Мнемотехника для дошкольников
консультация по логопедии на тему
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehn_dlya_doshk.docx | 19.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемотехника для дошкольников
В.И. Мякишева,
МДОУ ДС КВ № 57
учитель-логопед I категории
Представьте себе, что Вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к Вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете – это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка – дошкольника. Помочь ему призвана мнемотехника – наглядные пособия и приемы, помогающие систематизировать и запомнить информацию.
Наглядным примером такого пособия являются картинки на шкафчиках и вешалках для полотенец в детском саду. Ребенок запоминает, что на его шкафчике нарисовано яблоко, значит его полотенце висит на крючке, над которым красуется тот же фрукт. В детских садах также широко используются наглядные картинки – алгоритмы действий. Дома Вы тоже можете составить мнемотаблицу – распорядок дня, зарисовав расположение стрелок на часах и картинку, символизирующую действие, которое нужно выполнять в означенное время. Ребенок с удовольствием будет бегать сверять часы к распорядку и выполнять то, что положено.
Усложним задачу: предложите ребенку схематично зарисовывать каждую строчку зачитываемого Вами стихотворения, потом предложите малышу воспроизвести стихотворение по собственным картинкам. Эта увлекательная игра развивает навыки рисования, способность улавливать главную мысль и обобщать, а также, конечно, помогает усвоить информацию и тренирует память.
Собирая картинки с различными изображениями, можно предлагать ребенку раскладывать картинки по группам и объяснить по какому признаку он формирует группы. Таким образом, развивается не только память, но и логическое мышление. Далее, когда ребенок безошибочно называет все картинки и собирает их в группы, стоит подписать названия предметов печатными буквами. Таким образом Вы получите пособие, которое поможет в обучении чтению. Запоминая положения букв и зная название предмета, ребенок учится читать играя, без особых усилий.
Усложняйте задачу, используя все новые и новые картинки и названия, чтобы словарный запас ребенка пополнялся. Чаще описывайте картинки сами и предлагайте это сделать ребенку. Зарисовывайте с ребенком схематично все впечатления прошедшего дня, а далее, подписывайте получившиеся рисунки. Если видите, что какое-то занятие наскучило ребенку, переключитесь временно на другое, но потом обязательно вернитесь к неоконченному.
Чем больше мнемоматериалов Вы подготовите для ребенка и освоите вместе с ним, тем быстрее он обучится основным навыкам, необходимым для поступления в школу. В школе педагог продолжит усложнять занятия, развивая уже полученные навыки и добавляя новые. Умение планировать и группировать информацию станет хорошим подспорьем для первоклассника.
Использование метода мнемотехники
в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной,чёткой,красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого-"искусство запоминания". Мнемотехника-это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание,сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того,наличие зрительного плана-схемы делает рассказы (сказки) чёткими, связными и последовательными. Мнемотаблица-это схема,в которую заложена определённая информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап.Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап.Осуществляется перекодирование информации,т.е. преобразование из символов в образы.
3 этап.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е.происходит отработка метода запоминания.
При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого, или пересказывать вместе с воспитателем (на более ранних этапах). Большая работа идёт с детьми по обучению чтению символов. Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идёт осознание, понимание самой сказки, содержания, которое "завязано" вокруг главных героев. В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы,некоторых действий,то есть можно изобразить всё то, что воспитатель посчитает нужным отразить. Например, рассказывая детям сказку про Курочку Рябу, возможно изобразить курицу с помощью какого-то символа, действие "бил-бил" можно показать стрелками, а слёзы-маленькими точками.
Через сказку мы знакомим детей с сезонными явлениями природы. С этой целью используем обучающие мнемотаблицы "Осень", "Зима", "Весна". Ознакомление с характерными особенностями времён года идёт через составление сюжетной сказки. В работе с мнемотаблицами мы вводим цветовые буквенные обозначения времён года: осень-жёлтая или оранжевая буква "О"; зима-синяя или голубая буква "З"; весна-зелёная буква "В". При этом знакомим детей с условными обозначениями характерных для каждого времени года явлениями : дождь,снег,солнце и пр.. Использование условных обозначений признаков времён года позволяет детям составить мнемотаблицу об осени, весне, зиме и рассказ о них. Эта таблица-ключ к запоминанию и воспроизведению информации: буква "З" символизирует зиму и признаки, которые характерны для этого времени года. Таким образом, работа по ознакомлению детей с сезонными явлениями природы в младшей группе является подготовительным этапом при формировании у детей элементарного понятия "сезон как время года".
Занятия строятся на общеизвестных сюжетах, сказках. Причём дети сами являются исполнителями сюжета, активными его участниками. Дошкольники помогают зверям, птицам, попавшим в беду. "Превращаясь" в животных и птиц, дети развивают чувство эмпатии, которое помогает им лучше понять окружающий их мир .
Перед занятием идёт большая предварительная работа (педагога и детей):
-подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей;
-обсуждение с детьми проведённых перед занятием наблюдений явлений природы или произведений устного народного творчества;
-подготовка оборудования и раздаточного материала, прослушивание аудиокассеты;
-выбор педагогом приёмов, при помощи которых можно заинтересовать детей на занятии.
В ходе занятия мы помогаем детям вопросами: "А что ты знаешь об этом?" или "Кто ещё знает об этом что-нибудь интересное?" В занятия мы включаем различные подвижные игры, словесные игры, слушание музыки, чтение стихов, поговорок,народные приметы и т.д.. Основной частью занятия является составление описательных рассказов. В этом нам помогают мнемотаблицы и схемы-модели, способствующие лучшему запоминанию изучаемого материала. Схемы-модели немного отличаются от мнемотаблиц, т.к. их должны зарисовывать сами дети. Рисунки (значки-символы) и их количество в схеме-моделе могут изменяться в зависимости от содержания рассказа.
Этапы работы со схемой-моделью:
-учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама,дом,еда) - если дети умеют читать и писать;
-самостоятельно, с помощью знаков-символов, заполнять схему-модель. Использовать схему=модель как план пересказа;
-закреплять изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Описательные рассказы составляются детьми в начале занятия или в его конце. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Самое удивительное, что дети способны придумать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
Таким образом, с помощью схем-моделей и мнемотаблиц удалось достичь следующих результатов:
-у детей появилось желание пересказывать сказки-как на занятии, так и в повседневной жизни;
-расширился круг знаний об окружающем мире;
-активизировался словарный запас;
-дети преодолели робость,застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
Считаем, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы-модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ и мнемотехника для дошкольников
Конспекты НОД в средней группе с использованием технологии ТРИЗ и мнемотехники....
Мнемотехника для дошкольников
Мнемотехника для дошкольников....
Мнемотехника с дошкольниками.
Использование мнемотаблиц для тренинга зрительной памяти дошкольника.Мнемотаблица - это таблица, разделенная на определенное количество квадратов, каждый из которых содержит изображение( с...
Консультация для родителей "Мнемотехника для дошкольников"
Данная статья поможет родителям выучить самые трудные стихи с детьми...
Консультация " Мнемотехника для дошкольников"
Раскрываются понятия "мнемотехника". Наглядно показывается как при помощи мемотаблицы выучить стихотворение...
КОНСУЛЬТАЦИЯ «Мнемотехника для дошкольников»
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на ка...
Статья на тему: «Мнемотехника для дошкольников»
Именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память - этот метод называется мнемотехника....