Мнемотехника для дошкольников
консультация по развитию речи (средняя группа)

Киргинцева Елена Васильевна

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создание системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_mnemotehnika.docx762.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие «Мнемотехника для дошкольников»

Выполнил:

Киргинцева Е.В.-воспитатель высш.кв.кат.

Содержание

Аннотация……………………………………….4 Введение………………………………….............5

Для чего нужна мнемотехника………………...7

Как происходит обучение……………………..9

Перечень стихотворений с наглядным

моделированием……………………………....12

Заключение…………………………………………………….20

В методическом пособии рассматривается мнемотехника как совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения. То есть это своего рода конспекты в картинках.

Методическое пособие раскрывает создание системы непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и соблюдения принципа интеграции, который обеспечивается взаимодействием всех образовательных областей.


Аннотация

В данном пособии раскрываются такие вопросы:

-  для чего нужна мнемотехника?

          - как происходит обучение?

В пособии также упоминается о значении воспитания у детей любви к поэзии.

Рассматривается структура мнемотехники:                  

мнемотаблицы, мнемоквадраты, мнемодорожки.

В пособие включен перечень стихотворений с наглядным моделированием.

Также приведен пример эксперимента во второй младшей группы МБДОУ детского сада  № 60. Для выявления и констатации того, что при обучении надо использовать приёмы, побуждающие детей к учебной деятельности, организующие её, вызывающие у них интерес к учению, а именно применение мнемотехники при заучивании стихотворений.

Введение

В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Цель: использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей  дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Способствовать развитию связной речи.
  2. Расширять и обогащать словарный запас детей.
  3. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации) .
  4. Совершенствовать способность детей согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
  5. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Для чего нужна мнемотехника?

Слово мнемотехника произошло от древнегреческой покровительницы памяти — Мнемозины. Это направление в развитии детей стало очень популярно. Ранее его использовали в большей части в ораторском искусстве, для возможности поправки речи, сейчас техника используется значительно обширнее. Благодаря использованию уникальных таблиц, педагоги решают следующие проблему у детей:

  • развитие памяти, сохранения и запоминания информации;
  • развитие  логического  мышления;
  • становление речи, в частности улучшение дикции, произношения звуков;
  • помогает ребенку научиться правильно формировать свои мысли и составлять предложения;
  • повышает способность концентрировать внимание на одном занятии;
  • техника         формирует         возможность         составлять         рассказы         и пересказывать прочитанный текст, облегчает процесс заучивания стихов.

Как происходит обучение

В развитии ребенка важна последовательность.   Обучение по мнемотехнике должно происходить поэтапно, тогда оно сможет принести наиболее эффективные результаты.                                                                                                          

Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников являются мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т.д.

Когда ребёнок освоил мнемоквадраты, воспитатель усложняет задание, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицу, состоящую из четырёх картинок. По изображению ребенок может составить 2-3 простых предложения.

Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.


Перечень  стихотворений с наглядным моделированием!

Мнемоквадраты

Стихотворение«Овощи».

Стихотворение«Детскийсад».


Мнемотаблицы.

                          «Белый мишка»

Стихотворение«Корова».

Стихотворение «Влесу».

Стихотворение«Космонавт».

Стихотворение«Сад».

Мнемодорожки

Стихотворение«Руки».

Стихотворение«Колобок».

Стихотворение  «Зайчики»


Заключение

Художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка.

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе. Мнемотехника позволяет получить хорошие результаты во многих направлениях развития ребенка. Она способствует улучшению речи, логического мышления, памяти, воображения и облегчает восприятие необходимого материала. Важное правило при использовании мнемотехники заключается в совместных занятиях с ребёнком не только воспитателей в детском саду, но и родителей дома.

Подвести итог данного методического пособия можно словами В. Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ и мнемотехника для дошкольников

Конспекты НОД в средней группе с использованием технологии ТРИЗ и мнемотехники....

Мнемотехника для дошкольников

Мнемотехника для дошкольников....

Мнемотехника с дошкольниками.

Использование мнемотаблиц для тренинга зрительной  памяти дошкольника.Мнемотаблица - это таблица, разделенная на определенное  количество квадратов, каждый из которых содержит изображение( с...

Мнемотехника для дошкольников

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных ...

Консультация для родителей "Мнемотехника для дошкольников"

Данная статья поможет родителям выучить самые трудные стихи с детьми...

Консультация " Мнемотехника для дошкольников"

Раскрываются понятия "мнемотехника". Наглядно показывается как при помощи мемотаблицы выучить стихотворение...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Мнемотехника для дошкольников»

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...