"Обогощение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами"
статья по логопедии на тему
обогащение словарного запаса старших дошкольников с ОНР фразеологизмами осуществляется по этапно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obagoshchen._frazeologizm.doc | 132.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Обогащение словарного запаса старших дошкольников с ОНР
фразеологизмами.
1 этап - ознакомительный.
Главное на этом этапе - выяснение значения фразем, перевод их на понятный детям язык. Детей знакомят с рассказами - миниатюрами, в которые включают фразеологические единицы. Рассказы иллюстрируют специально подготовленными рисунками, отражающими буквальное значение фразеологизмов. Говорят детям, что заказали несколько рисунков одному художнику, который оказался иностранцем и ещё плохо владеет русским языком. Посмотрите, что у него получилось (демонстрация рисунков).
Знакомят детей с предложениями, отражающими одну и ту же мысль: «Мой друг очень хорошо знает наш город. Мой друг знает наш город как свои пять пальцев. Сестры очень похожи друг на друга. Сестры похожи как две капли воды».
Значения фразеологизмов раскрывают в контекстах, в приложении к жизненной ситуации. Например, для характеристики различных значений фразем, включающих слово «зуб», подбирают следующие примеры:
- у ребенка выросли молочные зубы;
- противник был вооружен до зубов;
- мальчик настолько замерз, что зуб на зуб не попадает;
- плохое дело - сидеть, положив зубы на полку;
- отец говорил со мной нехотя, сквозь зубы;
- он давно точил на него зубы;
- эта задача оказалась для него не по зубам;
- в этом вопросе я ни в зуб ногой.
Обращают внимание детей на историю возникновения некоторых фразеологических единиц. На доступном уровне приводят лексико - этимологические сведения (из словарей - справочников). Например:
Остаться с носом. Это выражение пришло к нам из глубокой старины, когда существовал такой обычай: при сватовстве жених должен был поднести невесте подарки. Они назывались нос (от слова « носить»). Если жених не нравился невесте, то свадебное подношение не принимали; оно оставалось у жениха. Отсюда и пошло выражение: остаться с носом, т.е. остаться ни с чем.
Гонять лодыря. В Москве в доме с большим садом жил врач Лодер. В этом саду он лечил минеральными водами богачей от ожирения. После приёма минеральных вод врач Лодер заставлял их бегать по саду. От заведения Лодера и пошло выражение гонять лодыря, т.е. бездельничать.
2 этап - тренировочный.
Для него характерны упражнения, направленные на обогащение речи фразеологизмами. Вот некоторые из них:
1 .Доскажи словечко.
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой... (не разольешь).
Мы исходили городок
Буквально вдоль и ...(поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле (волочили ноги).
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто... (по дрова). Ребята слушать их не станут:
От этой песни...(уши вянут).
2.Загадки - шутки «Что это?».
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь
не в своё дело (нос).
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают (уши).
3 этап - закрепительный.
Он включает упражнения на формирование умения конструировать высказывания, включающие фразеологизмы. На этом этапе, в работе с детьми, помогает настольная игра «Лото». На карточках которой изображены разные предметы: яблоко, ведро, рыба, медведь и т. д. Дети должны припомнить фразеологизмы, связанные с яблоком (яблоку негде упасть), ведром (льёт как из ведра) и т. д.
С детьми разучиваются диалоги, текст которых включает фразеологизмы. Например, при изучении лексической темы «Домашние птицы» детям предлагают посидеть тихо и послушать, о чем говорит курица с цыпленком.
Цыпленок:
- Курочка, почему люди говорят: «Пишешь как курица лапой!»
Курица:
- А что это значит?
Цыпленок:
- Это значит неразборчиво, некрасиво, прочитать невозможно.
Курица:
- А я- то здесь причем, не понимаю.
Цыпленок:
- Когда ты выкапываешь из земли зернышко или червяка, ты оставляешь на земле следы своих лап. Эти следы напоминают буквы.
Курица.
-Я корм ищу, а вовсе не пишу лапой. Ко-ко-ко, Петенька, ты слышал, что люди придумали?
Благодатным материалом, развивающим образное мышление, переосмысление значения слов и осознание их переносного значения, является использование загадок, пословиц, сказок. Помня об этом кладезе народной мудрости, нужно привлекать этот богатейший материал для обогащения детского словаря, для развития их мыслительных процессов.
Примерный перечень фразем, относящихся к лексической теме «Части тела».
Семантические компоненты | Фразеологические единицы |
Язык | Острый, длинный язык, прикусить язык, держать язык за зубами, находить общий язык, проглотить язык, язык чесать, развязать язык. |
Губы | Надуть губы, молоко на губах не обсохло. |
Зубы | Заговаривать зубы, зуб на зуб не попадает, на один зуб, класть зубы на полку. |
Уши | Краем уха, хлопать ушами, пропускать мимо ушей, прожужжать все уши, ушки на макушке, уши вянут, навострить уши. |
Пальцы | Как свои пять пальцев, пальчики оближешь, пальцем не шевельнет, палец о палец не ударит, высасывать из пальца. |
Глаза | Глаза на мокром месте, с глазу на глаз, глаза разбежались, строить глазки, глаза слипаются, делать большие глаза, куда глаза глядят, пускать пыль в глаза, с глаз долой, за глаза, колоть глаза. |
Нос | Водить за нос, повесить нос, остаться с носом, совать нос, зарубить на носу, клевать носом, под носом. |
Рот | Смешинка в рот попала, каша во рту, как воды в рот набрал. |
Голова | Ветреная голова, голова варит, светлая голова, как снег на голову, вбить в голову, бежать сломя голову. |
Ноги | Вертеться под ногами, без задних ног, сбиться с ног, одна нога здесь, другая там, поставить на ноги. |
Пятки | Пятки сверкают. |
Лопатки | Во все лопатки. |
Шея | Намылить шею. |
Лицо | Лицом к лицу. |
Руки | Рукой достать, золотые руки, правая |
«Животные»
Брать быка за рога, как баран на новые ворота, кот наплакал, козёл
отпущения, собаку съел, как на корове седло, подложить свинью, медведь на ухо наступил, волк в овечьей шкуре, волков бояться - в лес не ходить.
«Птицы»
Гол как сокол, стреляный воробей, важная птица, куры не клюют, как с гуся вода, мокрая курица, с гулькин нос, белая ворона, стрелять из пушек по воробьям, расправить крылья, ни пуха, ни пера, держать под крылышком, уйти в свою скорлупу.
«Рыбы»
Примерный перечень фразем, относящихся к лексическим темам:
Как сельди в бочке, как рыба в воде, ловить рыбу в мутной воде, закинуть удочку, сматывать удочки.
«Одежда, обувь, головные уборы»
Дело в шляпе, работать, засучив рукава, работать спустя рукава, два сапога пара.
«Продукты питания»
Тертый калач, как по маслу, каши не сваришь, расхлёбывать кашу, отрезанный ломоть, первый блин комом, кашу маслом не испортишь, медовый месяц, голод не тетка, от корки до корки.
«Посуда»
Котелок варит, не в своей тарелке, в час по чайной ложке.
i
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...
Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"
Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...
Презентация по теме: «Профилактическая работа с дошкольниками с общим недоразвитием речи по предупреждению оптических нарушений письменной речи в школьном возрасте»
Обобщение опыта работы учителя-логопеда Городничевой О.В., представленное на конкурсе педагогических достижений 2011г....
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»
«РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ЧЕРЕЗ МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССКАЗЫВАНИЯ»...
Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...
"Работа над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи."
Методические рекомендации и примеры дидактических игр, которые можно использовать для работы над морфологической системой грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи....
"Обогощение словарного запаса старших дошкольников с общим недоразвитием речи фразеологизмами"
обогащение словарного запаса старших дошкольников с ОНР фразеологизмами осуществляется по этапно...