Консультация для педагогов: «Обучение грамоте - ничего сложного»
консультация (подготовительная группа)
Содержание НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_pedagogov_ob.gramote.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ – НИЧЕГО СЛОЖНОГО»
План работы:
1. Содержание НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
2. Практическая часть: усвоение приемов звуко-буквенного анализа слогов и слов, работа со звуковыми линейками, составление схемы слова.
Оборудование: Магнитная доска, схемы звуков для магнитной доски и для индивидуальной работы (красные, синие, зеленые, желтые квадраты); звуковые линейки, фишки; картинки (круг, облако, шапка, круг, апельсин); буквы; схемы.
Ход консультации:
- Каково же содержание и особенности НОД по обучению грамоте? Следует отметить, что обучение грамоте происходит на базе уже изученных, отработанных в произношении звуков. На НОД по обучению грамоте дети овладевают понятиями «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение». Они узнают и учатся различать гласные и согласные звуки, согласные по твердости – мягкости, звонкости и глухости. Занятия проводятся с опорой на наглядный материал: это схемы слогов, слов, предложений, таблицы, разрезные азбуки, звуковые линейки.
Дети учатся определять позицию звука в слове, количество в слове звуков, слогов в слове; обучаются звукобуквенному анализу сначала простых слов типа СОК, затем многосложных слов, типа СУПНИЦА. В разрезных азбуках дети выкладывают слоги, слова, преобразуют их, заменяя или переставляя буквы, читают. К концу учебного года дети должны уметь следующее: составлять слова из заданных слогов, читать их и объяснять смысл прочитанного; уметь определять количество слогов в слове, ударный слог; определять количество слов в предложении и их порядок; знать правило заглавной буквы (имена, клички животных, название рек, городов, стран пишутся с заглавной буквы); знать правило написания предложения (начинается предложение с заглавной буквы, между словами должно быть расстояние, в конце предложения ставится точка).
2. Я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми. В результате, в обучении грамоте – нет ничего сложного. Мы общаемся фразами, то есть предложениями. Предложения бывают простыми и сложными, односложными и распространенными.
Пример простого предложения: Птица сидит на ветке. (Составляют схему предложения.) Количество полосок обозначает количество слов в предложении. Предложение, в свою очередь, состоит из слов. Слово – это единица речи, имеющая смысловое значение. Оно может обозначать предмет, действие, признак и пр. Слова состоят из слогов. Слог – часть слова, не имеющая смыслового значения. Например, слово ВЕТКА обозначает часть дерева, а слоги ВЕТ или КА сами по себе не имеют смысла.
Нужно знать, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для определения количества слогов в слове можно использовать проверочный прием прохлопывания слогов. В работе по определению слоговой структуры слов я использую схемы.
Слова нашей речи состоят из звуков. Существует разница понятий «звук» и «буква». (Выставляю схемы. Педагоги проговаривают вместе с логопедом. Проговаривая правило, показывают на рот и уши, на глаза и ладони, соответственно словам.) «Звук мы говорим и слышим, А букву мы видим и пишем».
Звуки бывают гласные (произносятся голосом, напевно) и согласные (произносятся при помощи органов артикуляции, чаще коротко и быстро). Согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкость согласного звука можно проверить приемом приложения ладони к горлу: если при произнесении звука горло вибрирует, то звук звонкий. Важно, чтобы согласные звуки произносились чисто, не как буквы, без призвуков гласных (не «МЭ» или «РЭ», а «М» и «Р»). Согласные могут быть мягкими или твердыми. Причем «Ч», «Щ», «Й» - всегда мягкие, а «Ж», «Ш», «Ц» – всегда твердые.
Существует схематичное цветовое изображение звуков. Гласные схематично изображаются красным цветом, твердые согласные синим цветом, а мягкие согласные зеленым цветом. С цветовыми схемами мы работаем на звуковых линейках. Звуковая линейка представляет собой полоску белого цвета, разделенная на 3 части (обозначают начало, середину или конец слова). Работая со звуковой линейкой, дети определяют позицию звука в составе слова. (Работа педагогов по выделению первых звуков из слов, представленных в последовательности картинок). Круг, облако, шапка, круг, апельсин = кошка (Слово КОШКА выкладывается из букв разрезной азбуки на доске, выкладывается схема слова, производится анализ слова).
- Сколько гласных в слове? Назовите.
- Сколько слогов в слове (прохлопывание слова)?
- Сколько слияний в слове (согласный + гласный звуки)? Какие?
- Сколько согласных звуков? Есть ли мягкие согласные?
- Какая буква стоит первой, последний, между «О» и «К»? И т.д.
Теперь педагоги выкладывают схему слова на звуковых линейках. Работа по выкладыванию схемы слова проводится по образцу на фланелеграфе.
В III периоде обучения (апрель, май) работа постепенно усложняется. Дети читают, анализируют и пишут слова. Кроме того, для чтения и письма добавляется работа с предложениями.
Итак, занятия по обучению грамоте – одна из важных сторон работы с детьми в подготовительной к школе группе. На занятиях дети овладевают навыками чтения, звукобуквенного анализа слов, анализа предложений. Это поможет им избегать ошибок при чтении и на письме в школе, сформирует навык речевого самоконтроля, что позволит благоприятно адаптироваться к школьной жизни. Кроме того, обучение грамоте носит общеразвивающий характер: развивает мышление детей, способствует развитию работоспособности и нравственно-волевых качеств.
Литература:
1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками с недостатками речи. – М., 1985 г.
2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. – М., 2001 г.
3. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Дидактический материал к урокам обучения грамоте. – М., 1982 г.
4. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М., 1998 г.
5. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. – М., 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум для педагогов "Обучение грамоте дошкольников"
Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте....
Семинар -практикум для педагогов "Обучение грамоте детей подготовительной группы"
Семинар-практикум...
Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей
Использование элементов обучения грамоте в сложных случаях речевого недоразвития у детей...
Консультация для педагогов:«Обучению грамоте»
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.Обучение грамоте в детском саду является пропедевтикой дислексии и дисграфии...
Консультация для педагогов " Обучение грамоте в ДОУ"
Подготовка к обучению грамоте в ДОУ поможет ребёнку в дальнейшем, в период обучения в начальной школе избежать ошибок при чтении и письме....
Консультация для педагогов «Обучение грамоте: современные требования, подходы и методики»
Материал содержит требования ФОП к занятиям по обучению грамоте в детском саду, представлены методы и приемы, игры для детей, рекомендованные в соответствии с возрастом....