Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костенко Татьяна Сергеевна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Основным методом моей работы  является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В педагогическом процессе я использую сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_pravilnoy_rechi.docx469.32 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Premium\Desktop\Копилка\Шаблоны, дипломы, благодарности , картинки\104690396_scan_003.jpg

                                                                                         

  Составлена учителем-логопедом

МДОУ «Детский сад №14»

Костенко Т.С.

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов, и, при этом, даже не замечая своей колоссальной работы.

                 У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».

(К.И.Чуковский).

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Формирование грамматических навыков у дошкольников должен быть процессом управляемым. Это предусматривает активное влияние педагога на практический ход усвоения ребенком грамматических значений, методическое руководство: создание речевой среды, удовлетворяющей нормам литературного языка, подбор речевых ситуаций (во время проведения непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, но особенно в игре), в которых ребенок упражняется говорить правильно.

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: при организации образовательной деятельности и в  воспитании грамматических навыков в повседневном общении.

Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.

Основным методом моей работы  является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

В педагогическом процессе я использую сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.

Существительные  

«Что у вас?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки (на каждом столе одна картинка)

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?». Дети отвечают

- У нас флажок

- У нас флажки.

- У нас дом.

- У нас дома.

«Один и много» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов (на каждого ребёнка)

Ход игры. Воспитатель раздаёт картинки детям. Просит назвать предметы, изображённые на картинках. Дети отвечают:

- У меня окно.

- У меня окна.

Затем составляются пары картинок по принципу: один – много.

«Магазин» (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.

Ход игры. На игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:

- У меня мяч, а в магазине мячи и т.д.

«А что у вас?»

Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребёнка). У воспитателя те же картинки, но с изображением предметов в единственном числе.

Ход игры. Воспитатель говорит: «У меня кукла. А у вас?» дети отвечают и т.д.

Существительные в винительном падеже

«Магазин» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: игрушки.

Ход игры. Воспитатель говорит детям, что он будет продавцом, а они – покупатели. Спрашивает поочерёдно: «Что ты купишь?». Дети отвечают: «Я куплю мяч», «Я куплю куклу»

«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки

Ход игры. Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.

- Папа читает… (книгу).

- Коля ловит… (бабочку). 

«Кто кого обогнал?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: магнитный театр (фигурки – девочка, мальчик, кошка, собака)

Ход игры. Фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает, кто кого обогнал. Дети отвечают:

- Петя обогнал Риту.

- Жучка обогнала Мурку.

Драматизация сказки «Человек и животные»

Цель: закрепить умение пользоваться простым распространённым предложением, правильно употреблять форму винительного падежа. Закрепить навык диалогической речи.

Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.

Ход игры. Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

- Дай нам работу.

- А что вы умеете делать? – спросил человек.

Лошадь сказала:

- Я буду возить грузы.

Овца сказала:

- Я буду давать шерсть.

Собака сказала:

- Я буду охранять дом.

Курица сказала:

- Я буду нести яйца.

Петушок сказал:

- Я буду рано утром всех будить.

- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.

На вопросы воспитателя дети должны отвечать предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:

- Я буду возить грузы. И т.д.

«Кто что делает» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки

Ход игры. Воспитатель по картинкам задаёт детям вопросы, требующие ответов с существительными в винительном падеже:

- Что делает повар?

- Повар варит суп. И т.д.

«Что вижу» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки – одушевлённые и неодушевлённые предметы на разных планшетах.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребёнка «Что ты видишь на картинке?». Дети отвечают:

- Я вижу собаку (кошку, мальчика, юлу и т.д.)

«У зайки день рождения» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: картинки

Ход игры. Воспитатель говорит:

- У Зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мёд). Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?

Дети отвечают:

- Орехи – белке.

- Рыбку – лисе.

- Мёд – мишке.

Существительные единственного числа в родительном падеже  

«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: набор игрушек

Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало мишки (куклы и т.д.)»

«Желание» (дидактическая игра)

Наглядный материал: по одному стакану чая, воды, молока, компота.

Ход игры. Воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают:

- Я выпью … (стакан молока)

- Я выпью … (стакан воды).

«Угадай дерево по листу» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев

Ход игры. Воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Даёт образец ответа:

- Это лист берёзы.

- Это лист липы. И т.д.

«Кого кормит девочка?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: магнитный театр (девочка с лукошком, куры, гуси, утки)

Ход игры. Воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией:

- Кого кормит девочка?

- Девочка кормит кур.

«Теремок» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.

Ход игры. Воспитатель говорит:

- Кого хотите видеть?

- Я хочу видеть медвежат, лисят, мышат. И т.д. Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.

Работа над правильным употреблением существительных в косвенных падежах с предлогами

«Что ты любишь?» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлога с.

Ход игры. Воспитатель даёт образец фразы:

- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?

- А я люблю хлеб с сыром (маслом, повидлом, чаем, колбасой, сахаром)

«Я начну, а ты закончи» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлога у.

Ход игры. Воспитатель начинает фразу:

- Красивое платье (у кого?) у Маши.

- Синий флажок (у кого?) у Коли. И т.д.

«На чём дети катаются?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина)

Ход игры. Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».

- Мальчик катается на самокате.

- Вика едет на машине. И т.д.

«Где петрушка?» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный петрушка.

Ход игры. Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за кровать.

Дети объясняют, где Петрушка:

- Петрушка сидит на стуле. И т.д.

    Согласование имени существительного с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде

«Картинки» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных (какой, какая, какое?)

Наглядный материал: набор картинок

Стул

Карандаш

Апельсин

Лимон

Помидор

Котёнок

Цыплёнок

Шапочка

Кастрюля

Груша

Колесо

Ведро большое

Ведро маленькое

Дерево

Блюдце

Яблоко

Пальто

Ход игры. Воспитатель говорит:

- У вас в коробках картинки. Вы мне будете показывать картинку, а буду называть, что на ней нарисовано (большое яблоко, голубая шапочка, красный помидор). Теперь я буду показывать картинки, а вы называть их.

Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.

«Кто с кем» (дидактическое упражнение)

Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детёныши.

Ход игры. По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (лиса с лисёнком, зайчиха с зайчонком и т.д.)

«Где Мишка искал свой мяч» (дидактическая игра)

Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги под, за, на, около, с. учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, под стулом, около стула).

Ход игры. Воспитатель спрашивает, дети отвечают:

- Что делает Мишка? (Мишка спит)

- Где спит Мишка? (На кровати)

- Что сейчас делает Мишка? (Встал)

- Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (Не встал, ещё сидит)

- Где он сидит? (На кровати)

Воспитатель говорит, что Мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, в шкаф, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине. По ходу игры задаются вопросы:

- Куда теперь пошёл Мишка?

- Что он делает?

- Почему он наклонился?

- Где он сейчас ищет мяч?

Глаголы  

Употребление глаголов ложиться и съезжать в повелительном наклонении

«С Мишкой» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей использовать глагол лежать в повелительном наклонении.

Наглядный материал: медвежонок, кровать.

Ход игры. Воспитатель рассказывает:

- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только попросить его об этом.

Дети просят мишку, употребляя глагол ляг. Усложняя задание, воспитатель создаёт новую игровую ситуацию с любой игрушкой: зайкой, Петрушкой.

«На горке» (дидактическая игра)

Цель: учить детей использовать в речи глагол съезжать в повелительном наклонении – съезжай.

Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.

Ход игры. Кукла Катя и мишка катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами:

- Скорей, Катенька, влезай на горку, а теперь съезжай!

Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.

«Кто как кричит» (дидактическое упражнение)

Цель: образование глаголов от звукоподражательных звуков (слов).

Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.

Ход игры. Воспитатель говорит с детьми:

- Вспомните, как подаёт голос поросёнок?

- Хрю-хрю.

- Что он делает?

- Хрюкает (поросята хрюкают)

- Как подаёт голос котёнок? (Мяу)

- Что он делает?

- Мяукает.

Можно использовать стихотворение К.И.Чуковского «Путаница»

Работа с предложением

«Кто у кого? (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.

Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детёнышами.

Ход игры. Сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок:

- У коровы телёнок, а у козы козлёнок.

Словообразование

«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно – ласкательного значения.

Ход игры. Дети водят хоровод, поют:

Хоровод водили, ласковыми были,

В кружок вызывали, имя называли,

Выйди, Леночка, в кружок,

Возьми, Леночка, флажок.

Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.

«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)

Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов) – Аня – Анечка, Соня – Сонечка и т.д.

Мама – мамочка, папа – папочка (дочь, сестра, брат, сын).

Существительные  

Согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде

«Разные ведёрки» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода.

Наглядный материал: три ведёрка разной расцветки и размера, яблоки жёлтые и красные.

Ход игры. Воспитатель спрашивает, дети отвечают:

- Какие ведёрки стоят на столе?

- Маленькое зелёное ведёрко.

- Маленькое красное ведёрко.

- Большое красное ведро.

Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одно из ведёрок. Вы должны внимательно рассмотреть и запомнить. Угадайте, какого ведёрка не стало. Ответить надо так: «Не стало маленького красного ведёрка» (упражнение повторяется 4-5 раз).

- Ушастик спрячет жёлтое яблоко в одно из ведёрок. Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко Ушастик спрячет жёлтое яблоко. Рассказывать об этом нужно так: «Ушастик спрятал жёлтое яблоко в маленькое зелёное ведёрко». Затем Ушастик прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях.

«Кто скорее?» (дидактическая игра)

Цель: упражнять детей в усвоении родовой принадлежности существительных, воспитывать наблюдательность и активную реакцию при выполнении поставленных задач.

Наглядный материал: набор картинок в коробке (карандаш, кисточка, колесо и т.д.)

Ход игры. На столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Воспитатель говорит:

- На моём столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Тот, кого я вызову, подойдёт ко мне, вынет картинку, назовёт её и положит на стол, туда, где лежит такая вещь, которая нарисована на картинке.

Дети выходят парами и называют: один карандаш, одно колесо и т.д.

«Три линейки» (дидактическая игра)

Цель: упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.

Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, карандаш, носок, книга и т.д.

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки и называет предметы: кастрюля, стол, кресло, подчёркивая число (одна кастрюля, один стол, одно кресло и т.д.). даёт детям задание:

- В коробке лежат карточки, на каждой карточке нарисован предмет, а на доске три линейки. На одну линейку поставить картинки, на которой нарисованы предметы, про которые говорят «один», на другую линейку – «одна», на третью линейку – «одно».

Затем вызывает двух ребят и даёт каждому 6-9 карточек. Дети начинают выставлять карточки. Остальные наблюдают, затем дают оценку.

Употребление существительных родительного падежа

«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)

Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием (яблок, носков, сапог, гольфов)

Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов.

«Кто у нас?» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в использовании существительных, обозначающих названия детёнышей животных в родительном падеже.

Наглядный материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.

Картинки разбирают попарно. По ним составляют предложения типа: «У коровы много телят. У кошки много котят».

«Волшебная коробка» (дидактическое упражнение)

Цель: использование в речи детей существительных в родительном и винительном падежах множественного числа, обозначающих детёнышей животных.

Наглядный материал: коробка, игрушки – детёныши животных..

Ход игры. Воспитатель объясняет детям: «Если вы правильно назовёте детёнышей этих животных, то с ними можно будет поиграть. Надо только сказать: «Я хочу взять лисят, телят, медвежат и т.д.»

Употребление существительных в косвенном падеже с предлогами

«Где кто? Где что?» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлогов у, возле, около.

Наглядный материал: набор картинок.

Ход игры. Воспитатель выставляет картинки и задаёт детям вопросы:

- Где стоит стул? (У стола).

- Как можно ещё сказать, где стоит стул? (Стул стоит возле (около) стола).

Дети составляют предложения, используя все три предлога.

«Составь предложение» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлогов под, за, над.

Наглядный материал: магнитный театр (куст, гриб, заяц, птица, цветок, бабочка, божья коровка)

Воспитатель предлагает сюжет рассказа: цветок под кустом, бабочка над кустом и т.д. Дети составляют предложения.

«Куриное семейство» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили-были петушок и курочка. У них было много жёлтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне, цыплятки!». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».

Затем воспитатель просит кого-либо из детей поставить цыпляток вокруг курочки.

Игра продолжается..

- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая зелёная трава, таи много червяков, мошек».

- Коля, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята – за ней, друг за другом, петушок – сзади.

- На зелёном лугу цыплята разбежались, один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто-то спрятался за пенёк, а этот притаился в траве, ловит букашек.

- Что делают цыплята на лугу?

«Кто где?» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.

Наглядный материал: три пары одинаковых кукол, различно расположенных относительно друг друга (2 куклы рядом, 2 куклы напротив друг друга, 2 куклы друг за другом).

Ход игры. Воспитатель спрашивает детей:

- Как стоят эти куклы?

- А эти куклы?

- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их друг за другом.

- Найдите кукол, которые стоят напротив друг друга, и поставьте их на полки, одну на верхнюю, другую – на нижнюю.

- как теперь стоят куклы?

«Что это?»  (дидактическое упражнение)

Цель: активизация употребления несклоняемых существительных типа пальто.

Наглядный материал: картинки.

Ход игры. Воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что это? (Пальто). Я уберу одну картинку, а вы скажите, чего не стало (поочереди убирает картинки).

- Слово «пальто» всегда произносится одинаково, много их или одно пальто.

- Я буду показывать картинки, а вы будете составлять по ним предложения, включая слово пальто.

Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.

- На вешалке висит много пальто.

- Девочка надевает пальто.

- Мальчик снимает пальто. И т.д.

- А сейчас хорошо подумайте и скажите, кто в каком пальто хотел бы прийти в детский сад.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о пальто.

Глаголы

«Кто вперёд» (дидактическое упражнение)

Цель: использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.

Наглядный материал: игрушки – медвежонок и утёнок.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Ушастик бегает наперегонки с Кряком. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бегать сразу же, как только будет сказано: «Раз-два-три, беги!»

Дети могут подавать команду по одному и хором.

«На лугу» (дидактическое упражнение)

Цель:  употребление в речи глагола бежать.

Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собака).

Ход игры. Воспитатель рассказывает:

- Дети бегут по лужайке. Ира зовёт Сашу с Машей: «Бегите ко мне!» Саша бежит за Машей, вот-вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За ними с весёлым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!

- Как зовёт Ира детей? (Бегите ко мне)

- Что делает Маша? (Бежит)

- Что делают дети на лужайке? (Бегают)

На каждый вопрос отвечают 4-5 детей.

«Загадай желание и скажи, что ты хочешь» (дидактическое упражнение)

Цель: употребление в речи глагола хотеть.

Наглядный материал: на столе – мяч, удочка, карандаш с бумагой и т.д.

Ход игры. Ребёнок берёт предмет (любой) и говорит, что он хочет делать.

- Я хочу играть в мяч.

- Я хочу рисовать.

Усложнение. Предложить детям угадать желание сидящего рядом.

- Денис хочет играть в мяч.

- Лена с Адрианой хотят играть в лото.

«Желание» (дидактическое упражнение)

Цель: активизация в речи детей глагола хотеть в разных формах.

Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные картинки)

Ход игры. Воспитатель даёт детям образец «Я хочу съесть грушу»

- Чего я хочу?

- Мы с Колей хотим помидор.

- Чего хотят Витя с Колей?

«Новое слово» (дидактическая игра)

Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.

Наглядный материал: картинки, изображающие мальчика в действии.

Ход игры. Дети внимательно рассматривают  картинку и отвечают на вопросы одним словом.

- Мальчик по тротуару… (что делал?) шёл.

- Мальчик к дому… (что сделал?) подошёл.

- Мальчик вокруг дома … (что сделал?) обошёл.

Затем картинки раздают детям, и каждый составляет предложение.

- Коля перешёл дорогу.

- Коля обошёл вокруг дома.

- Коля вошёл в дом.

«Кто что делает»  (дидактическое упражнение)

Цель: научить детей правильно употреблять глаголы одеть и надеть по демонстрируемым действиям.

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку: «Надень кофту, шапку, куртку»

- Что делает Сергей? (Надевает куртку).

- Что сделал Сергей? (Оделся)

- Платье на себя можно … (надеть).

- Куртку на прогулку надо … (надеть).

- А Вику надо … (одеть). Вову нужно … (одеть).

- Колготки надо … (надеть).

Воспитатель одевает мишку, спрашивает детей:

- Что я сделала? (Надела свитер, надела шапку).

- Что я сделала с мишкой? (Одела мишку).

Воспитатель делает вывод: надевают то, что можно снять (кофту, ботинки); одевают кого-то (куклу, дочку).

«Скажи правильно» (дидактическая игра)

Цель: учить детей различать и активизировать в речи глаголы надеть и одеть.

Наглядный материал: кукла Петрушка, фишки красные, чёрные по числу детей.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:

- К нам в гости пришёл Петрушка. Он говорит, что знает, когда надо сказать надеть, а когда одеть. Проверим это? Пусть Петрушка одевает кукол и правильно называет, что он хочет делать. Если он скажет правильно, например: «Надену фартук», поднимите красные фишки.

Петрушка говорит: «Я хочу одеть куклу».

- Посмотри, Петрушка, все подняли красные фишки, - значит, можно.

Петрушка продолжает: «Можно я надену ей платье?».

- Молодец, Петрушка, видишь, все подняли краснее фишки. Значит, Петрушка говорит правильно: «Надеть платье».

Петрушка говорит: «А теперь я одену фартук».

- Петрушка, посмотри на фишки. Дети подняли только чёрные фишки. Поправьте, дети, Петрушку. Как надо сказать? Повтори!

Петрушка повторяет правильно: «Я надену фартук»

- Вот теперь тебе разрешают надеть фартук: все подняли красные фишки.

«Наши куклы» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей употреблять в разных формах глагол хотеть.

Наглядный материал: две нарядные куклы, сервированный стол.

Ход игры. Воспитатель сообщает детям:

- К нам сегодня в гости пришли Катя и Таня. Как мы их встретим? (Поздороваемся, пригласим пройти, встретим приветливо).

- Послушайте, как я приглашу кукол: «Таня и Катя, вы хотите раздеться?»

- Да, хотим, - отвечают куклы.

- Давайте пригласим кукол сесть: на диван или на кресло?

Дети спрашивают:

- Вы куда хотите сесть, на диван или на кресло?

- Катя, ты куда хочешь сесть?

- А ты, Таня, куда хочешь сесть?

Дети усаживают кукол по их желанию.

- Мы с вами гостеприимные хозяева, что ещё можем предложить нашим гостям?

- катя и Таня, вы хотите чаю? (Да, хотим).

- Давайте поставим чай куклам, молоко и варенье.

- Спросите, с чем хотят пить чай куклы, с молоком или вареньем.

Дети спрашивают:

- Что сказала Таня? (Я хочу чай с молоком).

- Катя и Таня, наши дети знают много стихов. Хотите послушать наши стихи? (Хотим).

Дети читают знакомые стихи об игрушках.

Работа над предложением

«Составь предложение» (дидактическое упражнение)

Цель: продолжать учить детей составлять предложения с однородными членами.

Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).

Ход игры. По картинкам дети составляют предложения типа: «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто, платья, костюмы».

«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.

Ход игры. Воспитатель начинает, а дети продолжают:

- Морковь сладкая, а редька… (горькая).

- Помидор красный, а капуста … (зелёная).

Усложнение. Детям дают задание – сравнить по вкусу лимон и мёд; по цвету уголь и мел; василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и дерево.

«Что буду делать» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей составлять предложения с разделительным союзом и.

Наглядный материал: игрушки – по две на каждого ребёнка.

Ход игры. Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек».

Словообразование

«Сказка про двух братьев» (дидактическое упражнение)

Цель: практическое усвоение детьми образования имён существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.

Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста).

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:

- Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. У одного было своё жильё. И у другого было своё жильё. Ик имел свой домик. А Ищ имел свой домище.

- Какой дом имел Ищ? (Большой).

- Как он назывался? (Домище).

- Какой дом был у Ика? (Маленький).

- Как он назывался? (Домик).

- Теперь я расскажу, какими были эти братья. Ик был маленький, у него был носик, а у ища – носище. У одного был ротик, а у другого – ротище. У одного были глазки. А у другого – глазищи. Вот какими были два брата.

- Как звали младшего брата? (Ик).

- Как звали старшего брата? (Ищ).

- Какой был Ик? (Маленький).

- расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах всё время слышалось его имя. (У него был носик, ротик, животик. Пальчик и т.д.).

Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.

Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом

«Храбрый ёж»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.

Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.

Текст:

Ветер ёлками шумит,

Ёжик наш домой спешит,

А навстречу ему волк.

На ежа зубами – щёлк!

Ёж иголки показал,

Волк со страху убежал.

Вопросы к тексту:

- Куда спешил ёжик?

- Кого он повстречал в лесу?

- Почему волк убежал от ежа?

Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица и ответить правильно:

- В лесу живёт злой (кто?) волк.

- В лесу живёт много злых (кого?) волков.

- По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.

- Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке и т.д.

«Зайчик и дождь»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.

Наглядный материал: настольный или магнитный театр.

Текст

Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.

Вопросы к детям:

- Где сидел зайчик?

- Почему зайчик спрятался под кустик?

Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.

«Лето»

Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.

Текст

Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.

Вопросы к детям:

- Что делали девочки на лугу?

- Куда побежали Таня и Оля?

Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):

- Таня одевается – Оля раздевается.

- Таня обувается – Оля разувается.

- Таня завязывает – Оля развязывает.

Затем дети называют действия по аналогии:

- Оля купается, и я купаюсь.

- Оля одевается, и я одеваюсь.

- Оля умывается, и я умываюсь.

Воспитатель просит детей сказать правильно:

- Дети пошли купаться (куда?) на речку.

- Дети купаются (где?) в реке.

- Дети переплывают (что?) реку.

- Лодки плывут (где?) по реке.

Работа с предложением

«Почемучки» (дидактическое упражнение)

Цель: научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.

Ход игры. Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»

Жили-были Потому и Почему. Видят они – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросил Почему.

- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.

Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.

- Почему она летит? – спросил Почему.

- Птица летит потому, что у неё есть крылья, - ответил потому.

- А почему бы нам не сделать крылья? – спросил почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.

Вопросы к детям:

- Какие вопросы задавал Почему?

- Как отвечал Потому?

Дети составляют предложения по вопросам:

- Почему пришёл врач?

- Почему люди берут зонты?

- Почему улетают птицы?

- Почему зимой нельзя купаться?

- почему летом не носят куртки?

- Почему зимой носят варежки?

«Про Мишутку» (дидактическое упражнение)

Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям

Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.

- Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать.

Текст

Жил был Мишутка в лесу. Однажды шёл он по лесу и увидел домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой.

- А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.

«Что делают дети?» (дидактическое упражнение)

Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.

Наглядный материал: парные сюжетные картинки

Вопросы к детям:

- Что делает мальчик? (Рисует)

- Что сделал мальчик? (Нарисовал)

Пары глаголов: лепит – слепил, моет – вымыл, пел – спел, играет – поиграл, гулял – погулял.

Словообразование

«Спортсмены» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов

Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.

Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают:

- Спортсмен, который ходит на лыжах…(лыжник)

- Спортсменка, которая ходит на лыжах…(лыжница).

- Прыгает в воду … (прыгун, прыгунья).

Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.

«Кто служит в нашей армии» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.

Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.

Словарный материал:

- чик -                                                                                      - ист -

ракетчик                                                                                 танкист

миномётчик                                                                           связист

лётчик                                                                                    артиллерист

зенитчик

«Сложные слова» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.

Наглядный материал: картинки

Словарный материал:

- Рыбу ловит …рыболов.

- Пчёл разводит…  пчеловод.

- Сам летает … самолёт.

- Лес рубит … лесоруб.

Словообразование

«У кого какая мама» (дидактическая игра)

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - иц, - их, - ок.

Наглядный материал: картинки с изображением животных.

Словарный материал:

львица                           зайчиха                           телёнок (корова)

тигрица                         олениха                           ягнёнок (овца)

лисица                           ежиха                              жеребёнок (лошадь)

волчица                                                                 поросёнок (свинья)

медведица                                                             цыплёнок (курица)

верблюдица

«Назови профессию» (дидактическая игра)

Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов – щик, - тель, - ист.

Словарный материал:

часовщик                               строитель                пианист

крановщик                             учитель                   бульдозерист

каменщик                                                               тракторист

стекольщик

«Скажи одним словом» (дидактическое упражнение)

Словарный материал:

Длинное ухо – длинноухий.

Короткий хвост – короткохвостый.

Длинные рога – длиннорогий.

Рыжий хвост – рыжехвостая.

Любит труд – трудолюбивый.

Ходит быстро – быстроходный.

«Скажи, что они делают» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей образовывать слова по объяснению

Ход игры. Воспитатель спрашивает детей:

- Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы).

- Кто выращивает виноград? (Виноградари)

- Кто выращивает чай? (Чаеводы).

- Кто выращивает свёклу? (Свекловоды).

- Кто выращивает хлопок? (Хлопководы).

Упражнения в пересказе текста

«Зима»

Цель: учить детей пересказывать текст, распространяя каждое простое предложение уже знакомыми словами – прилагательными. Учить подбирать прилагательные к словам снег, звери, деревья, зима, коньки. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова (медведь, лиса, белка, заяц), подбирать эпитеты к словам.

- Снег какой? – белый, пушистый, мягкий, лёгкий, холодный…

- Коньки какие? – железные, острые, блестящие, детские…

Текст.

Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Звери попрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.

Вопросы к тексту:

- Какое наступило время года?

- Что лежит на земле?

- Куда спрятались звери?

«Скворечник» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей пересказывать текст от первого лица

Текст.

Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

Задание: пересказать текст от первого лица; вспомнить, кто где живёт (скворец в скворечнике, лиса в норе, медведь в берлоге и т.д.)

Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»

Цель: продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:

- Каждое время года казалось мальчику лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна тёплая, а лето – теплее или очень тёплое. Трава зелёная, а после дождя зеленее или очень зелёная. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.

- весёлый – веселее – боле весёлый

- высокий – выше – очень высокий

- стройный – стройнее – более стройный

- лёгкий – легче – очень лёгкий

Употребление в речи причастий

«Придумай предложение» (дидактическое упражнение)

Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зелёная сосна, и предлагает составить предложения по следующим словосочетаниям:

- Молодая сосна (На опушке леса росла молодая сосна)

- У высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки)

- К зелёной сосне (Ребята подошли к сосне)

- Зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющей сосной)

- О зеленеющей сосне (Маша прочитала стихотворение о зеленеющей сосне).

«Прыгающие зайцы» (дидактическое упражнение)

Ход игры. Воспитатель говорит детям о том, что у Тани есть очень интересная игрушка – прыгающие зайцы, и предлагает на основе названных словосочетаний составить предложения об этой игрушке.

- Прыгающие зайцы (У Тани есть прыгающие зайцы).

- У прыгающих зайцев (У прыгающих зайцев мягкая шёрстка).

- Прыгающим зайцам (Таня приносит морковку прыгающим зайцам).

- Прыгающих зайцев (Она очень любит прыгающих зайцев).

- С прыгающими зайцами (Таня часто играет со своими прыгающими зайцами).

- О прыгающих зайцах (Она всегда заботится о прыгающих зайцах).

Составление предложений

«Светофор» (дидактическая игра)

Цель: в доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений; помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному отбору словесного материала для включения его в предложения.

Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.

Ход игры. Воспитатель создаёт на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрёстке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит:

- На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились.

- Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился.

- Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет.

Дети проговаривают предложения, практически осваивая конструкции.

Воспитатель показывает детям новый эпизод: на светофоре зелёный свет. Задаёт детям вопросы:

- О чём и как вы скажите?

Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.

«Скажи по-другому» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.

Ход игры. Воспитатель называет детям предложение, например, «В лесу мы увидели расцветающую черёмуху», - и предлагает детям сказать по-другому. Возможные ответы детей:

- В лесу мы увидели черёмуху, которая расцвела.

- В лесу мы увидели цветущую черёмуху.

Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которых дети видели по телевизору:

- По телевизору мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.

- По телевизору мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.

- По телевизору мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.

«Телефон» (дидактическая игра)

Цель: совершенствовать умение детей составлять сложносочинённые предложения.

Ход игры. Дети друг другу говорят что-то, спрашивают о чём-то, а потом о сказанном составляют предложения.

- Денис сказал, что сегодня плохая погода.

- Маша попросила, чтобы я дал ей краски.

- Толик ответил, что у него нет книги.

«Скажи правильно» (дидактическое упражнение)

Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения.

Ход игры. Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:

- Кате подарили книгу, потому что у неё был день рождения (1)

- Взошло солнце, потому что стало тепло (3)

- У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу (2)

- Стало тепло, потому что взошло солнце (4)

- Грачи прилетели, потому что пришла весна (5)

- Пришла весна, потому что прилетели грачи (6)

- Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий (7)

- День был жаркий, потому что ребята пошли купаться (8)

«Наоборот» (дидактическая игра)

Цель: учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет

Наглядный материал: игрушки

Ход игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, изображает сюжет на фланелеграфе (Белка везёт на санках матрёшек. Матрёшки везут белку), и даёт образец высказывания:

- Сначала белка везла на санках матрёшек, а потом матрёшки катали на санках белку.

- После того, как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

- Когда белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.

Затем воспитатель предлагает детям новый сюжет: медведь везёт на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку (кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя).

Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.

«На остановке» (дидактическое упражнение)

Цель: упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными причины.

Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (картинки или игрушки) – троллейбус, автобус, трамвай; знаки остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.

Ход игры. Воспитатель на примере поясняет детям, о чём и как следует говорить:

- На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе – до кукольного театра. Снегурочка захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр.

- Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку? (Кукол расставляет на названных остановках).

Образец ответа: снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришёл на автобусную остановку, так как автобус довезёт его до кукольного театра.

Вопрос детям:

- Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?

Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя. Игра продолжается с другими куклами и знаками.

«Дополни предложение» (дидактическая игра)

Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.

Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:

- Мы поливаем цветы на клумбах, потому что … (для их роста нужна вода).

- Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что … (на улице холодно).

- На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что … (наступила поздняя осень).

- Мы пришли на участок с лопатками для того, чтобы…

- Коля взял игрушку для того, чтобы…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».

«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...

« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»

Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы

Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....