Семинар-практикум для педагогов «Театральный поединок».
материал по развитию речи

Совершенствование знаний педагогов о театрально-игровой деятельности  дошкольников и закрепление практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_teatralnyy_poedinok.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное        

                      учреждение «Детский сад № 57»

           Семинар-практикум для педагогов

                  «Театральный поединок».

                                                                           Подготовила воспитатель:

                                                                           Карпычева Л.А.

Цель: совершенствование знаний педагогов о театрально-игровой деятельности  дошкольников и закрепление практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.

Задачи

1.Расширить представления воспитателей о театре.

2.  Закрепить знания о способах организации    и педагогическом руководстве театрально-игровой деятельностью в детском саду.

3.   Развивать   творчество   и   фантазию   воспитателей   в   процессе обыгрывания театра.

4.  Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Ход семинара-практикума. 

Здравствуйте, уважаемые коллеги, я очень рада приветствовать  вас на моем семинаре-практикуме. Сегодня  в  рамках  педагогической  карусели я  проведу  интеллектуальное развлекательное мероприятие посвященное теме театра.

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

И прежде чем начать интеллектуальный штурм, я предлагаю поприветствовать друг

друга. (Приветствие «Давайте поздороваемся».)

А делать это мы будем следующим образом, я попрошу выйти в круг тех:

-  у кого в этом месяце день рождение. Здравствуйте!

–  кто не хотел утром вставать с постели. Здравствуйте!

- кто вовремя сдаёт отчётную документацию. Здравствуйте!

– кто готов общаться. Здравствуйте!

– кто ждёт премии. Здравствуйте!

А что же такое театр для детей? (ответы гостей).

 Театр для ребёнка в первую очередь –это встреча с весёлой, интересной, доброй сказкой.

И я предлагаю их вспомнить, проведём сказочную разминку.  Поможет нам в этом «Волшебная палочка». Передающий палочку - называет сказку, принимающий палочку - называет персонажа этой сказки.

Вы прекрасно справились с заданием!

Чтобы наше мероприятие стало ещё интереснее, предлагаю вам посоревноваться. Для этого нам необходимо поделиться на две команды.

Ну что ж, я прошу команды расположиться за столами. Т.к. наша игра будет на скорость, то нам понадобятся звуковые сигналы, с помощью которых мы поймем какая команда первой справилась с заданием.  (командам выдается два музыкальных инструмента - колокольчик и погремушка) Таким образом у нашего мероприятия будет музыкальное сопровождение, как в театре.

Придумайте названия команд, связанные с театром.

Давайте проверим звуковые сигналы.  (каждая команда выбирает ответственного человека который на протяжении всей игры будет давать звуковой сигнал).

Вы готовы начать игру?

1 раунд. Блицопрос «Что мы знаем о театре».

Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде, за правильный ответ команда получает жетон.

1.  Как называются места в театре, где сидят зрители? (зрительный зал) 2.  Как называется место, где выступают актеры? (сцена)

2.  Пространство   сцены   между   занавесом   и   зрительным   залом   –   это (авансцена)

3.  Место, где актеры надевают костюмы  и  гримируются,  называется…? (гримерка)

4.  Как   называются   вещи, необходимые   актерам   по   ходу   действия спектакля? (реквизит)

5.  Что помогает актерам вжиться в роль своего героя?  (грим, костюм, парик)

6.  Приспособление, которое отделяет сцену и зрительный зал в театре, - это…? (занавес)

7. Как называется объявление о спектакле? (театральная афиша)

8. Из какого документа можно узнать, название спектакля, фамилии автора пьесы, режиссера, актеров, которые исполняют роли? (программа)

9. Как называется  процесс  работы  над  спектаклем  или  отдельной  его сценой, когда актеры находятся на сцене? (репетиция)

10. Как называется перерыв между действиями театра? (антракт)

11. Спектакль, который   все   зрители   видят   впервые, называется   …? (премьера)

12. Какой   шум   во   время   спектакля   самый   приятный   для артистов ? (аплодисменты)

13. Кто исполняет роль на сцене театра? (актер)

14. Кто подбирает для актеров костюмы? (костюмер)

15. Кто гримирует актеров перед спектаклем? (гример)

16. Кто пишет сценарий для спектаклей? (сценарист)

17. Кто пишет музыку для спектаклей? (композитор)

18. Кто готовит декорации к постановке? (декоратор)

19. Кто занимается постановкой спектакля? (режиссер)

20. Кто следит за ходом спектакля, игрой актеров и в случае необходимости подсказывает слова и роли актерам? (суфлер)

Хорошо, молодцы, здорово.

     Занятия театрализованной деятельностью в детском саду имеют большое значение для развития детей.  Они позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображают разные характеры, поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость, доброту. Выступления перед  аудиторией  формируют  у  детей  уверенность  в  себе,  опыт  социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Ведь участие в спектакле предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. При этом «выход к зрителям», который  и  для  взрослого  человека  является  испытанием,  требует  особой подготовки. Детям нравится разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев  из  знакомых  сказок.  Они  с  удовольствием  участвуют  в  создании декораций, оформлении сцены.Кроме того, театрализованная деятельности может помочь педагогу оценить эмоциональное  состояние  ребенка,  его  личностные  особенности.  Если внимательно наблюдать за игрой детей, можно многое увидеть: как они идут на контакт с другими детьми, как чувствуют себя в ситуации, когда что-то пошло не по сценарию или не получилось, какие выбирают роли.

Таким образом, с помощью театрализованной деятельности можно решать комплекс   взаимосвязанных   задач   по   всем   направлениям   развития   детей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.

Это была разминка, а сейчас следующий раунд.

2 раунд «И снова сказки»

Теперь задание на скорость, чья команда быстрее подаст сигнал и правильно ответит, о какой сказке идёт речь.

1.Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»)

2.Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»).

3. Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»)

4. Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»)

5. Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»)

6. Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ-гигант («Репка»)

7. Сказка о лесном общежитии («Теремок»)

8. Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»)

9. Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»)

10. Сказка о трёх пятаках, трёх крючках и двенадцати копытах («Три поросёнка»)

11. Сколько встреч было у старика и рыбки? (Шесть)

12. Первый банкрот поля - чудес? (Буратино)

Хорошо, справились и с этим раундом переходим дальше.

Театрализованная игра имеет свою структуру: замысел, сюжет, содержание, игровую ситуацию, роли, ролевое взаимодействие, правила.

Какая еще игра имеет такую структуру? (педагоги отвечают – сюжетно- ролевая игра). Совершенно верно. Однако между этими играми есть отличия. В театрализованных играх дети используют сюжеты из сказок, рассказов, которые они хорошо знают, а в сюжетно-ролевых играх они отражают события, явления, которые окружают их в реальной жизни. Кроме того, в театрализованной игре есть продукт детской  деятельности – инсценировка  или  спектакль.  Сюжетно- ролевая игра такого продукта не имеет.

Есть   два   вида   театрализованных   игр: режиссерские   игры   и   игры- драматизации. Для каждого вида характерны свои особенности.

Чем отличаются режиссерские игры от игр-драматизаций.

Режиссерские игры:

Роли героев исполняют игрушки или их заместители. Содержание игры придумывает ребенок, сам организует игру, управляет игрушками, артистами. Ребенок комментирует сюжет и озвучивает героев с помощью разных средств вербальной выразительности. Виды режиссерских игр могут быть разными. Это зависит от видов театров, которые есть в детском саду:

настольный,

плоскостной и объемный,

кукольный (например, бибабо, пальчиковый, марионеток).

Игры-драматизации:

Роли героев исполняет ребенок. Содержание игры определяет литературное произведение.

Ребенок воссоздает образ своего героя с помощью средств вербальной и невербальной выразительности, элементов костюма, атрибутов.

Виды игры-драматизации: игры-имитации образов литературных персонажей, животных, взрослых из ближайшего окружения и не только; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; ролевые диалоги по тексту произведения; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

                    3 раунд «Педагогические ситуации».

Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации.

Ситуация 1 – для первой команды.

Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия возник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре.

Вопросы:

1. Как разрешить сложившуюся ситуацию?

2. Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была продолжена.

Ситуация 2 – для второй команды

Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между собой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами«Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул.

Вопросы:

1. Ваши дальнейшие действия по оптимизации данной игровой ситуации?

2. Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.

      Роль воспитателя в организации театрализованной деятельности велика. Но велики и трудности, с которыми приходится сталкиваться. В первую очередь это загруженность, когда  на  творчество  не  остается  времени.  Однако театрализованную  деятельность  можно  включить  во  все  режимные  моменты: самостоятельную деятельность дошкольников, организованную образовательную деятельность, совместную деятельность детей и взрослых в свободное время. Еще одна проблема – многие педагоги и родители недопонимают значение театрализованной деятельности для развития дошкольников. Зачастую в детском саду  и  в  семьях  воспитанников  знакомство  с  театром  осуществляется бессистемно,  носит  поверхностный  характер.  В  связи  с  этим  участие  в театрализованной деятельности детей происходит без специальных знаний. Часто родители не поддерживают начинания педагога в этом направлении. Совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна, поэтому привлекайте родителей воспитанников к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов  текста,  изготовителей  декораций,  костюмов.  Это поможет  им лучше  узнать  своего  ребенка,  особенности  его  характера,  темперамента. Некоторые родители смогут получить ответ на вопрос: «Почему мой ребенок не исполняет главную роль?»

- Чтобы организовать с  детьми  театрализованную  деятельность, поддерживать интерес к ней, в группе должна быть создана соответствующая развивающая  среда:  театральный  уголок,  уголок  ряжения.  В каждой  группе должны быть разные виды театров с учетом возраста детей и соответствующее оборудование  (куклы,  плоскостные  фигуры,  пальчиковые  персонажи,  ширмы, различные декорации, элементы костюмов).

Последний раунд называется «Театральный».

Мини-постановка сказки Теремок.

А теперь друзья, давайте заглянем в страну Театралию. Театралия нам помогает, чтобы ребенок был какой (талантливый, музыкальный, терпеливый, инициативный, эрудированный, художественно-литературный, художественно-изобразительный, непосредственный, здоровым, творческим)

Внимание, внимание,

Извещаем всех заранее!

Пора отправляться в страну Театралию,

Где состоится представление,

Всем на удивление!

- У нас в зале много замечательных, талантливых, творческих людей и я предлагаю вам проявить свои творческие способности стать артистами.

Сказка спряталась в загадку. Ну, попробуй, отгадать, быстро руку поднимай-ка, сказка к нам придет опять! (Кто отгадает загадку, тот выходит и я даю слова)

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Посмотрите, по дорожке ходят маленькие ножки. На голове гребешок. Кто же это? (Петушок).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистая-краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь) .

Сказку все мы очень ждали. Сказку в гости мы позвали. Сказка здесь уже, друзья. Сказка вновь пришла сюда! А как называется она? Отгадайте вы друзья.

Стоит избушка, Резная верхушка,

Тесом покрыта, Щелком прошита,

Что это? (Теремок)

Есть у меня необычные герои, только они говорить не могут, их нужно озвучить, каждого героя своим голосом.

Автор: Вот стоит наш Теремок,

Как красив он и высок!

Как дорогу перейдешь – в Теремочек попадешь,

Новоселье ждет зверят, в Терем все они спешат.

Мимо мышка пробегала.

Мышка. Познакомьтесь Мышка, я, Брожу по лесу я,

Ищу себе домишко. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Автор: А вот и лягушка прискакала.

Лягушка. Ква-ква квакушка я, друзья, Звать Лягушкою меня! По кочкам быстро я скачу,

Друзей себе найти хочу. Ай да Терем, как хорош!

Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Автор: По дорожке, угадай-ка, Кто бежит к нам?

Увидал он Теремок, И на месте скок-поскок!

Зайка. Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь! Буду жить в нем и работать.

Автор:

Хорошо им в Теремочке! Так идут, бегут денечки…

По лесу Лиса гуляла, Теремочек увидала…

Лиса. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Автор: Про слыхал про то Медведь,

Пошёл терем поглядеть… Идёт лесом, ковыляет,

Увидал он Теремок –Стукнул по стене разок…

Миша. Бурый я Лесной Медведь! Люблю громко я реветь!

Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Автор: Вышел в поле Петушок погулять,

Сладких зерен поискать. Видит: чудо-теремок.

Петя. Что за терем-теремок? Кто его построить мог,

Ай да Терем, как хорош! Кто живет в нем? Не поймешь!

Буду жить в нем и работать.

Автор: Терем, правда наш хорош!

Только в Терем не зайдешь!

Ты оркестр собери,

Нам скорее покажи.

Инструменты есть у нас, Вы друзья скорей берите,

Нам оркестр покажите. В теремочке чудном нашем

Мы поем, танцуем, пляшем.

Оркестр все играют на муз. инструментах.

Важно, внимательно слушать музыку и добавлять звук там, где на ваш взгляд это необходимо.

Автор: Все зверята подружились.

Вот как в сказке получилось.

Тут и сказочке конец,

А кто слушал — молодец!

Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами убедились, что театрализованная деятельность затрагивает все направления развития детей. С ее помощью можно организовать интересную самостоятельную деятельность дошкольников, сделать увлекательными знания, вовлечь родителей в образовательный процесс. Надеюсь, что вы сделали выводы и полны творческих идей.

Давайте посчитаем жетоны и определим победителя.

Закончить нашу встречу мне хочется стихотворением Татьяны Григорьевой «Волшебный мир – театр»:

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, Кот Базилио, Алиса.

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений, Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратиться в Золушку иль в принца, И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребенок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

 Добро над злом, опять пусть победит!»

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов "Театральный ринг" в рамках проекта "Неделя театра"

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, музыкальным руководителям. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов – семинар-практи...

Семинар-практикум для педагогов в форме квест-игры "Театральный поединок"

Практический материал для совершенствования знаний педагогов о театрально-игровой деятельности дошкольников, закреплении практических навыков необходимых в работе по данному направлению....

Семинар-практикум для педагогов: «Театральный ринг»

Представленная методическая разработка рекомендуется в помощь методистам, воспитателям ДОУ, студентам педагогических учебных заведений. В ней раскрыта форма методического сопровождения педагогов &nda...

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"

Семинар- практикум для педагогов "Театральная деятельность в детском саду как средство развития речи дошкольников"...

Семинар практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ Форма проведения театральный ринг 2020г

Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Семинар - практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ (2022г)

Семинар - практикум для педагогов Театрально - игровая деятельность в ДОУ (2022г)...

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»

laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов    «Театральный ринг»...