Картотека дидактических игр и упражнений по формированию грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Основным методом моей работы является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В педагогическом процессе я использую сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_po_razvitiyu_pravilnoy_rechi.docx | 469.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Составлена учителем-логопедом
МДОУ «Детский сад №14»
Костенко Т.С.
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов, и, при этом, даже не замечая своей колоссальной работы.
У взрослого лопнул бы череп, если бы ему пришлось в такое малое время усвоить множество грамматических форм, которые так легко и свободно усваивает ребенок».
(К.И.Чуковский).
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Формирование грамматических навыков у дошкольников должен быть процессом управляемым. Это предусматривает активное влияние педагога на практический ход усвоения ребенком грамматических значений, методическое руководство: создание речевой среды, удовлетворяющей нормам литературного языка, подбор речевых ситуаций (во время проведения непосредственно образовательной деятельности, на прогулке, но особенно в игре), в которых ребенок упражняется говорить правильно.
Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: при организации образовательной деятельности и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении.
Занятия дают возможность предупредить грамматические ошибки детей, а в повседневной жизни создаются условия для практики речевого общения.
Основным методом моей работы является игровой, а именно, метод использования дидактических игр и дидактических упражнений.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
В педагогическом процессе я использую сюжетно-дидактические игры и игры-драматизации, оказывающие комплексное воздействие на словарь, грамматику, связность речи.
Существительные
«Что у вас?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: картинки (на каждом столе одна картинка)
Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Что у вас на картинке?». Дети отвечают
- У нас флажок
- У нас флажки.
- У нас дом.
- У нас дома.
«Один и много» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов (на каждого ребёнка)
Ход игры. Воспитатель раздаёт картинки детям. Просит назвать предметы, изображённые на картинках. Дети отвечают:
- У меня окно.
- У меня окна.
Затем составляются пары картинок по принципу: один – много.
«Магазин» (дидактическое упражнение)
Цель: практическое усвоение множественного числа, составление предложений с союзом а.
Ход игры. На игровом поле расположены 3-4 куклы, 3-4 мишки и т.д. У воспитателя на столе те же игрушки в единственном числе. Дети берут со стола игрушки и по образцу воспитателя говорят:
- У меня мяч, а в магазине мячи и т.д.
«А что у вас?»
Наглядный материал: предметные картинки с изображением предметов во множественном числе (у каждого ребёнка). У воспитателя те же картинки, но с изображением предметов в единственном числе.
Ход игры. Воспитатель говорит: «У меня кукла. А у вас?» дети отвечают и т.д.
Существительные в винительном падеже
«Магазин» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: игрушки.
Ход игры. Воспитатель говорит детям, что он будет продавцом, а они – покупатели. Спрашивает поочерёдно: «Что ты купишь?». Дети отвечают: «Я куплю мяч», «Я куплю куклу»
«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: сюжетные картинки
Ход игры. Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают его существительным в винительном падеже без предлога.
- Папа читает… (книгу).
- Коля ловит… (бабочку).
«Кто кого обогнал?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: магнитный театр (фигурки – девочка, мальчик, кошка, собака)
Ход игры. Фигурки на полотне расставлены парами. Их положение всё время меняется. Воспитатель спрашивает, кто кого обогнал. Дети отвечают:
- Петя обогнал Риту.
- Жучка обогнала Мурку.
Драматизация сказки «Человек и животные»
Цель: закрепить умение пользоваться простым распространённым предложением, правильно употреблять форму винительного падежа. Закрепить навык диалогической речи.
Наглядный материал: шапочки, изображающие головы лошади, коровы, овцы, собаки, курицы, петуха.
Ход игры. Животные и птицы пришли к человеку и сказали:
- Дай нам работу.
- А что вы умеете делать? – спросил человек.
Лошадь сказала:
- Я буду возить грузы.
Овца сказала:
- Я буду давать шерсть.
Собака сказала:
- Я буду охранять дом.
Курица сказала:
- Я буду нести яйца.
Петушок сказал:
- Я буду рано утром всех будить.
- Хорошо, я дам вам работу, - сказал человек.
На вопросы воспитателя дети должны отвечать предложением сказки с использованием существительных в винительном падеже:
- Я буду возить грузы. И т.д.
«Кто что делает» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: сюжетные картинки
Ход игры. Воспитатель по картинкам задаёт детям вопросы, требующие ответов с существительными в винительном падеже:
- Что делает повар?
- Повар варит суп. И т.д.
«Что вижу» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: картинки – одушевлённые и неодушевлённые предметы на разных планшетах.
Ход игры. Воспитатель спрашивает ребёнка «Что ты видишь на картинке?». Дети отвечают:
- Я вижу собаку (кошку, мальчика, юлу и т.д.)
«У зайки день рождения» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: картинки
Ход игры. Воспитатель говорит:
- У Зайки день рождения. Разные угощения приготовил зайка (показывает предметные картинки: орехи, рыбка, мёд). Угадайте, кому Зайка приготовил орехи?
Дети отвечают:
- Орехи – белке.
- Рыбку – лисе.
- Мёд – мишке.
Существительные единственного числа в родительном падеже
«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: набор игрушек
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть 3-4 игрушки, запомнить их. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1-2 игрушки и спрашивает: «Чего не стало?». Дети отвечают: «Не стало мишки (куклы и т.д.)»
«Желание» (дидактическая игра)
Наглядный материал: по одному стакану чая, воды, молока, компота.
Ход игры. Воспитатель начинает фразу, а дети её заканчивают:
- Я выпью … (стакан молока)
- Я выпью … (стакан воды).
«Угадай дерево по листу» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: карточки с листьями знакомых деревьев
Ход игры. Воспитатель показывает карточки одну за другой и спрашивает, какому дереву этот лист принадлежит. Даёт образец ответа:
- Это лист берёзы.
- Это лист липы. И т.д.
«Кого кормит девочка?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: магнитный театр (девочка с лукошком, куры, гуси, утки)
Ход игры. Воспитатель задаёт вопросы в соответствии с ситуацией:
- Кого кормит девочка?
- Девочка кормит кур.
«Теремок» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: теремок, игрушки – зверята: медвежата, мышата, лисята.
Ход игры. Воспитатель говорит:
- Кого хотите видеть?
- Я хочу видеть медвежат, лисят, мышат. И т.д. Если дети правильно назвали, то зверята выходят из теремка.
Работа над правильным употреблением существительных в косвенных падежах с предлогами
«Что ты любишь?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлога с.
Ход игры. Воспитатель даёт образец фразы:
- Я люблю хлеб с вареньем, а вы?
- А я люблю хлеб с сыром (маслом, повидлом, чаем, колбасой, сахаром)
«Я начну, а ты закончи» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлога у.
Ход игры. Воспитатель начинает фразу:
- Красивое платье (у кого?) у Маши.
- Синий флажок (у кого?) у Коли. И т.д.
«На чём дети катаются?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: сюжетные картинки (лыжи, санки, коньки, самокат, велосипед, машина)
Ход игры. Дети по картинкам составляют предложения с союзом «на».
- Мальчик катается на самокате.
- Вика едет на машине. И т.д.
«Где петрушка?» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: кукольная мебель, игрушечный петрушка.
Ход игры. Воспитатель передвигает Петрушку в кукольной комнате: сажает на стул, на диван, за стол, прячет за шкаф, за кровать.
Дети объясняют, где Петрушка:
- Петрушка сидит на стуле. И т.д.
Согласование имени существительного с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде
«Картинки» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в родовой принадлежности существительных (какой, какая, какое?)
Наглядный материал: набор картинок
Стул Карандаш Апельсин Лимон Помидор Котёнок Цыплёнок | Шапочка Кастрюля Груша | Колесо Ведро большое Ведро маленькое Дерево Блюдце Яблоко Пальто |
Ход игры. Воспитатель говорит:
- У вас в коробках картинки. Вы мне будете показывать картинку, а буду называть, что на ней нарисовано (большое яблоко, голубая шапочка, красный помидор). Теперь я буду показывать картинки, а вы называть их.
Названные картинки воспитатель откладывает на стол. Игра заканчивается, когда все картинки будут названы.
«Кто с кем» (дидактическое упражнение)
Наглядный материал: предметные картинки – взрослые животные и их детёныши.
Ход игры. По мере выставления картинок воспитатель предлагает детям ответить на вопрос: «Кто с кем вышел на полянку?» (лиса с лисёнком, зайчиха с зайчонком и т.д.)
«Где Мишка искал свой мяч» (дидактическая игра)
Цель: привлечь внимание детей к различным вариантам пространственных отношений между предметами, активизировать в их речи предлоги под, за, на, около, с. учить детей изменять падежные окончания существительных при употреблении различных предлогов (на стуле, под стулом, около стула).
Ход игры. Воспитатель спрашивает, дети отвечают:
- Что делает Мишка? (Мишка спит)
- Где спит Мишка? (На кровати)
- Что сейчас делает Мишка? (Встал)
- Он проснулся. А разве он уже встал с кровати? (Не встал, ещё сидит)
- Где он сидит? (На кровати)
Воспитатель говорит, что Мишка хочет поиграть в мяч, а мяч куда-то закатился. Начинаются поиски мяча. Мишка заглядывает под кровать, под стол, под шкаф, в шкаф, на шкаф и, наконец, находит мяч в корзине. По ходу игры задаются вопросы:
- Куда теперь пошёл Мишка?
- Что он делает?
- Почему он наклонился?
- Где он сейчас ищет мяч?
Глаголы
Употребление глаголов ложиться и съезжать в повелительном наклонении
«С Мишкой» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей использовать глагол лежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: медвежонок, кровать.
Ход игры. Воспитатель рассказывает:
- Этот мишка охотно ложится на бочок, спину, живот. Надо только попросить его об этом.
Дети просят мишку, употребляя глагол ляг. Усложняя задание, воспитатель создаёт новую игровую ситуацию с любой игрушкой: зайкой, Петрушкой.
«На горке» (дидактическая игра)
Цель: учить детей использовать в речи глагол съезжать в повелительном наклонении – съезжай.
Наглядный материал: игрушечная горка, медвежонок, кукла Катя.
Ход игры. Кукла Катя и мишка катаются с горки, а воспитатель сопровождает их действия словами:
- Скорей, Катенька, влезай на горку, а теперь съезжай!
Вслед за воспитателем эти слова повторяют дети.
«Кто как кричит» (дидактическое упражнение)
Цель: образование глаголов от звукоподражательных звуков (слов).
Наглядный материал: предметные картинки с изображением кошки, поросят, утят, лягушек, кур.
Ход игры. Воспитатель говорит с детьми:
- Вспомните, как подаёт голос поросёнок?
- Хрю-хрю.
- Что он делает?
- Хрюкает (поросята хрюкают)
- Как подаёт голос котёнок? (Мяу)
- Что он делает?
- Мяукает.
Можно использовать стихотворение К.И.Чуковского «Путаница»
Работа с предложением
«Кто у кого? (дидактическое упражнение)
Цель: практическое усвоение сложносочинённого предложения с противительным союзом а.
Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детёнышами.
Ход игры. Сначала дети составляют простые предложения типа: «У коровы телёнок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочинённые предложения по двум парам картинок:
- У коровы телёнок, а у козы козлёнок.
Словообразование
«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)
Цель: практическое усвоение словообразования при помощи суффиксов уменьшительно – ласкательного значения.
Ход игры. Дети водят хоровод, поют:
Хоровод водили, ласковыми были,
В кружок вызывали, имя называли,
Выйди, Леночка, в кружок,
Возьми, Леночка, флажок.
Потом поочерёдно передают флажок друг другу, называя каждого ласковыми именами.
«Ласковые имена» (дидактическое упражнение)
Цель: дать ласковые имена и названия (словообразование с помощью суффиксов) – Аня – Анечка, Соня – Сонечка и т.д.
Мама – мамочка, папа – папочка (дочь, сестра, брат, сын).
Существительные
Согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями в роде, числе, падеже; с глаголами – в числе и роде
«Разные ведёрки» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными среднего рода.
Наглядный материал: три ведёрка разной расцветки и размера, яблоки жёлтые и красные.
Ход игры. Воспитатель спрашивает, дети отвечают:
- Какие ведёрки стоят на столе?
- Маленькое зелёное ведёрко.
- Маленькое красное ведёрко.
- Большое красное ведро.
Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одно из ведёрок. Вы должны внимательно рассмотреть и запомнить. Угадайте, какого ведёрка не стало. Ответить надо так: «Не стало маленького красного ведёрка» (упражнение повторяется 4-5 раз).
- Ушастик спрячет жёлтое яблоко в одно из ведёрок. Вы должны внимательно смотреть и заметить, в какое ведёрко Ушастик спрячет жёлтое яблоко. Рассказывать об этом нужно так: «Ушастик спрятал жёлтое яблоко в маленькое зелёное ведёрко». Затем Ушастик прячет яблоки в разные ведёрки. Дети составляют предложения о его действиях.
«Кто скорее?» (дидактическая игра)
Цель: упражнять детей в усвоении родовой принадлежности существительных, воспитывать наблюдательность и активную реакцию при выполнении поставленных задач.
Наглядный материал: набор картинок в коробке (карандаш, кисточка, колесо и т.д.)
Ход игры. На столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Воспитатель говорит:
- На моём столе разложены предметы, которые изображены на картинках. Тот, кого я вызову, подойдёт ко мне, вынет картинку, назовёт её и положит на стол, туда, где лежит такая вещь, которая нарисована на картинке.
Дети выходят парами и называют: один карандаш, одно колесо и т.д.
«Три линейки» (дидактическая игра)
Цель: упражнять детей в использовании существительных женского, мужского и среднего рода.
Наглядный материал: картинки, на которых изображены стол, платье, груша, карандаш, носок, книга и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки и называет предметы: кастрюля, стол, кресло, подчёркивая число (одна кастрюля, один стол, одно кресло и т.д.). даёт детям задание:
- В коробке лежат карточки, на каждой карточке нарисован предмет, а на доске три линейки. На одну линейку поставить картинки, на которой нарисованы предметы, про которые говорят «один», на другую линейку – «одна», на третью линейку – «одно».
Затем вызывает двух ребят и даёт каждому 6-9 карточек. Дети начинают выставлять карточки. Остальные наблюдают, затем дают оценку.
Употребление существительных родительного падежа
«Чего не стало?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизировать в речи существительные в родительном падеже множественного числа с нулевым окончанием (яблок, носков, сапог, гольфов)
Наглядный материал: предметные картинки с изображением одного или нескольких предметов.
«Кто у нас?» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в использовании существительных, обозначающих названия детёнышей животных в родительном падеже.
Наглядный материал: картинки с изображением животных и их детёнышей.
Картинки разбирают попарно. По ним составляют предложения типа: «У коровы много телят. У кошки много котят».
«Волшебная коробка» (дидактическое упражнение)
Цель: использование в речи детей существительных в родительном и винительном падежах множественного числа, обозначающих детёнышей животных.
Наглядный материал: коробка, игрушки – детёныши животных..
Ход игры. Воспитатель объясняет детям: «Если вы правильно назовёте детёнышей этих животных, то с ними можно будет поиграть. Надо только сказать: «Я хочу взять лисят, телят, медвежат и т.д.»
Употребление существительных в косвенном падеже с предлогами
«Где кто? Где что?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов у, возле, около.
Наглядный материал: набор картинок.
Ход игры. Воспитатель выставляет картинки и задаёт детям вопросы:
- Где стоит стул? (У стола).
- Как можно ещё сказать, где стоит стул? (Стул стоит возле (около) стола).
Дети составляют предложения, используя все три предлога.
«Составь предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов под, за, над.
Наглядный материал: магнитный театр (куст, гриб, заяц, птица, цветок, бабочка, божья коровка)
Воспитатель предлагает сюжет рассказа: цветок под кустом, бабочка над кустом и т.д. Дети составляют предложения.
«Куриное семейство» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи предлогов впереди, сзади, за, между.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям содержание рассказа: «Жили-были петушок и курочка. У них было много жёлтых, пушистых цыплят. Кричит курочка: «Ко-ко-ко, идите ко мне, цыплятки!». Прибежали цыплятки, встали вокруг курочки».
Затем воспитатель просит кого-либо из детей поставить цыпляток вокруг курочки.
Игра продолжается..
- Курочка говорит им: «Сейчас все пойдём на зелёный лужок, где высокая зелёная трава, таи много червяков, мошек».
- Коля, поставь цыплят между курочкой и петушком. Это куриное семейство пошло на лужок. Курочка идёт впереди, цыплята – за ней, друг за другом, петушок – сзади.
- На зелёном лугу цыплята разбежались, один ищет червячка, другой побежал за бабочкой, кто-то спрятался за пенёк, а этот притаился в траве, ловит букашек.
- Что делают цыплята на лугу?
«Кто где?» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в различении пространственных отношений: рядом, напротив, друг за другом.
Наглядный материал: три пары одинаковых кукол, различно расположенных относительно друг друга (2 куклы рядом, 2 куклы напротив друг друга, 2 куклы друг за другом).
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей:
- Как стоят эти куклы?
- А эти куклы?
- Найдите кукол, которые стоят рядом, и поставьте их друг за другом.
- Найдите кукол, которые стоят напротив друг друга, и поставьте их на полки, одну на верхнюю, другую – на нижнюю.
- как теперь стоят куклы?
«Что это?» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация употребления несклоняемых существительных типа пальто.
Наглядный материал: картинки.
Ход игры. Воспитатель задаёт детям вопросы:
- Что это? (Пальто). Я уберу одну картинку, а вы скажите, чего не стало (поочереди убирает картинки).
- Слово «пальто» всегда произносится одинаково, много их или одно пальто.
- Я буду показывать картинки, а вы будете составлять по ним предложения, включая слово пальто.
Воспитатель показывает картинки, дети составляют предложения.
- На вешалке висит много пальто.
- Девочка надевает пальто.
- Мальчик снимает пальто. И т.д.
- А сейчас хорошо подумайте и скажите, кто в каком пальто хотел бы прийти в детский сад.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ о пальто.
Глаголы
«Кто вперёд» (дидактическое упражнение)
Цель: использовать в речи глагол бежать в повелительном наклонении.
Наглядный материал: игрушки – медвежонок и утёнок.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть. Ушастик бегает наперегонки с Кряком. Но Кряк сердится на медвежонка, потому что тот не умеет слушать команду. Кряк просит детей научить Ушастика бегать сразу же, как только будет сказано: «Раз-два-три, беги!»
Дети могут подавать команду по одному и хором.
«На лугу» (дидактическое упражнение)
Цель: употребление в речи глагола бежать.
Наглядный материал: магнитный театр (бегущие дети и собака).
Ход игры. Воспитатель рассказывает:
- Дети бегут по лужайке. Ира зовёт Сашу с Машей: «Бегите ко мне!» Саша бежит за Машей, вот-вот догонит. Дети быстро бегут друг за другом. За ними с весёлым лаем бежит Шарик. Весело на лужайке детям!
- Как зовёт Ира детей? (Бегите ко мне)
- Что делает Маша? (Бежит)
- Что делают дети на лужайке? (Бегают)
На каждый вопрос отвечают 4-5 детей.
«Загадай желание и скажи, что ты хочешь» (дидактическое упражнение)
Цель: употребление в речи глагола хотеть.
Наглядный материал: на столе – мяч, удочка, карандаш с бумагой и т.д.
Ход игры. Ребёнок берёт предмет (любой) и говорит, что он хочет делать.
- Я хочу играть в мяч.
- Я хочу рисовать.
Усложнение. Предложить детям угадать желание сидящего рядом.
- Денис хочет играть в мяч.
- Лена с Адрианой хотят играть в лото.
«Желание» (дидактическое упражнение)
Цель: активизация в речи детей глагола хотеть в разных формах.
Наглядный материал: овощи и фрукты (муляжи или предметные картинки)
Ход игры. Воспитатель даёт детям образец «Я хочу съесть грушу»
- Чего я хочу?
- Мы с Колей хотим помидор.
- Чего хотят Витя с Колей?
«Новое слово» (дидактическая игра)
Цель: научить детей образовывать новые глаголы при помощи приставок.
Наглядный материал: картинки, изображающие мальчика в действии.
Ход игры. Дети внимательно рассматривают картинку и отвечают на вопросы одним словом.
- Мальчик по тротуару… (что делал?) шёл.
- Мальчик к дому… (что сделал?) подошёл.
- Мальчик вокруг дома … (что сделал?) обошёл.
Затем картинки раздают детям, и каждый составляет предложение.
- Коля перешёл дорогу.
- Коля обошёл вокруг дома.
- Коля вошёл в дом.
«Кто что делает» (дидактическое упражнение)
Цель: научить детей правильно употреблять глаголы одеть и надеть по демонстрируемым действиям.
Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку: «Надень кофту, шапку, куртку»
- Что делает Сергей? (Надевает куртку).
- Что сделал Сергей? (Оделся)
- Платье на себя можно … (надеть).
- Куртку на прогулку надо … (надеть).
- А Вику надо … (одеть). Вову нужно … (одеть).
- Колготки надо … (надеть).
Воспитатель одевает мишку, спрашивает детей:
- Что я сделала? (Надела свитер, надела шапку).
- Что я сделала с мишкой? (Одела мишку).
Воспитатель делает вывод: надевают то, что можно снять (кофту, ботинки); одевают кого-то (куклу, дочку).
«Скажи правильно» (дидактическая игра)
Цель: учить детей различать и активизировать в речи глаголы надеть и одеть.
Наглядный материал: кукла Петрушка, фишки красные, чёрные по числу детей.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
- К нам в гости пришёл Петрушка. Он говорит, что знает, когда надо сказать надеть, а когда одеть. Проверим это? Пусть Петрушка одевает кукол и правильно называет, что он хочет делать. Если он скажет правильно, например: «Надену фартук», поднимите красные фишки.
Петрушка говорит: «Я хочу одеть куклу».
- Посмотри, Петрушка, все подняли красные фишки, - значит, можно.
Петрушка продолжает: «Можно я надену ей платье?».
- Молодец, Петрушка, видишь, все подняли краснее фишки. Значит, Петрушка говорит правильно: «Надеть платье».
Петрушка говорит: «А теперь я одену фартук».
- Петрушка, посмотри на фишки. Дети подняли только чёрные фишки. Поправьте, дети, Петрушку. Как надо сказать? Повтори!
Петрушка повторяет правильно: «Я надену фартук»
- Вот теперь тебе разрешают надеть фартук: все подняли красные фишки.
«Наши куклы» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей употреблять в разных формах глагол хотеть.
Наглядный материал: две нарядные куклы, сервированный стол.
Ход игры. Воспитатель сообщает детям:
- К нам сегодня в гости пришли Катя и Таня. Как мы их встретим? (Поздороваемся, пригласим пройти, встретим приветливо).
- Послушайте, как я приглашу кукол: «Таня и Катя, вы хотите раздеться?»
- Да, хотим, - отвечают куклы.
- Давайте пригласим кукол сесть: на диван или на кресло?
Дети спрашивают:
- Вы куда хотите сесть, на диван или на кресло?
- Катя, ты куда хочешь сесть?
- А ты, Таня, куда хочешь сесть?
Дети усаживают кукол по их желанию.
- Мы с вами гостеприимные хозяева, что ещё можем предложить нашим гостям?
- катя и Таня, вы хотите чаю? (Да, хотим).
- Давайте поставим чай куклам, молоко и варенье.
- Спросите, с чем хотят пить чай куклы, с молоком или вареньем.
Дети спрашивают:
- Что сказала Таня? (Я хочу чай с молоком).
- Катя и Таня, наши дети знают много стихов. Хотите послушать наши стихи? (Хотим).
Дети читают знакомые стихи об игрушках.
Работа над предложением
«Составь предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: продолжать учить детей составлять предложения с однородными членами.
Наглядный материал: предметные картинки (цветы, овощи, фрукты, одежда).
Ход игры. По картинкам дети составляют предложения типа: «В саду поспели фрукты: яблоки, сливы, груши. В магазине продают одежду: пальто, платья, костюмы».
«Закончи предложение» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять сложносочинённые предложения с союзом а.
Ход игры. Воспитатель начинает, а дети продолжают:
- Морковь сладкая, а редька… (горькая).
- Помидор красный, а капуста … (зелёная).
Усложнение. Детям дают задание – сравнить по вкусу лимон и мёд; по цвету уголь и мел; василёк и гвоздику; на ощупь огурец и помидор, вату и дерево.
«Что буду делать» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей составлять предложения с разделительным союзом и.
Наглядный материал: игрушки – по две на каждого ребёнка.
Ход игры. Дети составляют предложения по образцу: «У меня мяч и сачок. Я буду играть в мяч и ловить бабочек».
Словообразование
«Сказка про двух братьев» (дидактическое упражнение)
Цель: практическое усвоение детьми образования имён существительных при помощи уменьшительных и увеличительных суффиксов.
Наглядный материал: магнитный театр (два гнома, два дома, два куста).
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
- Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого Ищ. У одного было своё жильё. И у другого было своё жильё. Ик имел свой домик. А Ищ имел свой домище.
- Какой дом имел Ищ? (Большой).
- Как он назывался? (Домище).
- Какой дом был у Ика? (Маленький).
- Как он назывался? (Домик).
- Теперь я расскажу, какими были эти братья. Ик был маленький, у него был носик, а у ища – носище. У одного был ротик, а у другого – ротище. У одного были глазки. А у другого – глазищи. Вот какими были два брата.
- Как звали младшего брата? (Ик).
- Как звали старшего брата? (Ищ).
- Какой был Ик? (Маленький).
- расскажите, каким он был, но так, чтобы в словах всё время слышалось его имя. (У него был носик, ротик, животик. Пальчик и т.д.).
Затем дети рассказывают о старшем брате, которого звали Ищ.
Упражнения по грамматическому строю речи в сочетании с пересказом
«Храбрый ёж»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами, согласовывать существительные с прилагательными в числе.
Наглядный материал: фигурки магнитного театра, предметные картинки с изображением лесных обитателей.
Текст:
Ветер ёлками шумит,
Ёжик наш домой спешит,
А навстречу ему волк.
На ежа зубами – щёлк!
Ёж иголки показал,
Волк со страху убежал.
Вопросы к тексту:
- Куда спешил ёжик?
- Кого он повстречал в лесу?
- Почему волк убежал от ежа?
Воспитатель просит ребят пересказать содержание текста своими словами, из предметных картинок отобрать те, на которых изображены действующие лица и ответить правильно:
- В лесу живёт злой (кто?) волк.
- В лесу живёт много злых (кого?) волков.
- По ночам в лесу воют злые (кто?) волки.
- Бабушка рассказала сказку о злом (о ком?) волке и т.д.
«Зайчик и дождь»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст своими словами; правильно употреблять существительные множественного и единственного числа в творительном падеже.
Наглядный материал: настольный или магнитный театр.
Текст
Сидит зайчик на поляне, греется на солнце (лес, полянка, зайчик, солнце). Но вот туча набежала, туча солнышко закрыла (закрыть солнце тучей). Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайца шубка.
Вопросы к детям:
- Где сидел зайчик?
- Почему зайчик спрятался под кустик?
Воспитатель просит ребят пересказать текст своими словами.
«Лето»
Цель: закрепить у детей умение пересказывать текст; пользоваться в речи глаголами, обозначающими противоположные действия; учить образовывать от глаголов третьего лица глаголы первого лица (по аналогии); закрепить правильное использование существительных в косвенных падежах с предлогом.
Текст
Таня и Оля гуляли на лугу. Они цветы собирали, венки плели. А недалеко текла речка. Побежали Таня и Оля к речке. Водичка в ней чистая, тёплая. Ну как тут не искупаться! Сейчас они будут раздеваться и купаться.
Вопросы к детям:
- Что делали девочки на лугу?
- Куда побежали Таня и Оля?
Воспитатель просит ребят сделать пересказ близко к тексту; сопоставить противоположные действия (по демонстрируемым действиям):
- Таня одевается – Оля раздевается.
- Таня обувается – Оля разувается.
- Таня завязывает – Оля развязывает.
Затем дети называют действия по аналогии:
- Оля купается, и я купаюсь.
- Оля одевается, и я одеваюсь.
- Оля умывается, и я умываюсь.
Воспитатель просит детей сказать правильно:
- Дети пошли купаться (куда?) на речку.
- Дети купаются (где?) в реке.
- Дети переплывают (что?) реку.
- Лодки плывут (где?) по реке.
Работа с предложением
«Почемучки» (дидактическое упражнение)
Цель: научить детей составлять сложные предложения, используя союз потому что.
Ход игры. Текст сказки А.Рыбакова «Про Потому и Почему»
Жили-были Потому и Почему. Видят они – катится бревно.
- Почему оно катится? – спросил Почему.
- Оно катится потому, что оно круглое, - ответил Потому.
- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросил Почему.
Стали тогда Почему и Потому строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они и видят: летит птица.
- Почему она летит? – спросил Почему.
- Птица летит потому, что у неё есть крылья, - ответил потому.
- А почему бы нам не сделать крылья? – спросил почему.
Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился у них самолёт. И полетели они дальше удивляться. Вот, ребята, потому всё и делается на свете, что есть почему.
Вопросы к детям:
- Какие вопросы задавал Почему?
- Как отвечал Потому?
Дети составляют предложения по вопросам:
- Почему пришёл врач?
- Почему люди берут зонты?
- Почему улетают птицы?
- Почему зимой нельзя купаться?
- почему летом не носят куртки?
- Почему зимой носят варежки?
«Про Мишутку» (дидактическое упражнение)
Цель: использование в речи глаголов с приставками по демонстрируемым действиям
Наглядный материал: настольный театр – домик, лес, Мишутка.
- Сейчас мы с вами придумаем сказку про Мишутку. Я начну эту сказку, а вы будете помогать.
Текст
Жил был Мишутка в лесу. Однажды шёл он по лесу и увидел домик. Мишутка к домику (что сделал?) подошёл. Мишутка вокруг домика (что сделал?) обошёл. А потом в домик (что сделал?) зашёл. А потом он из домика (что сделал?) вышел. С крылечка (что сделал?) сошёл. Через полянку (что сделал?) перешёл и ушёл к себе домой.
- А сейчас вы сами будете составлять сказку про Мишутку. Сказку рассказывайте выразительно.
«Что делают дети?» (дидактическое упражнение)
Цель: ввести в речь детей глаголы с приставками.
Наглядный материал: парные сюжетные картинки
Вопросы к детям:
- Что делает мальчик? (Рисует)
- Что сделал мальчик? (Нарисовал)
Пары глаголов: лепит – слепил, моет – вымыл, пел – спел, играет – поиграл, гулял – погулял.
Словообразование
«Спортсмены» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов
Наглядный материал: картинки с изображением спортсменов.
Воспитатель начинает предложение, дети заканчивают:
- Спортсмен, который ходит на лыжах…(лыжник)
- Спортсменка, которая ходит на лыжах…(лыжница).
- Прыгает в воду … (прыгун, прыгунья).
Словарный материал: бегун – бегунья, гимнаст – гимнастка, пловец – пловчиха.
«Кто служит в нашей армии» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей словообразованию при помощи суффиксов.
Наглядный материал: картинки с изображением воинов разных родов войск.
Словарный материал:
- чик - - ист -
ракетчик танкист
миномётчик связист
лётчик артиллерист
зенитчик
«Сложные слова» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей образовывать сложные слова при помощи слияния двух основ.
Наглядный материал: картинки
Словарный материал:
- Рыбу ловит …рыболов.
- Пчёл разводит… пчеловод.
- Сам летает … самолёт.
- Лес рубит … лесоруб.
Словообразование
«У кого какая мама» (дидактическая игра)
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов - иц, - их, - ок.
Наглядный материал: картинки с изображением животных.
Словарный материал:
львица зайчиха телёнок (корова)
тигрица олениха ягнёнок (овца)
лисица ежиха жеребёнок (лошадь)
волчица поросёнок (свинья)
медведица цыплёнок (курица)
верблюдица
«Назови профессию» (дидактическая игра)
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи суффиксов – щик, - тель, - ист.
Словарный материал:
часовщик строитель пианист
крановщик учитель бульдозерист
каменщик тракторист
стекольщик
«Скажи одним словом» (дидактическое упражнение)
Словарный материал:
Длинное ухо – длинноухий.
Короткий хвост – короткохвостый.
Длинные рога – длиннорогий.
Рыжий хвост – рыжехвостая.
Любит труд – трудолюбивый.
Ходит быстро – быстроходный.
«Скажи, что они делают» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей образовывать слова по объяснению
Ход игры. Воспитатель спрашивает детей:
- Кто выращивает хлеб? (Хлеборобы).
- Кто выращивает виноград? (Виноградари)
- Кто выращивает чай? (Чаеводы).
- Кто выращивает свёклу? (Свекловоды).
- Кто выращивает хлопок? (Хлопководы).
Упражнения в пересказе текста
«Зима»
Цель: учить детей пересказывать текст, распространяя каждое простое предложение уже знакомыми словами – прилагательными. Учить подбирать прилагательные к словам снег, звери, деревья, зима, коньки. Продолжать учить детей образовывать однокоренные слова (медведь, лиса, белка, заяц), подбирать эпитеты к словам.
- Снег какой? – белый, пушистый, мягкий, лёгкий, холодный…
- Коньки какие? – железные, острые, блестящие, детские…
Текст.
Наступила зима. Кругом лежит снег. Деревья стоят голые. Звери попрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и коньках.
Вопросы к тексту:
- Какое наступило время года?
- Что лежит на земле?
- Куда спрятались звери?
«Скворечник» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей пересказывать текст от первого лица
Текст.
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.
Задание: пересказать текст от первого лица; вспомнить, кто где живёт (скворец в скворечнике, лиса в норе, медведь в берлоге и т.д.)
Рассказ К.Ушинского «Четыре желания»
Цель: продолжать учить детей образовывать прилагательные сравнительной и превосходной степени.
Ход игры. Воспитатель рассказывает детям:
- Каждое время года казалось мальчику лучше предыдущего. Лето было хорошее, а осень – лучше. Сейчас будем сравнивать. Весна тёплая, а лето – теплее или очень тёплое. Трава зелёная, а после дождя зеленее или очень зелёная. Поздней осенью солнце холодное, а зимой холоднее или более холодное.
- весёлый – веселее – боле весёлый
- высокий – выше – очень высокий
- стройный – стройнее – более стройный
- лёгкий – легче – очень лёгкий
Употребление в речи причастий
«Придумай предложение» (дидактическое упражнение)
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинку, на которой изображена зелёная сосна, и предлагает составить предложения по следующим словосочетаниям:
- Молодая сосна (На опушке леса росла молодая сосна)
- У высокой молодой сосны (У высокой молодой сосны красивые длинные иголки)
- К зелёной сосне (Ребята подошли к сосне)
- Зеленеющей сосной (Они любовались зеленеющей сосной)
- О зеленеющей сосне (Маша прочитала стихотворение о зеленеющей сосне).
«Прыгающие зайцы» (дидактическое упражнение)
Ход игры. Воспитатель говорит детям о том, что у Тани есть очень интересная игрушка – прыгающие зайцы, и предлагает на основе названных словосочетаний составить предложения об этой игрушке.
- Прыгающие зайцы (У Тани есть прыгающие зайцы).
- У прыгающих зайцев (У прыгающих зайцев мягкая шёрстка).
- Прыгающим зайцам (Таня приносит морковку прыгающим зайцам).
- Прыгающих зайцев (Она очень любит прыгающих зайцев).
- С прыгающими зайцами (Таня часто играет со своими прыгающими зайцами).
- О прыгающих зайцах (Она всегда заботится о прыгающих зайцах).
Составление предложений
«Светофор» (дидактическая игра)
Цель: в доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений; помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному отбору словесного материала для включения его в предложения.
Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор.
Ход игры. Воспитатель создаёт на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрёстке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит:
- На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились.
- Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился.
- Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре загорелся красный свет.
Дети проговаривают предложения, практически осваивая конструкции.
Воспитатель показывает детям новый эпизод: на светофоре зелёный свет. Задаёт детям вопросы:
- О чём и как вы скажите?
Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям.
«Скажи по-другому» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями.
Ход игры. Воспитатель называет детям предложение, например, «В лесу мы увидели расцветающую черёмуху», - и предлагает детям сказать по-другому. Возможные ответы детей:
- В лесу мы увидели черёмуху, которая расцвела.
- В лесу мы увидели цветущую черёмуху.
Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие названия зверей, которых дети видели по телевизору:
- По телевизору мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку.
- По телевизору мы видели белочку, она прыгала с ветки на ветку.
- По телевизору мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку.
«Телефон» (дидактическая игра)
Цель: совершенствовать умение детей составлять сложносочинённые предложения.
Ход игры. Дети друг другу говорят что-то, спрашивают о чём-то, а потом о сказанном составляют предложения.
- Денис сказал, что сегодня плохая погода.
- Маша попросила, чтобы я дал ей краски.
- Толик ответил, что у него нет книги.
«Скажи правильно» (дидактическое упражнение)
Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения.
Ход игры. Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу:
- Кате подарили книгу, потому что у неё был день рождения (1)
- Взошло солнце, потому что стало тепло (3)
- У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу (2)
- Стало тепло, потому что взошло солнце (4)
- Грачи прилетели, потому что пришла весна (5)
- Пришла весна, потому что прилетели грачи (6)
- Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий (7)
- День был жаркий, потому что ребята пошли купаться (8)
«Наоборот» (дидактическая игра)
Цель: учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет
Наглядный материал: игрушки
Ход игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, изображает сюжет на фланелеграфе (Белка везёт на санках матрёшек. Матрёшки везут белку), и даёт образец высказывания:
- Сначала белка везла на санках матрёшек, а потом матрёшки катали на санках белку.
- После того, как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.
- Когда белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её.
Затем воспитатель предлагает детям новый сюжет: медведь везёт на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку (кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя).
Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя.
«На остановке» (дидактическое упражнение)
Цель: упражнять детей в составлении сложноподчинённых предложений с придаточными причины.
Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (картинки или игрушки) – троллейбус, автобус, трамвай; знаки остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол.
Ход игры. Воспитатель на примере поясняет детям, о чём и как следует говорить:
- На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе – до кукольного театра. Снегурочка захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр.
- Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку? (Кукол расставляет на названных остановках).
Образец ответа: снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришёл на автобусную остановку, так как автобус довезёт его до кукольного театра.
Вопрос детям:
- Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную?
Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя. Игра продолжается с другими куклами и знаками.
«Дополни предложение» (дидактическая игра)
Цель: упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причины, цели.
Ход игры. Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа:
- Мы поливаем цветы на клумбах, потому что … (для их роста нужна вода).
- Дети выбежали во двор в тёплой одежде, потому что … (на улице холодно).
- На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что … (наступила поздняя осень).
- Мы пришли на участок с лопатками для того, чтобы…
- Коля взял игрушку для того, чтобы…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста».
«Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрика...
« Приемы формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста»
Грамматический строй усваивается ребенком самостоятельно, путем подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. В...
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
Материал будет полезен педагогам, родителям, специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста. Педагоги часто в своей работе с детьми сталкиваются с такими проблемами, как недостаточно развитая ...
Картотека дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста...
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов...
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы
Тематическое планирование дидактических игр и упражнений для формирования грамматически правильной речи у детей старшей группы....