«Путешествие на морское дно»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Закрепление знаний детей об обитателях морских глубин;
Активизация и актуализация словаря детей по теме «Морские обитатели».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему : «Путешествие на морское дно»
в старшей возрастной категории для детей с тяжелыми нарушениями речи
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о море, жизни морских обитателях; совершенствование грамматического строя речи через песочную терапию; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.
Задачи:
- Закрепить знание детей об обитателях морских глубин;
- Активизация и актуализация словаря детей по теме «Морские обитатели»;
- Совершенствование грамматического строя речи (словоизменение; согласование существительных, прилагательных и числительных; использование предметов);
- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза;
- Развивать умение понимать соответствие между количеством предметов и числом; навык порядкового и обратного счёта;
- Обеспечить сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей;
- Совершенствовать мелкую моторику по средствам песочной терапии;
- Развивать память, творчество, воображение;
- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;
-Способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками;
- Воспитывать заботливое отношение к морским обитателям и чувство коллективизма.
Предварительная работа:
- просмотр видеофильма «Подводный мир», беседа о морских обитателях, отгадывание загадок о подводном мире, рассматривание картин, лепка и рисование животных морских глубин.
Здоровьесберегающие технологии:
- физкультминутка;
- дыхательное упражнение;
- пальчиковая гимнастика «Подводный мир»;
- песочная терапия;
- минутка покоя (дети закрывают глаза).
Принципы образовательной среды: содержательно-насыщенный (техническое оснащение (ИКТ), игровое (персонажи Царь–Нептун) индивидуальные песочницы, 2 большие песочницы размером 90х70, маленькие игрушки ( морские обитатели, камешки, ракушки и т. д ),
картинки морских обитателей, игрушки морских обитателей, атрибуты на тему «подводный мир»( водоросли, камни и т.д), схемы на каждого ребёнка, костюмы «морских звёзд» (шапочки, нарукавники)
Взаимодополнения образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Виды деятельности и культурные практики в соответствии с образовательными областями: коммуникативная, познавательная, игровая, слушание музыки, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора; культура общения.
Индивидуализация:
Контроль за полными ответами детей.
Проявление чуткости к эмоциональному состоянию детей.
Уважения личности ребенка.
Организационный момент:
Дети стоят полукругом около воспитателя (приветствие)
Доброе утро- улыбнись скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик, носик и щечки
Будем все красивые, как в саду цветочки.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее
А потом похлопаем смелее, смелее
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Воспитатель: В детский сад пришло звуковое письмо. Посмотрите, как вы думаете от кого оно? (на экране появляется Царь, на фоне бушующих волн)
Дети: Может это Царь моря, Царь Нептун.
Звучит голосовое обращение: Дорогие ребята! Я Морской Царь. Мне очень грустно одному в подводном мире, давно не было гостей, которые интересуются морской пучиной. А я так люблю показывать и рассказывать морские чудеса»
Воспитатель: - Чем мы можем помочь Морскому царю? ( отправиться к нему в гости)
Воспитатель: - А как мы попадем в морские глубины? (ответы детей)
Воспитатель: - А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?
- Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах.
-Тогда мы отправляемся на встречу с чудесами, которые приготовил нам Царь Нептун.
Итак, в путь. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению.
Дети произносят слова:
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Мы отправимся гулять,
Дно морское изучать!
Погружаемся. Музыка (звук погружения)
Воспитатель: Один, два, три - все плывём! Сейчас начнутся чудеса, нужно лишь смотреть во все глаза.
- Вот мы оказались в подводном мире, на морском дне.
А вы почувствовали какой морской свежий воздух? Мы сейчас подышим им
Дыхательное упражнение
Воздух мы сейчас вдохнем
Дышим носом, а не ртом
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем. (1-2 раза)
- Закрываем глаза и будет происходить волшебство(звучит шум моря ).
-Открываем глаза и мы с вами оказались в морском царстве. А правит этим царством Царь Нептун.
Посмотрите, как здесь красиво, сколько морских рыб, водорослей!
(дети рассматривают картинки с изображением жителей морских глубин)
Д/и: «Кто в море живёт?»
- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадки ищите на картинках и отвечайте полным предложением.
Ребята отгадывают загадки о морских обитателях и находят их на картинке.
В рот ей палец не клади,
За борт к ней не упади,
Ведь она в один присест
Жертву любопытства съест.
(акула)
Для неё волна-качели,
И плывёт она без цели.
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна, как вода.
(медуза)
Что за дивная лошадка?
Очень странные повадки:
Конь не сеет и не пашет
Под водой с рыбёшкой пляшет.
Назови его дружок:
Рыбок друг…
(морской конёк)
Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет.
(морская звезда)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо … (осьминог)
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же ….(кит)
Воспитатель: - Ребята, а каких ещё морских обитателей мы с вами можем увидеть на морском дне? ( крылатку, морского чёрта, рыбу-молот, рыбу-меч, наутилуса, морского ежа)
Дети показывают обитателей на картинке и отвечают полным предложением.
Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»
Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».
Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.
Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны.
Плывѐт морской конѐк сюда. Волнообразные движении ладонями вперѐд.
Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко
расставив пальцы в стороны.
А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.
А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих ладоней и
перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.
Гостей встречает осьминог.
Появляется на экране Царь Нептун и просит помочь посчитать жителей своего царства.
Д/ игра « 1, 2, 5» (согласование существительных с числительными).
Показ слайдов (крылатка, осьминог, морской конёк, электрический скат)
(дети считают морских обитателей)
Д/ игра «Найди морского обитателя» (использование предлогов)
- Ребята, что-то тихо под водой, никого не видно. Наверно морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их найдём и подружимся с ними.
(дети находят морского обитателя и отвечают полным предложением)
Я нашёл рыбу-молот. Она была в водорослях.
Я нашёл рыбу- меч. Она была между камней.
Я нашёл электрического ската. Он был под камнями.
Я нашла морского ежа. Он был на камне.
Я нашла акулу . Она была за водорослями.
Я нашла касатку Она была перед черепахой.
Воспитатель: - Ребята, сейчас мы с вами опустимся на самое дно морское. Что на морском дне? (песок). Все вместе поплыли на дно.
Дети встают около столов и имитируют движение пловца.
Все усаживаются за столы. У каждого стоит песочница с песком.
Появляется Царь Нептун . Он хочет проверить, как дети готовы к обучению в школе, как знают морских обитателей. Царь заколдовал всех обитателей и ребята должны их расколдовать.
Звуковой анализ (подобрать схему к слову).
Возле каждого ребёнка лежит схема.
Дети должны догадаться, к названию какого морского обитателя подходит эта схема. Правильный ответ ребята находят в песке. Они достают игрушку из песка и анализируют свой ответ полным предложением.
Воспитатель: -Ребята, мы расколдовали жителей морского дна.
- А что наши обитатели умеют делать? (приплыть, уплыть, переплыть, доплыть, отплыть, заплыть)
- Обыграйте действия рыбок в своей сказочной песочнице.
Рыба-молот переплыла через камни.
Рыба-меч заплыла за водоросли.
Дельфин подплыл к акуле.
Морской ёж доплыл до камней.
Акула отплыла от водорослей.
Касатка уплыла от рыбы-меч.
Физкультминутка.
-А сейчас мы покажем морским жителям и Царю Нептуну, что нужно делать, чтобы быть здоровыми, сильными.
(дети показывают движения, согласно тексту)
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
«Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока ,три хлопка,
Головою два кивка»
Появляется Царь Нептун и сообщает, что дети расколдовали не всех обитателей и предлагает ещё одно задание:
Подобрать схему к слову (деление слов на слоги)
Воспитатель показывает схему, а дети должны по схеме назвать обитателей, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога и 4 слога.
За правильный ответ на доске появляются слайды с изображением расколдованных морских обитателей.
Царь Нептун хвалит детей и приглашает ещё в гости.
Воспитатель: – Наше путешествие подходит к концу. Нам пора в детский сад. На прощанье мы подарим морским обитателям и Царю Нептуну свой танец.
Царь Нептун превращает детей на несколько минут в морских звёзд. И ребята под музыку танцуют.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Я думаю, что мы доставили большое удовольствие морским жителям и Царю Нептуну, и у нас с вами появилось много друзей. В детский сад мы тоже должны попасть с помощью волшебных слов.
В синем море мы бывали,
Много рыб мы там видали.
Пять, четыре, три, два, раз-
В детский сад пора сейчас!
(дети произносят волшебные слова , закрывают глаза, звучит шум прибоя)
Воспитатель: Вот мы и дома, вернулись в детский сад.
Итог занятия: Где были? С какой целью мы там оказались? Для чего это делали? Какие трудности вы испытывали при выполнение заданий? Что запомнилось больше всего?
Рефлексия:– Ребята, очень жаль расставаться с прелестью моря, но мы не будем грустить. Ведь мы увидели чудесную красоту, которую невозможно забыть.
А сейчас мы с вами в больших песочницах построим подводное царство Нептуна.
Составление коллективной картины на песке «Подводное царство»
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Дидактическая игра «Один, два, пять»
Цель: развивать умение образовывать словосочетание из существительных с числительными от 1 до 5
Оборудование: слайд-шоу «Морские обитатели»
Ход игры: На экране появляется картинка с изображением морского обитателя. Дети проговаривают словосочетание по этой картинке, но с числительными от 1 до 5
Например: Одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы и пять акул
Дидактическая игра «Найди морского обитателя»
Цель: формирование грамматического строя речи; развивать умение использовать предлоги в устной , а в последующем и в письменной речи.
Оборудование: игрушки морских обитателей, атрибуты на тему «Подводный мир» (водоросли, камни и т.д)
Ход игры: Дети выходят из-за столов и ищат игрушку морского обитателя.
Затем , каждый ребёнок , полным предложением, используя предлоги, рассказывает, где он нашёл подводного жителя.
Например: Я нашёл рыбу-мечь. Она была за водорослями.
Дидактическая игра «Подбери схему»
Цель: закреплять умения проводить звуковой анализ слов; сравнивать слова при чтении по схеме; закреплять понятие схема, модель
Оборудование: схемы на каждого ребёнка, индивидуальная песочница, маленькая игрушка морского обитателя.
Ход игры: Возле каждого ребёнка на столе лежит схема. Дети должны догадаться, к названию какого морского обитателя подходит эта схема.
Правильный ответ ребята находят в своих песочницах ( маленькая игрушка). Они достают игрушку из песка и анализируют свой ответ полным предложением.
Например:- Моя схема подходит к слову «дельфин».- Ребёнок опускает руку в песок и находит игрушку. – В песке я нашёл дельфина.
Дидактическая игра «Деление слов на слоги»
Цель: закреплять умение делить слова на слоги; развивать устойчивое внимание, приёмы анализа, самоконтроля, мелкой моторики, позитивного отношения к учебной деятельности.
Оборудование: схемы , слайд-шоу «Морские обитатели».
Ход игры: На доске появляется схема, а дети должны назвать морских
обитателей, названия которых подходит к этой схеме.
Список используемой литературы:
- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» ;
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР»;
- Петухова А.А. «Тематические дни в детском саду» .
Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-chast-4.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.
Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группе...
интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"
Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....
Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"
КОНСПЕКТинтегрированного занятия«Путешествие на морское дно»(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие) Конспект занятия «Путешеств...
" Путешествие к морскому царю"
Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...
" Путешествие к морскому царю"
Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...
Путешествие в Морское царство
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....
Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.
Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...