Нейроигры в работе воспитателя
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)

Патлашинская Анастасия Васильевна

Нейроигры в работе воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyroigry_.docx14.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Руки учат голову,
 затем поумневшая голова учит руки,
 а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И. П. Павлов
         Мы живем в цифровой век, изменился и образ жизни современных детей: компьютер, мобильные телефоны, планшеты, уводят в виртуальной мир, удаляя от подвижной детской игры. Многие специалисты считают, что это часто является причиной различных болезней детей, в том числе отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Дефицит двигательной активности сказывается на физических и умственных качествах ребенка. Для того чтобы восполнить этот дефицит, есть эффективный инструмент, который помогает детям развить мышление, память, речь, – это нейропсихологические игры, т.е. различные телесно-ориентированные упражнения, которые активно воздействуют на мозговые структуры, в результате чего создаются нейронные связи. Чем их больше, тем выше способность к обучению. Использование таких игр актуально начинать в детском саду.
       В работе с дошкольниками применяю различные нейроигры. Во время утренней гимнастики - игровые дыхательные упражнения, игровой массаж и самомассаж с различными предметами, растяжки. Они способствуют улучшению концентрации внимания, пространственного восприятия и воображения.
Во время организации образовательной деятельности, чаще всего, выбираю игры, которые оказывают положительное влияние на формирование мозговых процессов детей, способствует достижению возрастных нормативов в общем развитии. Так, на занятиях познавательного цикла использую графические диктанты, «Симметричные рисунки», «Соедини по точкам», различные таблицы на внимание (найти одновременно двумя руками две одинаковые фигуры), «Скоросчет» (слева примеры – справа ответы, дети работают двум руками одновременно), «Обведи по контуру».
На речевых занятиях: различные пальчиковые игры, Су-Джок, «Дыхательный футбол», «Разноцветные резиночки» (сделай букву из резиночек), «Поймай звук», «Прохлопай слоги».
В физминутках: релаксационные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики.
В минуты свободной двигательной активности дети очень любят играть в салочки, жмурки, вышибалы, морские фигуры, колечко, различные виды классиков, резиночки, продень обруч, «Нос-пол-потолок», «Замок», «Ухо-нос». Данные игры прекрасно развивают мышление, ловкость, способствуют формированию межполушарного взаимодействий, а также автоматизации коммуникативных и двигательных навыков.
       Более подробно хотелось бы остановиться на игре, которую во время занятий по выбору, дети чаще всего выбирают – это игра «Межполушарные доски». Но она не просто обычная игра, а нейротренажер, позволяющий «научить полушария мозга «договариваться».
Межполушарные доски - это деревянные поля с вырезанными на них лабиринтами: как простые с круглыми фигурами, так и сложные с множеством углов. Чем больше углов, тем лабиринт считается сложнее. Суть игрового тренажера в том, чтобы с помощью фишек одновременно двумя руками провести от начала до конца лабиринта.
Играя, малыши не только весело проводят время, но в игровой форме улучшают межполушарные связи и развивают свои потенциальные способности. Межполушарные доски дети осваивают постепенно, по принципу: от простого к сложному. Сначала ведущей рукой проходят фишкой от начала лабиринта до конца. Затем добавляют вторую фишку и водят по лабиринту обеими руками одновременно. Когда дети научились легко проходить лабиринты двумя руками, игра усложняется. Например, правой рукой водят по часовой стрелке, а левой против. В зависимости от темы образовательного события у дорожек лабиринта расставляются различные предметы: елочки (шарики, животные, человечки и т.д.) большие и маленькие. Задача играющих в том, чтобы одной рукой остановиться у большого предмета, а другой – у маленького. Если нужно отработать знание цвета, то ставятся разноцветные флажки с заданием, например, правой рукой остановиться у желтого флажка, левой – у зеленого.
     В зависимости от сюжета образовательного сеанса на фишку наклеиваются изображения сказочных героев, о которых читали или которые требуют помощи, например, Зайчику нужно пройти по запутанной дорожке, добраться до домика в конце лабиринта.
     Дети любят играть в парах на досках, очень важно, что они самостоятельно организуют эту игру: сами определяют цели игры, обычно, кто быстрее пройдет лабиринт, сами дают старт игре, сами контролируют ход игры, сами определяют победителя и проводят рефлексию после игры: анализируют, почему победил один игрок и проиграл другой. В этот момент проявляются очень существенные воспитательные эффекты: самостоятельность, умение договариваться, а также то, что дошколята постепенно осознают игровую истину: не всегда можно выигрывать (хотя каждый хочет стать победителем) и, как следствие, учатся достойно проживать момент проигрыша.
   Игры с межполушарными досками всегда вызывают у детей неподдельный интерес, помогают не только развивать память, внимание, воображение, координацию движения рук, мелкую моторику рук, что в дальнейшем помогает детям в процессе обучения, но и способствуют становлению личности.
          Использование нейроигр в работе с детьми дошкольного возраста позволяет организовать двигательную активность в игровой форме, ненавязчиво, развивать все психические процессы, тем самым сохранить здоровье детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейроигры в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнен...

Конкурс. Нейроигры в работе воспитателя детского сада.

     Сегодня все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход, Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он явл...

«Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста с ТНР»

laquo;Нейроигры – эффективный инструмент в работе воспитателя  с детьми дошкольного возраста с ТНР»...

Нейроигры в работе воспитателя

Давно не секрет, что в современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Почему так? Что произошло? Изменился наш образ ...

Нейроигры в работе воспитателя ДОУ

Консультация для педагогов...