Игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников
картотека по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Предлагаю Вашему вниманию картотеку игр на развитие слоговой структуры слова у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_slogovoy_struktury_slova.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие слоговой структуры слова

Игра «Прохлопай слово»

 Цель: закрепить у детей умение делить слово на слоги в зависимости от количества гласных звуков, тренировать их в делении слов на слоги с помощью хлопков.

Взрослый произносит слово, а ребенок. Должен отхлопать каждый слог. После хлопков ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал. В этой игре детям можно предлагать слова со стечением согласных звуков, при этом необходимо объяснить ребенку, что при стечении согласных деление слога проходит между ними: т. е. один согласный отходит в первый, а другой - во второй слог. Например, кош-ка, от-крыть, мед-ведь и т. д.

Игра «Придумай слово»

 Цель: тренировать детей в составлении слов с определенным количеством слогов.

Взрослый отхлопывает или отстукивает определенное количество слогов, а ребенок должен придумать подходящие к ним слова по картинкам. Если он затрудняется назвать слово, взрослый повторяет ритм и произносит первый слог. По мере тренировки можно предлагать детям самим придумывать слова без использования картинок или выбрать водящим кого-нибудь из детей.

Игра «Назови заданный слог в слове»

Цель: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.

 Взрослый по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог, например, ра-ма, во -да; далее ему предлагается следующее слово и т. д. По мере тренировки взрослый предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со с

Игра «Скажи наоборот»

Цель: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.

Оборудование: ряды слогов для преобразования.

 Взрослый показывает ребенку, как превратить твердый слог в мягкий (или, наоборот, мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например, пы - пи, мо - мё, бэ - бе, ла - ля, ну - ню, сё - со, ке - кэ, дю - ду, вя - ва. Затем ребенок пробует преобразовывать слоги самостоятельно, а взрослый подбирает их так, чтобы они содержали звуки, которые ребенок произносит правильно.

Игра «Выложи слог, который услышишь»

Цель: развить навыки фонематического анализа и чтения, мелкую моторику детей. Оборудование: счетные палочки, фишки

Взрослый четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает ему выложить буквы, соответствующие звукам из палочек, фишек.

Игра «Повтори за мной слоги, выделяя ударный»

Цель: научить детей повторять за взрослым слоги с заданным ударением. Взрослый произносит ряд слогов, подчеркивая ударение, а ребенок прослушивает и старайся повторить, соблюдая расположение ударного слога. На начальном этапе предлагается ряд из двух, а затем трех слогов: са’ - са; са – са’; ла’ - ла – ла’; ла – ла - ла’

Игра «Распутай слова»

Цель: тренировать сообразительность детей, умение переставлять слоги в одном слове для образования другого, расширить словарный запас.

 Оборудование: предметные картинки на каждое слово.

 Взрослый раскладывает перед ребенком картинки и называет слова, в которых переставлены слоги, а ребенок должен найти соответствующую картинку и назвать слово правильно. Например, ба-со-ка - собака, по-са-ги - сапоги, фет-сал-ка -салфетка, мо-са-лёт - самолет, сын-ко-ка - косынка, бё-ре-нок - ребёнок, ра-ба-бан - барабан, ка-рел-та -тарелка и т. д.

Игра «Какой новый слог появился в слове?»

 Цель: тренировать сообразительность, речевой слух детей.

Взрослый называет пары слов, отличающиеся друг от друга каким-то слогом: ребенок должен определить, какой слог появился или изменился во втором слове. Например: рука - ру-баш-ка; корка - кор-зин-ка; розы - мо-розы; мушка - ко-мушка; ребенок - же-ребенок.

Игра «Превращения»

Цель: совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, умение превращать одно слово в другое с помощью перестановки звуков или слогов.

 Игра предназначена для детей, имеющих начальные навыки чтения. Взрослый предлагает ребенку назвать слово по картинке и прочитать слово около нее. Когда он заметит, что написано не то, что изображено на картинке, взрослый показывает, как превратить заданное слово в нужное: переставить слоги местами, заменить один звук на другой, добавить недостающий звук. Например, баран - банан, бетон - батон, кулак - + а (акула), ребенок -+ же- (жеребенок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....

Конспект логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня на тему "Путешествие на поезде"

Задачи:• Коррекционно-образовательные (расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания);• Коррекционно-развивающие (развивать слоговую структуру с...

Дидактические игры для развития слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР

Материал содержит игры , расработанные учителями - логопедами РМО г. ВОЛЬСКА...

Интерактивная игра по развитию слоговой структуры слова у дошкольников с ТНР "У клоуна на фото..."

Интерактивная игра "У клоуна на фото..."Игра создана по лексической теме: ИгрушкиЦель: формировать умение употреблять имена существительные в именительном и винительном падежах.Ход игры:Клоу...

Консультация Тема: «Нарушение слоговой структуры у дошкольников. Игры для развития слоговой структуры слова»

Усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.Актуальность данной проблемы очевидна, поскольку овладение грамот...

Игровые упражнения на развитие слоговой структуры слова у дошкольников

Нарушение слоговой структуры слова у дошкольников является одним из наиболее трудных в коррекции речевых патологий. Как правило, оно выявляется в ходе логопедического обследования ...