Досуг с родителями «Сказочная гостиная» для детей старшей группы
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фомина Вера Николаевна

Занятие способствует развитию речи детей на материале русских народных сказок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Досуг с родителями  «Сказочная гостиная»

для детей  старшей группы

Цель: развитие речи детей на материале русских народных сказок.

Задачи:

- Образовательные задачи

Совершенствовать звуковую культуру речи, обогащать словарь посредством русских народных сказок.

- Развивающие задачи:

Развивать артикуляционный аппарат, речь, внимание, воображение,

Развивать мышление, эмоциональную отзывчивость,

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

- Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок.

Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Формировать интерес к сказкам, нравственное начало личности ребенка.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Формы реализации детских видов деятельности: совместная, партнёрская деятельность ребёнка и взрослого.

Оборудование: оформление зала плакатами с сюжетами русских народных сказок,  русские народные костюмы для взрослых и детей, маски сказочных героев, макеты домиков «Заюшкина избушка» и Бабы Яги, презентация «Сказочная гостиная», музыкальное сопровождение.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Обыгрывание сказок по ролям.

4. Разгадывание загадок.        

Под музыку дети садятся на стульчики. Звучит музыка, появляется Сказочница с корзинкой (в ней клубок).

Сказочница: Здравствуйте, гости дорогие, гости званные, желанные!

Рада видеть вас  в сказочной гостиной!

Я – Сказочница-Василиса, сказки слагаю да народ потешаю.

Сказочки старинные - не короткие, не длинные.

Делу – время, вот как раз начинаю свой рассказ.

В Троицком  царстве, в Российском государстве,

Не на небе, на земле есть детский сад – ну как во сне!

В этом детском саду - комнаты красивые,

В этом детском саду – дети все счастливые!

Дети эти, сказки знают и частенько их читают…

Реб 1: Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

Реб 2: В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

 Начинают говорить.

Реб 3: В сказке много приключений,

Очень радостных волнений,

Побеждает в ней добро,

Ведь, оно сильней, чем зло.

Реб 4: И приходит чудо в гости,

Не обходит стороной,

Главное, в него поверить,

И оно уже с тобой.

Реб 5: Сказка — чудная копилка,

Что накопишь, то возьмешь,

А без сказки в этой жизни -

Непременно пропадешь.

Реб 6: В мире много сказок, грустных и смешных.

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может всё случится, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится,  скажем сказке:

Все дети: «Заходи!»

Звучит музыка, входит Алёнушка.

Сказочница: Здравствуй, Алёнушка! Почему ты такая грустная?

Аленушка: Ах, тетушка Василиса, братец Иванушка пропал. И где только я его не искала: и в лесу, и в саду, и к самой Бабе Яге ходила. Нет его нигде. Уж не попал ли Иванушка в беду какую?

Сказочница: Подожди, Алёнушка, горевать. Твой братец, наверное, в какой-нибудь сказке заблудился. Сейчас мы отправимся в путешествие по сказкам и отыщем его. Есть у меня волшебный клубочек, сейчас мы скажем волшебные слова, и он нам укажет тропинку в любую сказку.

(Сказочница показывает детям и гостям волшебный клубок, ставит корзинку).

Сказочница: Ты катись, катись клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки,

Через все порожки.

Укажи нам путь быстрее,

Приведи к Иванушке скорее!

Алёнушка: Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись!

(Клубок катится к пенёчку, Сказочница и Алёнушка подходят к нему,

обходят со всех сторон).

Сказочница: Этот пенёк непростой, волшебный, дайте-ка я послушаю, что он говорит. (Слушает) Ребята, наш пенёк из сказки, а угадайте из какой!

(Алёнушка находит грибочек возле пенёчка)

Алёнушка: Гриб, грибочек помоги,

В какой мы сказке подскажи?

Сказочница:  Грибок нам приготовил загадку, слушайте внимательно!

Грибок: Это что за пирожок, у него румяный бок,

По сусекам он метён, по амбарам он скребён,

Подскажи скорей дружок, что же это….(Колобок)

                                      Звучит музыка, катится Колобок, за ним  идёт Лиса.

                                                            Сценка из сказки «Колобок».

Лиса: Как пригож ты, Колобок, как румян да весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Колобок: А я- круглый колобок,

Колобок – румяный бок.

По амбару метён,

По сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл,

Я от дедушки ушёл.

По тропинке я катился,

С зайцем я не подружился,

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал.

Лиса: А лисице на зубок,

Ты попался Колобок!

Алёнушка: Лиса, не смей Колобка обижать! Знаем мы твои проделки!

Лиса: А я что, ничего…Песни я просто люблю. (Лиса убегает)

Алёнушка: Колобок-колобок, ты по дорожкам бежал, ты по лесу пробегал, не видал ли ты где моего братца Иванушку?

Колобок: Нет, не встречал. Не грусти, Алёнушка, загляни в другую сказку.

(Колобок уходит)

Сказочница: Не печалься, Алёнушка, будем дальше искать Иванушку. Давайте, ребята, вместе скажем волшебные слова:

Ты катись, катись клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки,

Через все порожки.

Укажи нам путь быстрее,

Приведи к Иванушке скорее!

Алёнушка: Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись!

(Клубок  катится к теремку)

Сказочница: Ну, и кто же здесь живет? Помогите-ка народ!

Исполняется танец – игра «Теремок»

Алёнушка: Ребята, не играл ли с вами мой братец Иванушка?

Дети: Нет!

Сказочница: Алёнушка, пойдём дальше искать Иванушку.

Ты катись, катись клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки,

Через все порожки.

Укажи нам путь быстрее,

Приведи к Иванушке скорее!

Алёнушка: Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись!

(Клубок катится к домику, возле домика стоит сундук)

Сказочница: Смотри, Алёнушка,  сундучок стоит. Интересно, что там внутри?

Алёнушка:  Может мой братец Иванушка  спрятался? Открою я сундучок!

(Достаёт из сундука маски зайца, лисы, петуха, медведя, собачки)

Ребята,  из какой сказки эти герои? Ой, здесь, кто-то спрятался?

(Из сундука появляется ребёнок в костюме Сказочницы)

 Маленькая Сказочница:  Раз, два, три, четыре, пять, сказку надо начинать!

(Звучит музыка)

Сценка по сказке «Заюшкина избушка»

Алёнушка: Подскажите мне,  друзья, ищу я своего братца Иванушку. В вашей сказке его нет?

Маленькая сказочница: Нет, мы  Иванушку не видели. Загляните в другую сказку.

(Герои сказки уходят)

Сказочница: Что ж, Алёнушка, пойдём,

Новую тропинку в сказку мы найдём.

Ты катись, катись клубок,

Через поле и лесок,

Через все дорожки,

Через все порожки.

Укажи нам путь быстрее,

Приведи к Иванушке скорее!

Алёнушка: Сказка, сказочка, начнись,

Братец, милый мой, найдись! (бросают клубок)

(Клубок катится к домику Бабы Яги,  перед которым лежат гусиные перья)

Сказочница: Алёнушка, посмотри – это же гусиные пёрышки. Так, так, так…. мне кажется,  я знаю в какой сказке твой братец!

Звучит музыка, появляется Баба Яга.

Б. Я.: Чую, чую, человечьим духом пахнет. (Замечает детей)

Привет, крошки! Ох, устали мои ножки.

Ну, что-то же  вы сидите,

Не дрожите, не пищите?

Или сказки не читали,

Про меня-то вы слыхали?

Сказочница: Так…Бабуля, ты наших ребят не пугай. Они все сказки знают.

А ты, Баба Яга, читаешь книги, знаешь стихи или сказки?

Баба Яга: Конечно, знаю! (Возмущенно,  называет сказки, загибая пальцы.  Дети исправляют ошибки  в названиях сказок).

«Царевна-индюшка»

«Волк и семеро тигрят»

«Пашенька и Медведь»

«Петушок – золотой пастушок»

«По-собачьему велению»

Сказочница: Бабусенька, ты у наших детей поучись!

Б. Я.:  Некогда мне!

Где мой вкусненький Ванюшка?

Видно он уснул в избушке. (Заглядывает в избушку.)

Где ж мальчонка? Где же Гуси?

Попадет вам от Ягуси! (грозит кулаком)

Шутки ваши — это слишком!

Куда спрятали мальчишку? (Ищет среди детей)

Обокрали! Обманули! Из-под носа умыкнули!

Просто слов не нахожу и от злости вся дрожу!

Разбежались мои слуги. Нет ни друга, ни подруги.

Я голодная совсем. Ну,  кого теперь я съем?

Сказочница: Так, так, так… Опять разбойничаешь?  Не болтай тут всякий вздор, съешь-ка лучше мухомор

Баба Яга: Ох, и бедная я, и несчастная я,

И никто на белом свете, ох, не любит меня!

Сказочница: Где же Иванушка?

Алёнушка: Так  может он среди ребяток  сидит?

Сказочница: Так у нас все ребятки на Иванушку похожи, попробуй,  найди.

(Алёнушка с закрытыми глазами ищет Иванушку)

Баба Яга: Ну и шустрый же народ, в этом садике живёт.

Вы на меня не обижайтесь, на Бабулю не ругайтесь.

Ведь не злая я Яга, просто скучно иногда.

Всех зову потанцевать, свою дружбу показать!

Исполняется «Хоровод с Бабой Ягой»

Баба Яга: Ну, весёлый вы народ! И танцует, и поёт!

Мне пора. Жаль расставаться,

Всем пока…. в лесу не попадаться!

(Баба Яга улетает на метле)

Сказочница:  Вот и закончилось представление в нашей сказочной гостиной.

Сказки   всех отучат злиться и научат веселиться,

Быть добрее и скромнее, терпеливее, мудрее.

Сказки чаще “проверяйте”, ежедневно их читайте.

  Я благодарю вас, уважаемые родители, что Вы нашли время для нашей сказочной гостиной. Сказки открывают и объясняют ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивают мышление и воображение ребёнка, дают прекрасные образцы русского литературного языка. Сказки – это поучительные истории, в которых обязательно будет счастливый конец, они воспитывают в ребёнке человека с добрым сердцем. Читайте сказки вместе с детьми!

Литература

  1. Борлинкова Т. М. Русский фольклор в развитии речи детей. М, изд-во «ТЦ Сфера», 2018 г.
  2. Ельцова О.М. Воспитание дошкольников в духе  русских  культурных  традиций. М, изд-во «ТЦ Сфера», 2019 г.
  3. Наумова И. Е. Мы играем в сказку. М, изд-во «ТЦ Сфера», 2020 г.
  4. Чебан А. Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М, изд-во «ТЦ Сфера», 2011 г.

Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Совместный праздник детей и родителей в старшей группе. Конспект музыкально - литературной гостиной в старшей группе «В кругу семьи»

Праздники для дошкольников играют важную роль  в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, та...

Семейная гостиная в старшей группе

Конспект родительского собрания, призван  повысить уровень педагогической культуры родителей, сформировать у детеу любовь к ближним,уважение к старшим, гордость за свою семью. В ходе встречи роди...

"Зимушка-красавица", Досуг из цикла "Музыкальная гостиная" для детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий музыкальной гостиной по восприятию классической музыки для старших дошкольников....

Сценарий досуга "Беседа в музыкальной гостиной" по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

 Сценарий досуга"Беседа в музыкальной гостиной"по программе О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»...

Открытый досуг для детей и родителей старшей логопедической группы на тему «Семейная гостиная – По следам героев сказок»

Открытый досуг для детей и родителей  старшей логопедической группы на тему «Семейная гостиная – По следам героев сказок»...