Консультация для педагогов «Обучение грамоте: современные требования, подходы и методики»
презентация по развитию речи
Материал содержит требования ФОП к занятиям по обучению грамоте в детском саду, представлены методы и приемы, игры для детей, рекомендованные в соответствии с возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обучение грамоте: современные требования, подходы и методики | 2.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Каждый родитель хочет видеть своего ребенка образованным; Р ебёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты; В оспитатель не только учит дошкольника буквам и чтению, но и прививает «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.
Речевое развитие включает: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задачи ФОП по обучению грамот е Звуковая культура речи Подготовка детей к обучению грамоте Продолжать закреплять у детей умение внятно произносить в словах все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных. Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность; отчетливо произносить слова и короткие фразы. Формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами «слово», «звук» в практическом плане. 3-4 года
Задачи ФОП по обучению грамоте Звуковая культура речи Подготовка детей к обучению грамоте Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Проводить работу по развитию фонематического слуха: учить различать на слух и называть слова с определенным звуком. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Продолжать знакомить с терминами «слово», «звук» практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. 4-5 лет
Задачи ФОП по обучению грамоте Звуковая культура речи Подготовка детей к обучению грамоте Закреплять правильное, отчетливое произношение всех звуков родного языка; умение различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки (с-ш, ж-з); определять место звука в слове. Продолжать развивать фонематический слух. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. 5-6 лет
Задачи ФОП по обучению грамоте Звуковая культура речи Подготовка детей к обучению грамоте Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией. Совершенствовать фонематический слух: называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце). Развивать интонационную сторону речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп). Упражнять в составлении предложений из 2-4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; ЧИТАТЬ СЛОГИ, СЛОВА, ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ 2-3 СЛОВ. 6-7 лет
О птимальные сроки для начала обучения грамоте В 4, 5 года дошкольники способны выделять на слух звуки родного языка из слов; В 5 лет ребенок обладает особой чувствительностью и восприимчивостью к звуковой стороне речи; 5-7 лет для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления.
Методики обучения грамоте
Особенности и приёмы Начало занятия: способы мотивации детей стихотворение по теме занятия; загадки; рассматривание картинок.
Методы Наглядные методы: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра. Практические методы: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование. Словесные методы: беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Вторая младшая группа Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры. Примеры игр: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными). Театрализация
Средняя группа Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры. Примеры игр: «Вспомни слово», «Эхо», игры на определение первого звука в слове с использованием картинок.
Старшая группа «Увидеть звук» «Называем слова с определённым звуком» «Разбери карточки» Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор). Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод). Нахождение слов в предложении на определённый звук
Подготовительная группа Повторение скороговорок Упражнения «Назови первый звук в слове», «Сколько звуков в слове?», «Подели слово на слоги», «Какой это звук?», «Прочитай слова», «Прочитай предложение» Викторины, КВН, разгадывание ребусов, кроссвордов
Современные методики
Обучение имеет успех лишь тогда, когда учитель свободно владеет материалом, как послушным орудием, а не рабски следует той или другой методе. И.В. Успенский, русский педагог
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Обучение изобразительной деятельности на третьем году жизни"
На третьем году жизни детей начинают обучать элементам изобразительной деятельности. Это помогает подготовить основу для развития в дальнейшем творческих способностей в разных видах художественной...
Консультация для педагогов: Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей.
Обучение составлению рассказа с помощью картинного плана и схем-моделей....
Консультация для родителей и педагогов «Обучение детей грамоте в подготовительной группе»
В статье говорится о том, чему должен научится ребенок для успешного усвоения школьной программы....
Консультация для педагогов "Обучение финансовой грамотности детей дошкольного возраста: методы, приёмы и формы обучения»
Реализуя в ДОО рабочие Программы по формированию основ финансовой грамотности педагогам необходимо использовать формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками учебного процесса....
Консультация для педагогов: «Обучение грамоте - ничего сложного»
Содержание НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Консультация для педагогов:«Обучению грамоте»
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии...
Консультация для педагогов " Обучение грамоте в ДОУ"
Подготовка к обучению грамоте в ДОУ поможет ребёнку в дальнейшем, в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме....