаченно)

Кто прописан будет в нем.

Подлетает к дятлу чиж:

- Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)

Целый час в дупле осины, (удивленно)

Как привязанный, торчишь!

- Я недаром тут стучу! (доброжелательно)

Червяков достать хочу.

Пообедаю на славу (с удовольствием) И осину полечу.

Практические приемы и рекомендации

«Как правильно читать стихи с выражением»

Одним из самых сложных приемов выразительного чтения, которым должен владеть педагог, является создание партитуры текста. В практической части нашего мастер-класса мы вместе попробуем овладеть этим технологическим приемом.

Что же такое партитура текста? Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова.

Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонации.

Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что необходимо читать искренне и наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

А теперь, давайте, применяя все практические рекомендации, попробуем выразительно прочитать стихотворение Елены Трутневой «Осень».

Заключительное слово педагога.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете, как правильно и выразительно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Обязательно найдите, за что похвалить своего оратора. Сплошная критика – это не наш метод. Очень важно, чтобы в процессе подготовки к выразительному чтению ребенок чувствовал поддержку и любовь взрослого. Напоминайте ему, какой он молодец, какой он способный ученик, что у него обязательно все получится.

Похвала может выглядеть примерно так:

- «Мне очень нравится, как ты сегодня читаешь», - «С тобой очень весело читать сказки, ты молодец», - «Сегодня ты постарался, мне особенно понравилась интонация», - «Как приятно видеть тебя с книгой в руках!», - «У тебя приятный голос, мне он очень нравится» и т.д.

Это придаст ребенку дополнительную уверенность в собственных силах.

Всем известно, что гармоничное существование человека в обществе во многом зависит от степени сформированности его коммуникативных качеств и развития речи. Одним из важнейших качеств речи – выразительность, в том числе интонационная. Интонационная выразительность речи детей дошкольного возраста это частная задача воспитания звуковой культуры речи дошкольников, включающая в себя развитие слухового внимания, речевого дыхания, овладение средствами звуковой выразительности речи (тоном речи, тембром голоса, темпом, ударением, силой голоса, интонацией).

В таком сложном и важном деле, как развитие звуковой и интонационной культуры речи детей, наиболее эффективным инструментом является методика выразительного чтения, поскольку в ней синтезированы практические приемы работы с художественной литературой в доступной и интересной для ребенка форме, позволяющей ему стать успешным среди сверстников. Универсальность приемов выразительного чтения в синтезе с игровой деятельностью позволяют решать образовательные задачи в работе с детьми любого возраста. Поэтому, вероятно, в настоящее время, нет ни одного детского сада или школы, где в той или иной форме не использовался метод выразительного чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить ребёнка читать стихи выразительно

Консультация для родителей, которая может помочь им научить ребёнка читать стихи выразительно....

Мастер-класс для педагогов Возможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста.

Мастер-класс для педагоговВозможности использования модифицированной методики «Кольца Луллия», как современной технологии речевого развития детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Как научить ребёнка читать стихи выразительно»

Как по-разному люди читают стихи! Один - монотонно, вяло. Другой - выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем то...

Мастер – класс для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста».

Мастер – класс  для воспитателей на тему: «Нетрадиционные методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста»....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер класс для педагогов "Эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста"

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса: «Эффективные технологии речевого развития дошкольника»Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна, так как форм...

Мастер-класс «Как научить ребёнка читать стихи с выражением»

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в рамках образовательной области «Речевое развитие» с детьми дошкольного возраста в соответс...