Технологическая карта беседы по чтению Косточка Старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Грунт Валерия Павловна

Технологическая карта беседы по чтению Косточка Старшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Воспитатель: Грунт Валерия Павловна
Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие».
Тема занятия: «Какая на вкус ложь»
Возрастная группа: Старшая группа
Цель занятия: Понимание смысла рассказа «Косточка»; Закрепление его через дидактическую игру.
Задачи занятия:
Обучающие:

  • Понять смысл выражения «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» и дать характеристику персонажей с опорой на иллюстрации;

Развивающие:

  • Анализировать поступки героев;
  • Отвечать на вопросы, разные по уровню сложности;

Воспитательная:

  • Давать адекватную оценку поступку главного героя;
  • Слушать друг друга не перебивая.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: выбрать картинку, подходящую рассказу и дать характеристику персонажа.  
Дидактическая задача: закрепить у детей умение давать характеристику персонажей.

Словарная работа: горница, сочла.

Планируемый результат занятия: Понимают содержание произведения и дают характеристику персонажей с опорой на иллюстрации; Анализируют поступки героев; Отвечают на вопросы, разные по уровню сложности; Дают адекватную оценку поступку главного героя; Слушают друг друга не перебивая.
Подготовительная работа: Чтение книг Л. Толстого, знакомство с дидактической игрой «Угадай эмоцию».
Материалы и оборудование: Smart доска, документ камера, книга с рассказом.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Организовывать детей к предстоящей работе на занятии.

Приветствие детей.

Создание интереса при помощи художественного слова.

Как хорошо на свете жить! Как хорошо уметь дружить!

Как хорошо, что есть друзья!

Как хорошо, что есть и Я!

- Ребята, сегодня мы с вами будем читать одно очень интересное произведение, а, чтобы узнать, что это за произведение давайте немного поиграем.

Провожу игру горячо – холодно.

Дети находят конверт с загадкой про сливу и картинкой косточки.

Что за барышня такая,
Смотрит с ветки, не моргая,
Синий сарафан на диво,
Догадались? Это…(слива)

Достаю картинку

- Ой, ребята, поглядите. А тут вовсе и не слива, а косточка от неё. Кажется, кто-то не дождался и решил скушать нашу сливу. Это напоминает мне про один рассказ который читала мне моя бабушка, когда я была маленькой, мне очень нравился этот рассказ и сейчас я хочу прочитать его и вам. А называется этот рассказа «Косточка» написал её Лев Николаевич Толстой.

- В этом рассказе мама купила много слив и положила их на тарелочку, сказав своим детям, чтобы они не ели сливы и подождали до обеда, но, когда наступил обед вдруг папа обнаружил, что пропала одна слива.

Художественное слово

Игровой прием

Краткий рассказ

Слушают стихотворение

Выполняют игровые действия

Слушают рассказ воспитателя

Дети готовы к предстоящей работе


2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

Ввести детей в проблемную ситуацию; Сформировать проблемный вопрос.

- Как вы понимаете выражение «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?

Слушаю ответы детей.

- А, чтобы узнать куда в чем же смысл этого выражения мы с вами прочитаем рассказ. 

Напоминаю о правильной посадке.

Постановка проблемного вопроса

Внимательно слушают

Отвечают на вопросы

Приняли участие в постановке проблемы. Сформулировали вместе с воспитателем проблемный вопрос.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Сообщить детям новые знания.

Подвести детей к постановке и решению проблемы.

Выразительное чтение рассказа

Физкультминутка

Потрудились отдохнём, встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперёд, влево,
Вправо поворот.
Три наклона, прямо встать руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Беседа после прочтения

  1. Как называется рассказ, который мы прочитали?
  2.  Кто написал этот рассказ?
  3. Что купила мама?
  4. Почему Ваню так заинтересовали сливы?
    (Закончи фразу…)
  5. Как себя повел Ваня, когда остался один?
  6. Что случилось с Ваней после слов папы?
    (Выборочное чтение, «давайте вспомним как об этом написал автор…»)
  7. Признался ли Ваня в поступке?
  8. Получилось ли у Вани сохранить его тайну?  
    (Повторное чтение)
  9. Как бы вы поступили на месте Вани?
  10. Что же означает фраза «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»?

- Верно, какой бы хорошей и прекрасной не была ложь, лучше человеку знать правду. Ведь в случае лжи, может стать всё намного хуже.

Прочтение рассказа

Вопросы к детям

Прием Закончи фразу 

Прием Выборочное чтение 

Прием Повторное чтение

Внимательно слушают рассказ

Выполняют упражнения динамической паузы

Отвечают на вопросы не перебивая, и внимательно слушают ответы своих товарищей.

Анализируют поступки героев.

Дети познакомились с новым материалом, ответили на вопросы и решили поставленную проблему.

2.3.

Этап практического решения проблемы

Уточнить знания детей о персонажах рассказа.

-  Ребята, встаньте задвиньте ваши стульчики и подойдите к нашей доске. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Угадай эмоцию» 

Напоминаю правила пользования доской.

- Стоим свободно на расстоянии вытянутой руки, не мешая друг другу.

- Руки должны быть сухими и чистыми.

- Пользуемся стилусом
- Сильно не нажимаем

Поднимаю шторку

Объясняю правила игры:

- Игрокам нужно по очереди находить картинки, которые совпадают с нашим рассказом. А затем игрокам нужно объяснить почему именно эта картинка из рассказа «Косточка». И в конце игрокам нужно описать героя, которого выбрали и переместить в предмет по центру экрана.

За правильный ответ игрок получает жетон. Побеждает тот кто получит больше всего жетонов.

Провожу игру.

Подвожу итоги игры.

Отворачиваю детей от экрана

Провожу зрительную гимнастку

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Через речку мост построим. 
Нарисуем букву о, получается легко.

Игровой приём

(Дидактическая игра)

Отвечают на вопросы

Внимательно слушают правила игры

Выполняют зрительную гимнастику

Дают характеристику персонажей.

 

3.

Заключительный этап

Подвести итоги.

Провести рефлексию.

- Какой рассказ мы сегодня прочитали?

- Кто автор этого рассказа?
- Почему Ваня решил соврать?
- Для чего папа Вани также обманул детей?
- Что было если бы Ваня сразу признался в содеянном?

Провожу рефлексию

Посмотрите у меня здесь три разных фрукта

Красное яблоко – у меня сегодня ничего не получилось, желтый банан – Что-то не получилось, зеленый арбуз – получилось всё. Молодцы!

Вопросы к детям

Рефлексия

Отвечают на вопросы

Закрепляют знания о рассказе.


Структура основной части:

  1. Приветствие детей.
  2. Художественное слово.
  3. Сегодня мы будем читать… а чтобы узнать…
  4. Игровой прием.
  5. Обращение в детство.
  6. Об авторе.
  7. Аннотация к рассказу – заинтересовать
  8. Проблемный вопрос – а чтобы узнать… мы сейчас прочитаем с вами рассказ…
  9. Чтение рассказа
  10. Физкультминутка
  11. Беседа после прочтения
  • Выборочное чтение
  • Повторное чтение
  • Закончи фразу
  1. Напоминаю правила пользования доской
  2.  Дидактическая игра
  3. Зрительная гимнастика
  4. Вопросы для закрепления
  5. Рефлексия

Отрывок из произведения

Цель - Понимание идеи рассказа Бианки «Первая охота», закрепление через дидактическую игру.
Задачи:
Обуч: Понять содержание произведения и дать характеристику персонажей с опорой на иллюстрации.
Разв: Отвечать на вопросы разные по уровню сложности
Выдвигать гипотезы и ново развитие сюжета
Отвечать на вопросы полным предложением
Восп: Бережно относится к животным и птицам
Слушать друг друга не перебивая

Рассказ

Цель – Понимание смысла…; Закрепление его через дидактическую игру
Задача:
Об: Понять смысл выражения …..и дать характеристику персонажей с опорой на иллюстрации;
Разв: Анализировать поступки героев
Отвечать на вопросы, разные по уровню сложности;
Восп: Давать адекватную оценку поступку главного героя;
Слушать друг друга не перебивая.

Басня 
Цель: Понимание смысла и содержания басни…..; Закрепление через дидактическую игру.
Задачи:
Об: Понять идею басни и дать характеристику героев с опорой на иллюстрации; Понимать мораль басни через обсуждение событий, происходящих в ней;
Разв: Анализировать поступки героев; Отвечать на вопросы разные по уровню сложности; Отвечать на вопросы полным предложением;
Восп: Давать адекватную оценку поступкам; Слушать друг друга не перебивая

Дидактическая задача: Закрепить знания о содержании произведения
Игровая задача: собрать как можно больше фишек за правильную характеристику героев.

Задачи этапов: 

Организационно – мотивационный этап

1 - Организовывать детей к предстоящей работе на занятии

2 – Дети готовы к предстоящей работе 

Этап постановки проблемы

1 - Ввести детей в проблемную ситуацию; Сформировать проблемный вопрос.

2 – Приняли участие в постановке проблемы. Сформулировали вместе с воспитателем проблемный вопрос.

Этап ознакомления с материалом

1 - Сообщить детям новые знания. Подвести детей к постановке и решению проблемы.

2 - Дети познакомились с новым материалом, ответили на вопросы и решили поставленную проблему

Этап практического решения проблемы

1 - Уточнить знания детей о персонажах рассказа.

2 - Дают характеристику персонажей.

Заключительный этап

1 – Подвести итоги. Провести рефлексию.

2 - Закрепляют знания о рассказе.

Зрительная гимнастика

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Через речку мост построим. 
Нарисуем букву о, получается легко.

Приветствие 

Как хорошо на свете жить!
Как хорошо уметь дружить!
Как хорошо, что есть друзья!
Как хорошо, что есть и Я!

Физкультминутка

Потрудились отдохнём, встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд, влево,
Вправо поворот.
Три наклона, прямо встать руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе. Аппликация.

Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе....

технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе в области "Коммуникация".Составлена воспитателем Рожновой Ларисой Алексеевной МБДОУ №20 города Муром Владимирской области

Данный материал может помочь воспитателям в составлении технологической карты по разным видам деятельности работы с детьми.   Совместная деятельность  составлена  в игровой форме , этап...

Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ...

Технологическая карта организации трудовой деятельности в старшей группе

Организация трудовой деятельности в старшей группе...

Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"

Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью:  развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую  и морфоло...

Технологическая карта ООД по ФЭМП в старшей группе по теме: «Путешествие в подготовительную группу».

Данный материал предназначен воспитателям старших групп. Можно использовать для проведения итоговой ООД по ФЭМП....

Технологическая карта деятельности по выбору в старшей группе на тему «Аты- баты, аты- баты! В нашей группе есть солдаты»

Деятельность детей по выбору в старшей группе на тему «Аты- баты, аты- баты! В нашей группе есть солдаты»Цель: Развитие детской инициативы и самостоятельности, в рамках темы  нед...