Консультация для педагогов «Лэпбук как средство развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи»
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Развитие словарного запаса - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании словарного запаса детей, о его чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 514.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Лэпбук как средство развития словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи»
Развитие словарного запаса - это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому, так важно заботиться о своевременном формировании словарного запаса детей, о его чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблемы речевого развития дошкольников исследовали педагоги и психологи: С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др. Теоретический подход к проблеме речевого развития, сформулированный в трудах психологов и лингвистов А.Н. Леонтьева, О.С. Ушаковой, М.С. Сохина, основывается на представлениях о закономерностях речевого развития.
Отличительной особенностью детей с общим недоразвитием речи является нарушение его познавательной деятельности, связанное с неполноценностью чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности. Нарушения самоорганизации обуславливаются недостатками эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Данный фактор негативно сказывается на эффективности обучения детей и адаптации их в социуме. Поэтому коррекционная работа заставляет искать те формы, при которых можно сделать процесс более интересным и полезным, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. Использование интерактивных технологий позволяет строить всю работу, с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
Каждый педагог ищет подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.
Как сделать, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях или дома с родителями по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познания в данном вопросе? Перед педагогом стоит задача научить воспитанника находить нужную информацию, для решения поставленного вопроса среди огромного множества разнообразных источников. Известно, что лучше запоминается то, что интересно, эмоционально окрашено. Одним из способов достижения этой цели образования - необходимость во внедрении такого пособия, как- лэпбук.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему.
Лэпбук позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем поможет быстро освежить в памяти пройденные темы. А также:
- уточнить имеющийся словарь;
- активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
- формировать и расширять значения слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
- развивать функцию словоизменения;
- сформировать лексико-грамматическую сторону речи и др.
У детей с ОНР страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, словарь хаотичен, не организован. Все это ведет к резкому снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в развивающей работе.
Преимущества использования Лэпбука:
- структурирует большой объем данных;
- побуждает интерес у детей к познавательному развитию;
- может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым;
- развивает креативность и творческое мышление;
- простой способ запоминания;
- объединяет людей для увлекательного и полезного занятия
- эффективно использовать Лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Можно сделать вывод, что лэпбук- это отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки ребенка.
Универсальные дидактические игры,
входящие в лэпбук со сменным содержанием
«Подбери пару», «Собери семью»
Цель: Развивать умение объединять предметы при наличии общего признака, развивать познавательный интерес, словарный запас.
Ход игры: ведущий раздает детям карточки, дети раскладывают их перед собой и начинают собирать пары подходящие по смыслу.
«Разрезные картинки»
Цель: Формировать у детей представление о целостном образе предмета. Правильно собирать изображения предметов из отдельных частей.
Ход игры: перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением предмета, иллюстрации, рисунка и т. д. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с исходным изображением. Можно предложить детям собрать картинку "в паре", что усложнит игру.
«4-й лишний»,
Цель: Обогатить активный и пассивный словарь детей обобщающими словами по теме.
Ход игры: Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, один лишний предмет, который не подходит под единую классификацию. Ребенок должен объяснить свой выбор.
«Назови одним словом»
Цель: Развивать умение объединять предметы при наличии общего признака, развивать познавательный интерес.
Ход игры: Ведущий показывает карточку, ребенок называет одним словом, что (кто) на ней изображено. При возникновении затруднений, можно сначала перечислить изображенные предметы. Например, ведущий спрашивает: «Кто изображен на этой карточке? (синица, снегирь, воробей, голубь, клест) Как можно их назвать одним словом? (птицы)».
Загадки
Цель: Обогатить активный и пассивный словарь детей по лексической теме. Ход игры: Вариант первый. На столе перед детьми карточки с картинками. Воспитатель читает загадки, написанные на карточках. Дети рассматривают свои картинки и, находят предмет соответствующий той или иной загадке. Вариант второй. Воспитатель раздаёт детям карточки с картинками, читает текст загадки. Отгадав загадки, ребёнок закрывает соответствующие картинки свободными карточками. Тот, кто первым закроет свою карточку с картинками, тот побеждает, заявляет об этом и объясняет, почему он так считает.
«Мы модельеры»
Цель: Учить правильно подбирать прилагательные к словам по данной теме. Ход игры: дети выбирают карточку-контур с изображением одежды и подбирают к ней подходящую ткань с учётом назначения, сезона, гендерных признаков. Используя дополнительные декоративные элементы, украшают свою модель.
Вариант второй. (для детей с особыми образовательными потребностями).
Ход игры: дети учатся подбирать ткань в соответствии с размером трафарета одежды, гендерных признаков, сезона, назначением данного вида одежды (праздничная, повседневная, спортивная.)
«Кто где живет», «Кто что ест»
Цель: Учить детей правильно употреблять предлоги в речи. Учить устанавливать связи между предметами.
Ход игры: Разложить карточки по местам проживания животных. Усложнение: Составить описательный рассказ о животном, не называя его. Ребёнку нужно определить, о ком идёт речь и показать его. Попросить ребёнка вспомнить песенку, стих, рассказ или мультфильм, в которых встречаются животные, изображённые на карточках.
«Найди все предметы»
Цель: обогатить активный и пассивный словарь детей по теме. Развивать устойчивость зрительного внимания.
Ход игры: Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку найти предмет заданный взрослым и обвести его. Примечание. Чем больше предметов на картинке и чем они меньше, тем сложнее задание. Обратите внимание: чем дольше ребенок способен рассматривать картинку, тем выше устойчивость его внимания. Если ребенок не находит предметы, значит, объем его внимания незначителен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме: "Формирование словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи".
Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям развивать речь своего ребенка....
"Обогощение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами"
обогащение словарного запаса старших дошкольников с ОНР фразеологизмами осуществляется по этапно...
"Обогощение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами"
обогащение словарного запаса старших дошкольников с ОНР фразеологизмами осуществляется по этапно...
Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»
Основное направление проекта: развитие артикуляционного аппарата у детей с ОНР с помощью чистоговорок, закрепление произношения поставленных звуков....
Отзывы на Проект для старших дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи»
В документе приведены отзывы родителей и педагогов на реализованный проект для дошкольников «Чистоговорки как средство развития артикуляционного аппарата у детей с общим недоразвитием речи...
Дидактические игры с использованием пуговиц как средство развития лексико-грамматического строя детей с общим недоразвитием речи
Методическая разработка описывает значимость применения дидактических игр с пуговицами для развития лексико-грамматического строя у детей с ОНР. Материал ориентирован на учителей-логопедов, работающих...