Проект «Играя пальчиками, развиваем речь» (старшая группа)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Проект
«Играя пальчиками, развиваем речь»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект «Играя пальчиками, развиваем речь» (старшая группа) | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Играя пальчиками, развиваем речь»
(старшая группа)
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках пальцев.
От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
Развитие мелкой моторики кистей рук детей необходима для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия. Речевая способность зависит не только от тренировки артикуляционного аппарата, но и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие высшие свойства сознания, как: внимание, мышление, координация, наблюдательность, воображение, зрительная и двигательная память, речь. Следовательно, движения руки всегда связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно.
Недаром педагог В. Сухомлинский писал: “Ум ребенка находится на кончике его пальцев”. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Для решения поставленной цели недостаточно усилий только одного образовательного учреждения. Эффективность и результативность будет проявляться лишь в том случае, если дошкольное учреждение и семья будут сообща идти к намеченной цели. Для этого необходимо наладить такой прочный контакт с родителями воспитанников, чтобы они стали союзниками образовательного учреждения.
Паспорт проекта
Цель | Развитие речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук |
Задачи | Задачи: познакомить детей с сюжетными пальчиковыми упражнениями, которые развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, быстроту; познакомить детей с элементами пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение; познакомить с элементами самомассажа рук; познакомить родителей с игровыми упражнениями по развитию мелкой мускулатуры кистей рук; создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук; развивать мелкую моторику, способствующую развитию высших свойств сознания, такие как: внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. |
Сроки и этапы | I. Подготовительный этап (сентябрь) Постановка цели, задач. Аналитико-диагностический этап. Проведение диагностики Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала. II. Разработка проекта Подборка консультаций для родителей. Картотека для родителей «Таланты детей находятся на кончиках пальцев», «Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)» и др. Подборка игр и материала для работы с детьми. Подборка материалов для обучения родителей различным видам коррекционной работы с детьми. Обучающие практикумы по запросам родителей. Разработать требования к проведению пальчиковых игр. Разработать основные направления работы с детьми в образовательной деятельности и в свободное время. III. Внедрение проекта (октябрь - март). Опрос родителей – анкета «В какие игры вы играете дома с ребёнком?» Консультация – практикум «Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста» «Устный журнал» с выступлением учителя - логопеда по теме «Играя пальчиками, развиваем речь!» Пальчиковые игры: сюжетные пальчиковые упражнения; пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой; пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга); пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук; театр в руке. IV. Итоговый этап. (май) Конференция с родителями по обмену опытом семейного речевого воспитания. |
Исполнители проекта и основные участники | Воспитатели, дети старшей группы, родители, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель. |
Ожидаемый результат | Снижение процента детей с речевыми нарушениями. Повышение компетентности родителей по данному разделу. Заинтересованность родителей в тесном сотрудничестве с ДОУ. |
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, чтобы задачи реализовались при активном участи родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Реализация проекта предполагается с сентября по май и будет включать три этапа.
I. Аналитико-диагностический который будет включать следующие задачи:
1. Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции мелкой моторики кистей рук.
2. Познакомить родителей с проблемами развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения речевого развития.
Решение задач подготовительного этапа предполагает следующие мероприятия: разработать опросник для родителей по изучению понимания значимости, степени осведомленности о развитии мелкой мускулатуры кистей рук, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.
Предложить заполнить опросник каждой семье, проанализировать полученные результаты. Провести диагностику уровня развития детей, включающую в себя обследование мелкой моторики, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития мелкой мускулатуры кистей рук, систематизировать материал.
II. Основной этап реализует следующие задачи:
1. Познакомить родителей с проблемами мелкой моторики с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.
2. Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;
3. Внедрить разработанные требования и направления к проведению пальчиковых игр в работе с детьми и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.
Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные игры, консультации, беседы, практикумы, тренинги, проводимые педагогами – специалистами ДОУ.
Он включает подбор книги, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, приобретение и изготовление дидактических, настольно – печатных игр для развития мелкой моторики. Родители смогут взять книги, памятки, разработки, игры домой во временное пользование, а некоторые наиболее востребованные материалы можно тиражировать с помощью родителей.
Собранный методический и практический материал по проблеме развития мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.
В процессе занятий с детьми необходимо анализировать трудности, с которыми они сталкиваются при освоении материала.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Планирование.
Месяц, неделя | Лексическая тема | мероприятие | |
Сентябрь | Исследование | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1-я неделя | «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» | Пальчиковая гимнастика «Осень. Деревья» К. - 12 Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь» Дыхательные упражнения «Надуй шарик» | |
2-я неделя | «Огород. Овощи» | Пальчиковая гимнастика «Овощи» К. - 6 Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь» Дыхательные упражнения «Надуй шарик» | |
3-я неделя | «Сад. Фрукты» | Пальчиковая гимнастика «Фрукты» К. - 8 Самомассаж кистей и пальцев рук (Карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Лезгинка» Растяжки «сорви яблоко» | |
4-я неделя | «Лес. Грибы и лесные ягоды» | Пальчиковая гимнастика «Грибы» К. - 4 Самомассаж кистей и пальцев рук («Ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Лезгинка» Растяжки «сорви яблоко» Театр пальчиковый «Под грибом» Сутеева | |
НОЯБРЬ | |||
1-я неделя | «Одежда» Звук [а], буква Аа | Пальчиковая гимнастика «Одежда» К. - 26 Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Дом, ёжик, замок». Психомышечное расслабление «цветные краски» | |
2-я неделя | «Обувь» Звук [у], буква Уу | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Дом, ёжик, замок». Психомышечное расслабление «цветные краски» | |
3-я неделя | «Игрушки» Звук [о], буква Оо | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Фонарики» Растяжки «Тряпичная кукла» Театр на руке | |
4-я неделя | «Посуда» Звук [и], буква Ии | Пальчиковая гимнастика «Посуда» К. - 58 Самомассаж кистей и пальцев рук («Ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Фонарики» Растяжки «Тряпичная кукла» | |
ДЕКАБРЬ | |||
1-я неделя | «Зима. Зимующие птицы» Звук [т], буква Тт | Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы» К. - 20 Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Ножницы, собака, лошадка» Глазодвигательное упражнения «горизонтальная восьмёрка» | |
2-я неделя | «Домашние животные зимой» | Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы» К.- 24 Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Ножницы, собака, лошадка» Глазодвигательное упражнения «горизонтальная восьмёрка» Театр настольный | |
3-я неделя | «Дикие животные зимой» Звук [п], буква Пп | Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» К. - 14 Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Новый год» Телесные упражнения «Колено, локоть» | |
4-я неделя | «Новый год» Звук [ы], буква Ыы | Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы» К. - 28 Самомассаж кистей и пальцев рук («ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения «Новый год» Телесные упражнения «Колено, локоть» | |
ЯНВАРЬ | |||
2-я неделя | «Мебель» Звук [н], буква Нн | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Солнце, камушки, забор» Дыхательное упражнение «Свеча» | |
3-я неделя | «Грузовой и пассажирский транспорт» Звук [э], буква Ээ | Пальчиковая гимнастика «Транспорт» К. - 32 Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Солнце, камушки, забор» Дыхательное упражнение «Свеча» Театр на руке | |
4-я неделя | «Профессии на транспорте» Звук [м], буква Мм | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Внимательный мишка» Телесные упражнения «Локоть, колено» | |
ФЕВРАЛЬ | |||
1-я неделя | «Детский сад. Профессии» Звук [к], буква Кк | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Внимательный мишка» Телесные упражнения «Локоть, колено» Театр пальчиковый | |
2-я неделя | «Ателье. Закройщица» | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Магазин одежды» Псих-е расслабление «Мишка» | |
3-я неделя | «Наша армия» Звук [б], буква Бб | Пальчиковая гимнастика «Защитники отечества» К. - 40 Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Магазин одежды» Псих-е расслабление «Мишка» Театр на руке | |
4-я неделя | «Стройка. Профессии строителей» | Пальчиковая гимнастика «Профессии» К. - 38 Самомассаж кистей и пальцев рук («ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Сарай, дом, пароход» Дыхательные упражнения «Губы трубкой» | |
МАРТ | |||
1-я неделя | «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» Звук [д], буква Дд | Пальчиковая гимнастика «Мамин день» К. - 44 Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Сарай, дом, пароход» Дыхательные упражнения «Губы трубкой» Пальчиковый театр | |
2-я неделя | «Комнатные растения» Звук [г], буква Гг | Пальчиковая гимнастика «Цветы» Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Флажок, рыбка. Лодочка» Растяжка «Дерево»
| |
3-я неделя | «Пресноводные и аквариумные рыбы» | Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Флажок, рыбка. Лодочка» Растяжка «Дерево» Театр на руке | |
4-я неделя | «Наш город» Звук [ф], буква Фф | Пальчиковая гимнастика «Город» К. - 62 Самомассаж кистей и пальцев рук («Ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Наши пальцы» Телесные упражнения «Робот» | |
АПРЕЛЬ | |||
1-я неделя | «Весенние работы на селе» Звук [в], буква Вв | Пальчиковая гимнастика «Труд людей весной» К. - 52 Самомассаж кистей и пальцев рук (орех) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Наши пальцы» Телесные упражнения «Робот» Театр | |
2-я неделя | «Космос» | Пальчиковая гимнастика «Космос» К. - 54 Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Затылок, живот» Расслабление «Тряпичная кукла и солдат» | |
3-я неделя | «Откуда хлеб пришел?» Звук [х], буква Хх | Пальчиковая гимнастика «Весна в природе» К. - 50 Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Затылок, живот» Психомышечное расслабление «Тряпичная кукла и солдат» | |
4-я неделя | «Почта» Звук [с], буква Сс | Пальчиковая гимнастика Самомассаж кистей и пальцев рук («ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Зайчик, колечко, цепочка» Телесные упражнения «Перекрёстное марширование» Театр | |
МАЙ | |||
1-я неделя | Каникулы | Каникулы | |
2-я неделя | «Правила дорожного движения» Звук [з], буква Зз | Пальчиковая гимнастика «Правила дорожного движения» К. - 34 Самомассаж кистей и пальцев рук (карандаш) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Зайчик, колечко, цепочка» Телесные упражнения «Перекрёстное марширование» Театр на руке | |
3-я неделя | «Лето. Насекомые» Звук [ш], буква Шш | Пальчиковая гимнастика «Насекомые» К. - 56 Самомассаж кистей и пальцев рук (эспандер) Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Цепочка» Психомышечное расслабление «Букет цветов» | |
4-я неделя | «Лето. Цветы на лугу» Звук [ж], буква Жж | Пальчиковая гимнастика «Первоцветы» К. - 48 Самомассаж кистей и пальцев рук («Ежик») Пальчиковые кинезиологические упражнения: «Цепочка» Психомышечное расслабление «Букет цветов» Пальчиковый театр |
Показателями эффективности проекта будут считаться:
1. Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
2. Преодоление дистанцирования родителей от детского сада, рост взаимопонимания и переход на уровень сотрудничества педагогов и семьи.
3. Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
4. Возникновение конструктивных дискуссий по инициативе родителей по использованию пальчиковых игр.
Распространение результатов
Опыт внедрения моего проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становиться организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
В результате планомерной и систематической работы с детьми по развитию мелкой моторики увеличился объём и темп движений пальцев рук, исчезла двигательная неловкость, улучшились переключаемость движений и изолированные движения пальцев рук. Дети научились свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш.
Эти достижения помогут детям преодолеть проблемы в формировании правильного навыка письма в школе.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Играя пальчиками, развиваем речь"
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь" разработан на 2015 - 16уч. год . Целью проекта является развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через развитие мелкой моторики кистей рук. Определен...
Проект «Тренируем пальчики–развиваем речь» (младшая группа)
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь"
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают...
Проект "Играем пальчиками, развиваем речь"
В раннем дошкольном возрасте уделяют большое внимание мелкой моторике. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности детей....
Проект "Играем пальчиками развиваем речь"
Целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Играем пальчиками - развиваем речь!» в группе раннего возраста.
Констпект НОД...
Проект «Играя пальчиками, развиваем речь» (старшая группа)
Проект«Играя пальчиками, развиваем речь»(старшая группа)...