«Значение чистоговорок для развития речи детей»
презентация к уроку по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Моисеева Людмила Мидхатовна
Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых. Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки и слова. Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма. В чем значение использования чистоговорок в развитии речи детей дошкольного возраста? Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предлагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом); Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания; Чистоговорки помогают снять эмоциональное напряжение; Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков. Каковы приемы работы с чистоговоркой? Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др. Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Еще К.И. Чуковский, отмечал в своем исследовании «От двух до пяти», что дети особую потребность испытывают в рифмовке произносимых ими слов, им присуще влечение к рифмованным звукам. И чем меньше ребенок, чем хуже он владеет речью, тем сильнее он тяготеет к рифме. Благодаря рифме слова привлекают особое внимание ребенка. Заключение Применение данных приемов предоставляет ребенку возможность создать «свое», придумать самому. Но ещё одним важным действием при этом является создание проблемной ситуации, которая активизирует воображение ребенка, словотворчество, придумывание рифмы, формирует языковые способности. Но не стоит долго повторять одну и ту же чистоговорку, это может наскучить ребенку и будет утерян ценный интерес. Лучше взять сразу несколько фраз или стихотворений чистоговорок и отрабатывать их одновременно. Игры с чистоговорками веселые и активные, и очень часто будят фантазию детей и взрослых придумывать свои собственные чистоговорки. Ведь в них не обязательно должен быть смысл, это могут быть абсолютно абстрактные и даже бессмысленные строки или стихотворения. Их основная цель — выработка звука. Таким образом, для того, чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете. Главное — ими пользоваться и делать это систематически!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistogovorki.pptx2.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Чистоговорки на сюжеты старинной живописи О диких животных

Слайд 2

Лот-лот, лот-лот – по реке плывёт наш плот. (Посмотри, какой сказочный плот плывёт по речке. Найди на картинке зайчиков, мышек, ежа, бобра. Каких ещё зверёнышей и птиц ты видишь?) Ом-ём, ом-ём – мы играем и поём. (Видишь, какой веселый концерт дают эти сказочные зайчики. Расскажи, какие животные пришли послушать музыку) Да-да-да, де-де-де – эй, зайчишки, дом ваш где? (Эти зайчата почувствовали весну и лихо ушли побегать в поле без родителей. Они не знали, что гулять одним малышам всегда опасно. Зато вы это теперь знаете!) Ай-чу-чу, ай-чу-чу – всех считать я научу. (Тебе нравится, что в этой сказке самые разные животные собрались вместе в лесной школе. Скажи, они внимательно слушают учителя и хотят научиться читать, писать и считать?)

Слайд 3

Ю́шки-ю́шки, ю́шки-ю́шки – почитаю вам, зверюшки. (Этот мальчик только-только научился читать. Он с удовольствием раскрывает книгу и дома и на природе. Скажи, какие животные пришли послушать интересные сказки? Посчитай их. Кто пришёл впятером, кто – втроём, а каких животных здесь мало?) Ах-ах, ах-ах – у художника в гостях. (А здесь – сказочные животные пришли к художнику. Кого он рисует? Посмотри внимательно и скажи – что делают мышки, ёжик, белочка, лягушка? Сколько на картинке птиц?) А́ли-а́ли, а́ли-а́ли – мою маму не видали? (Как ты думаешь, почему потерялся зайчонок? Может, он не послушался маму и решил побегать в лесу без её присмотра? Помаши пальчиком зайке и скажи: «Малыш, вернись домой и больше так не делай!») Ла-ла-лю, ла-ла-лю – ежа кашей накормлю. (Ёжики очень любят приходить к дачникам в гости. И часто приводят за собой детишек – маленьких ежат. Если к тебе придут такие гости, угости их кашей или супом. А от молока у них болят животики.)

Слайд 4

А́ни-а́ни, а́ни-а́ни – как прекрасны эти лани! (Иногда зимой в деревне можно увидеть лосей, ланей, лисичек и других диких животных. Они живут в ближнем лесу, и когда голодно, приходят к людям за помощью.) У́ка-у́ку, у́ка-у́ку – прыгай, белочка, на руку. (Видели ли вы когда-нибудь в парке совсем ручных белочек? Обязательно приносите туда гостинца для рыженьких красавиц – кедровые орешки и сухофрукты. И они обязательно прыгнут на вашу щедрую руку.) У́шка-у́шка, и́шка-и́шка – тёплый, маленький зайчишка. (Как приятно, когда к тебе доверчиво прижался серенький малыш. Представь, что ты сейчас держишь в руках такое пушистое лесное чудо. И гладишь его по гладкой мягонькой шубке.) Ло-ла-ло, ло-ла-ло – под плащом моим тепло. (Скажи, какое здесь время года? Кого укрыл мальчик под плащом? А кого он ещё приглашает погреться? Придумай маленькую сказку.)

Слайд 5

Е-е-е, я-я-я – это белочек семья. (Это быстрые и ловкие мама и папа белочек. А где-то в уютном шаре-гнёздышке их ждут маленькие бельчата. Как ты думаешь, родители дают им голодать? Конечно же, нет! Они приносят деткам шишки с орешками, а также из кладовой в дупле – зернышки и сушёные грибы. Все это белки старательно заготовили летом и осенью.) О́чка-о́чку, о́чка-о́чку – мама прячет в сумке дочку. (Это – удивительные сумчатые животные, кенгуру. Знаешь ли ты о том, что мамы часто носят в большой удобной сумке не только своих деток, но и малышей их деток. То есть , и мама и бабушка в одном животном! Кенгуру в основном водятся в Австралии. Но ты их можешь увидеть в зоопарке. Хотя там они не такие веселые, как на родине. В неволе им грустно.) Шо-шо-ши, шо-шо-ши – попугаи хороши. (Посмотри, как эти попугаи красивы – они привлекают взгляд своей яркой окраской. А тебе нравятся попугаи?) Ла-лу-ла, ла-лу-ла – корм для чаек принесла. (Ты видел на море большекрылых чаек, кормил их, как эта девочка? Если нет, то пусть это будет твоей мечтой!)

Слайд 6

Ей-е-ей, ей-е-ей – стая белых лебедей. (Как прекрасны эти большие птицы – белые или черные лебеди! Приходите гулять в парк, где есть озеро с лебедями, постойте недалеко от них, полюбуйтесь, покормите их. Эту радость вы не забудете никогда!) Ё-ё-ёт, ю-ю-ют – птички зёрнышки клюют. (Знаешь ли ты, чем можно кормить птичек холодной снежной зимой? Это – белые и черные семечки, сухофрукты, зёрна пшеницы и овсянки, несолёное сало, привязанное на верёвке, и даже тёртое варёное яйцо! А чем ни в коем случае нельзя кормить птиц – это всем солёным и жареным, хлебом, особенно чёрным, пшеном и сухим кормом для животных. Всегда об этом помни и подскажи своим родным.) Ой-ой, ой-ой – птицам голодно зимой. (Девочки пришли в парк покормить птичек. Видишь, снегири с красными грудками немного побаиваются детей. А какие смелые птицы клюют зёрна у самых ног девочек? Ты их, конечно, узнаешь, ведь этих сизокрылых птиц много в любом городе.)

Слайд 7

Чок-чок, чок-чок – на моей руке жучок. (Девочка нашла на поле с маками блестящего на солнце жучка. Все его с интересом рассматривают, даже через лупу. Но ты не бойся, ребята жучка не обидят, а сразу же отпустят. Пусть бежит к своей семье и маленьким деткам.) Ель-мель, ель-мель – полетел мохнатый шмель. (Посмотри, с каким вниманием дети наблюдают за полетом шмеля. Удивительно, что большой и тяжелый шмель летает далеко-далеко на своих маленьких крылышках. Как ему это удается, не могут понять даже ученые) И́ва-и́во, и́ва-и́во – как же всё вокруг красиво! (Скажи, когда вы с семьёй выезжаете на природу, ты обращаешь внимание на удивительную красоту живого мира? Постарайся запоминать всё, что видишь. Например, этим детям на картине навсегда запомнятся поляна в белых цветах, пышное дерево сирени, голубая река, легкокрылая бабочка и многое другое.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение фольклора в развитии речи детей

Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...

Консультация для воспитателей «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

использование мнемотехники расширяет представления детей об окружающем мире, развивает психические процессы, формирует связную речь, что в дальнейшем способствует более эффективному обучению в школе....

Значение книги для развития речи детей

Значение для развития ребенка яркого образного языка стихов, сказок, рассказов трудно переоценить. Они обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, о тр...

Консультация «Использование и значение мнемотехники для развития речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,и он их усвоит на лету". К.Д. Ушинский...

«Роль чистоговорок в развитии речи детей с ОВЗ»

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключающаяся в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократн...