Кто и зачем придумал вежливые слова?
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kto_i_zachem_pridumal_vezhlivye_slova.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Кто и зачем придумал вежливые слова». Конспект занятия в старшей группе
Программное содержание:
- продолжать формировать навыки культурного общения со взрослыми и сверстниками;
- продолжать знакомить с нормами этикетного поведения;
- формировать у детей понимание необходимости и желание выполнять нормы и правила этичного поведения;
- формировать чувство ответственности и за свое поведение, оценивать его и корректировать в зависимости от ситуации;
- воспитывать умение аргументировать свою точку зрения, умение делать выводы;
- закреплять умение употреблять выражения речевого этикета в зависимости от ситуации общения;
- продолжать учить говорить комплименты.
Материал:
«Сердцевины» красного, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового цвета; «лепестки», на которых написаны этикетные выражения
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Я очень рада вас видеть. При общении мы с вами говорим очень много приятных, добрых слов. Для чего мы их говорим? (Чтобы было всем приятно, чтобы все улыбались).
Воспитатель: Совершенно верно. Это правила общения. Правила общения еще называют – этикет. Вы знаете, кто и зачем придумал этикет? Оказывается, придумал его король. Не сказочный, а самый настоящий. Вот послушайте: «Однажды французскому королю Людовику XIV очень не понравились приглашенные гости. То ли вели себя плохо, то ли посуду разбили. Только в следующий раз он распорядился вручить каждому гостю по карточке. На ней написали, как гость должен вести себя и общаться с другими, чтобы его из-за стола не выгнали. Вот от французского названия карточки «этикетка» пошло по миру слово «этикет»».
Воспитатель: Ребята, а если бы к нам сейчас в группу пришел король Людовик XIV, какие бы правила общения он придумал для нас с вами? (Не перебивать друг друга, не кричать, не сорить и т. д.)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Доскажи словечко».
Воспитатель зачитывает четверостишия, а дети договаривают последнее слово.
Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем:
- Видел Настю я на улице сейчас,
Настя славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти, я не слышал слова… (здравствуйте)
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была, на меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Вити ждал я слова … (извините)
Дед про внучку говорил: экая досада,
Я портфель ей подарил, вижу, очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну сказала бы … (спасибо)
Расстает даже ледяная глыба
От слова теплого… (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит… (добрый день)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь… (здравствуйте).
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы … (спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим мы… (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания)
Воспитатель: Следующая игра на внимание: я предлагаю вам выполнить различные движения или действия, а вы их выполняете лишь в том случае, если я скажу вежливое слово.
Воспитатель хвалит детей за внимательность и просит послушать одно стихотворение:
Малыша обидел Витя, перед школою, в строю
Витя просит: «Извините, я ошибку признаю»
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: «Извините, я немного опоздал»
«Тихомиров, покажите нам на карте город Псков».
«Извините, - шепчет Витя, - я к уроку не готов».
Мы поспорили с Наташей, вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и пришлите нам ответ.
Воспитатель: Скажите, ребята, можно ли Витю считать вежливым мальчиком? (Рассуждения детей). Вежлив не тот, кто знает вежливые слова, а тот кто совершает добрые поступки.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Ситуации».
Детям предлагаются различные ситуации, дети выполняют выбранную ими роль. Наблюдающие дети либо исправляют ошибки, либо дополняют, либо переигрывают ситуацию.
Ситуации:
- один ребенок у другого спрашивает игрушку;
- ребенок у прохожего на улице спрашивает время;
- внук у бабушки просит почитать сказку и др.
Воспитатель: Есть такая пословица: «Ласковое слово говорить, что цветком одарить». Хотите посадить вежливые цветы? (Да)
Дети берут по три лепестка, читают этикетные выражения и раскладывают и к своей сердцевинке. К красной – слова благодарности, к желтой – слова-извинения, к зеленой – слова-просьбы, к синей – слова-прощания, к фиолетовой – слова-приветствия. Затем все вместе проверяют выполненное задание.
Воспитатель: Мне понравилось, как мы сегодня поработали, пообщались. Вы были вежливы, внимательны, тактичны… Скажите, что за слова я вам сейчас говорю? (Комплименты). Как вы думаете, приятно ли получать комплименты? Что вы чувствуете, когда вам говорят комплименты?
В заключение воспитатель предлагает сказать друг другу комплименты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность: Познавательное – исследовательская деятельность « Кто и зачем придумал вежливые слова?
Цель: обучение правилам поведения и необходимости их соблюдать, проявлять к ним интерес. Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила вежливости....
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила?"
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила?"...
Кто и зачем придумал правила поведения
Консультация для родителей "Кто и зачем придумал правила поведения"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СОЛНЫШКО» «КТО И ЗАЧЕМ ПРИДУМАЛ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ?»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23064284","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Уважаемые родители! Давным-давно люди придумали правила поведения в общественных...
"Кто и зачем придумал правила поведения?"
quot;Воротами" , через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослым, в процессе которого дети получают прямые инструкции по организации поведения....
"Кто и зачем придумал правила поведения?"
quot;Воротами" , через которые правила входят в жизнь ребенка, служит общение со взрослым, в процессе которого дети получают прямые инструкции по организации поведения....