«Путешествие на морское дно»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Воропаева Ольга Владимировна

Закрепление знаний детей об обитателях морских глубин;

 Активизация и актуализация словаря детей по теме «Морские обитатели».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка организованной коррекционно-развивающей деятельности на тему : «Путешествие на морское дно»

в старшей возрастной категории для детей с тяжелыми нарушениями речи 

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о море, жизни морских обитателях; совершенствование грамматического строя речи через песочную терапию; формировать у дошкольников установку на здоровый образ жизни, используя здоровьесберегающие технологии и нетрадиционные методы.                                                                                                                

Задачи:

-  Закрепить знание детей об обитателях морских глубин;

-  Активизация и актуализация словаря детей по теме «Морские обитатели»;

- Совершенствование грамматического строя речи (словоизменение; согласование существительных, прилагательных и числительных; использование предметов);

- Развитие навыков звукового, слогового анализа и синтеза;

- Развивать умение понимать соответствие между количеством предметов и числом;  навык порядкового и обратного счёта;

- Обеспечить сохранение, укрепление физического и психического здоровья детей;

- Совершенствовать мелкую моторику по средствам песочной терапии;

- Развивать память, творчество, воображение;

- Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности;

 -Способствовать проявлению субъектной позиции ребёнка в речевом общении  со взрослыми и сверстниками;

- Воспитывать заботливое отношение к морским обитателям и чувство коллективизма.

Предварительная работа:

- просмотр видеофильма «Подводный мир», беседа о морских обитателях, отгадывание загадок о подводном мире, рассматривание картин, лепка и рисование животных морских глубин.

Здоровьесберегающие технологии:

- физкультминутка;

- дыхательное упражнение;

- пальчиковая гимнастика «Подводный мир»;

- песочная терапия;

- минутка покоя (дети закрывают глаза).

Принципы образовательной среды: содержательно-насыщенный (техническое оснащение (ИКТ),  игровое (персонажи Царь–Нептун) индивидуальные песочницы, 2 большие песочницы размером 90х70, маленькие игрушки ( морские обитатели, камешки, ракушки и т. д ),

картинки морских обитателей, игрушки морских обитателей, атрибуты на тему «подводный мир»( водоросли, камни и т.д), схемы на каждого ребёнка, костюмы «морских звёзд» (шапочки, нарукавники)

Взаимодополнения  образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

Виды деятельности и культурные практики  в соответствии с образовательными областями: коммуникативная, познавательная, игровая, слушание музыки, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора; культура общения.

Индивидуализация:

Контроль за полными ответами детей.

Проявление чуткости к эмоциональному состоянию детей.

Уважения личности ребенка.

Организационный момент:

Дети стоят полукругом около воспитателя (приветствие)

Доброе утро- улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее

Мы погладим лобик, носик и щечки

Будем все красивые, как в саду цветочки.

Разотрем ладошки сильнее, сильнее

А потом похлопаем смелее, смелее

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!

Воспитатель: В детский сад пришло звуковое письмо. Посмотрите, как вы думаете от кого оно? (на экране появляется Царь, на фоне бушующих волн)

Дети: Может это Царь моря, Царь Нептун.

Звучит голосовое обращение: Дорогие ребята! Я  Морской Царь. Мне очень грустно одному в подводном мире, давно не было гостей, которые интересуются морской пучиной. А я так люблю показывать и рассказывать морские чудеса»
Воспитатель: - Чем мы можем помочь Морскому царю? ( отправиться к нему в гости)

Воспитатель: - А как мы попадем  в морские глубины? (ответы детей)

Воспитатель: - А что нам может помочь опустится в глубины моря и увидеть его обитателей?

- Правильно, на морское дно можно опуститься и на подводной лодке, и с помощью акваланга, и на батискафе – специальный подводный аппарат для исследований на больших глубинах.

-Тогда мы отправляемся  на встречу с чудесами, которые приготовил нам Царь Нептун.

Итак, в путь. Пассажиры, занять места. Лодка готова к погружению.

Дети произносят слова:

               Детский сад наш изменился,

        В океан он превратился,

        Мы отправимся гулять,

                 Дно морское изучать!

Погружаемся. Музыка (звук погружения)

Воспитатель: Один, два, три - все плывём! Сейчас начнутся чудеса, нужно лишь смотреть во все глаза.

- Вот мы оказались в подводном мире, на морском дне.

А вы почувствовали какой морской свежий воздух? Мы сейчас подышим им
Дыхательное упражнение

Воздух мы сейчас вдохнем
Дышим носом, а не ртом
Плечи мы не поднимаем
Животом мы помогаем. (1-2 раза)

- Закрываем глаза и будет происходить волшебство(звучит шум моря ).

 -Открываем глаза и мы с вами оказались в морском царстве. А правит этим царством Царь Нептун.

Посмотрите, как здесь красиво, сколько морских рыб, водорослей!

(дети рассматривают картинки с изображением жителей морских глубин)

Д/и: «Кто в море живёт?»

- Ребята, я вам буду загадывать загадки, а вы отгадки ищите на картинках и отвечайте полным предложением.

Ребята отгадывают загадки о морских обитателях и находят их на картинке.

                 В рот ей палец не клади,

        За борт к ней не упади,

        Ведь она в один присест

        Жертву любопытства съест.

        (акула)

        Для неё волна-качели,

        И плывёт она без цели.

        Ниоткуда в никуда,

        Вся прозрачна, как вода.

        (медуза)

        Что за дивная лошадка?

        Очень странные повадки:

        Конь не сеет и не пашет

        Под водой с рыбёшкой пляшет.

        Назови его дружок:

        Рыбок друг…

        (морской конёк)

        Глубоко на дне она

        Словно на небе видна.

        Но не светит и не греет,

                    Потому что не умеет.

        (морская звезда)

        Груша с длинными ногами

        Поселилась в океане.

        Целых восемь рук и ног!

        Это чудо …        (осьминог)

        Остров с пальмой водяной,

        Поздоровайся со мной!

        Он обиженно пыхтит:

        «Я не остров! Я же ….(кит)

Воспитатель: - Ребята, а  каких ещё морских обитателей мы с вами можем увидеть на морском дне? ( крылатку, морского чёрта, рыбу-молот, рыбу-меч, наутилуса, морского ежа)

Дети показывают обитателей на картинке и отвечают полным предложением.

Пальчиковая гимнастика «Подводный мир»

Посмотри скорей вокруг! Делают ладошку у лба «козырьком».

Что ты видишь, милый друг? Приставляют пальцы колечками у глаз.

Здесь прозрачная вода. Разводят ладони в стороны.

Плывѐт морской конѐк сюда. Волнообразные движении ладонями вперѐд.

Вот медуза, вот кальмар. Опущенные вниз ладони обеих рук в форме шапочки двигают навстречу друг другу; скрестить ладони рук, широко

расставив пальцы в стороны.

А вот это – рыба шар. Соединить пальцы обеих рук в форме шара.

А вот, расправив восемь ног, Показывают тыльную сторону обеих ладоней и

перемещают их вверх, выполняя колебательные движения пальцами рук.

Гостей встречает осьминог.

Появляется на экране  Царь Нептун и просит помочь посчитать жителей своего царства.

Д/ игра  « 1, 2, 5» (согласование существительных с числительными).

Показ слайдов (крылатка, осьминог, морской конёк, электрический скат)

(дети считают морских обитателей)

Д/ игра  «Найди морского обитателя» (использование предлогов)

- Ребята, что-то тихо под водой, никого не видно. Наверно морские жители нас испугались и спрятались. Давайте их найдём и подружимся с ними.

(дети находят морского обитателя и отвечают полным предложением)

Я нашёл рыбу-молот. Она была в водорослях.

 Я нашёл рыбу- меч. Она была между камней.  

 Я нашёл электрического ската. Он был под камнями.

 Я нашла морского ежа. Он был на камне.

 Я нашла акулу . Она  была за водорослями.

 Я нашла касатку Она была перед черепахой.                                                                                                                                                                                                                                                                          

Воспитатель: - Ребята, сейчас мы  с вами опустимся на самое дно морское. Что на морском дне? (песок). Все вместе поплыли на дно.

Дети встают около столов и  имитируют движение пловца.

Все  усаживаются за столы. У каждого стоит песочница с песком.

Появляется Царь Нептун . Он хочет проверить, как дети готовы к обучению в школе, как знают морских обитателей. Царь заколдовал всех обитателей и ребята должны их расколдовать.

 Звуковой анализ (подобрать схему к слову).

Возле каждого ребёнка лежит схема.

Дети должны догадаться, к названию какого морского обитателя подходит эта схема. Правильный ответ ребята находят в песке. Они достают игрушку из песка и анализируют свой ответ полным предложением.

Воспитатель: -Ребята, мы расколдовали жителей морского дна.

- А что наши обитатели умеют делать? (приплыть, уплыть, переплыть, доплыть, отплыть, заплыть)

- Обыграйте действия рыбок в своей сказочной песочнице.

 Рыба-молот переплыла через камни.

 Рыба-меч заплыла за водоросли.

  Дельфин подплыл к акуле.

 Морской ёж доплыл до камней.

 Акула отплыла от водорослей.

  Касатка уплыла от рыбы-меч.

 Физкультминутка.

-А сейчас мы покажем морским жителям и Царю Нептуну, что нужно делать, чтобы быть здоровыми, сильными.

 (дети показывают движения, согласно тексту)   

      Рыбка рыбке говорила,

      Плавничками шевелила:

     «Чтобы быть здоровой, гладкой,

     Будем делать мы зарядку.

     Хлоп направо, хлоп налево,

    Мы стройны, как королевы!

    Будем хвостиком вилять:

   Раз, два, три, четыре, пять! 

   Два подскока ,три хлопка,

   Головою два кивка»

Появляется Царь Нептун и сообщает, что дети расколдовали не всех обитателей и предлагает ещё одно задание:

 Подобрать схему к слову (деление слов на слоги)

Воспитатель показывает схему, а дети должны по схеме назвать обитателей, в названии которых 1 слог, 2 слога, 3 слога и 4 слога.

За правильный ответ на доске появляются слайды с изображением расколдованных морских обитателей.

Царь Нептун хвалит детей и приглашает ещё в  гости.

Воспитатель:  – Наше путешествие подходит к концу. Нам пора в детский сад. На прощанье мы подарим морским обитателям и Царю Нептуну  свой танец.

Царь Нептун превращает детей на несколько минут в морских звёзд. И ребята под музыку танцуют.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Я думаю, что мы доставили большое удовольствие морским жителям и Царю Нептуну, и у нас с вами появилось много друзей. В детский сад мы тоже должны попасть с помощью волшебных слов.

                   В синем море мы бывали,

                  Много рыб мы там видали.

                  Пять, четыре, три, два, раз-

                  В детский сад пора сейчас!

(дети произносят волшебные слова , закрывают глаза, звучит шум прибоя)

Воспитатель: Вот мы и дома, вернулись в детский сад.  

Итог занятия: Где были? С какой целью мы там оказались? Для чего это делали? Какие трудности вы испытывали при выполнение заданий? Что запомнилось больше всего?

Рефлексия:– Ребята, очень жаль расставаться с прелестью моря, но мы не будем грустить. Ведь мы увидели чудесную красоту, которую невозможно забыть.

А сейчас мы с вами в больших песочницах построим подводное царство Нептуна.

 Составление коллективной картины на песке «Подводное царство»

                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ:

                 

                           Дидактическая игра «Один, два, пять»

Цель: развивать умение образовывать словосочетание из существительных с числительными от 1 до 5

Оборудование: слайд-шоу «Морские обитатели»

Ход игры: На экране появляется картинка  с изображением морского обитателя. Дети проговаривают словосочетание по этой картинке, но с числительными от 1 до 5

Например: Одна акула, две акулы, три акулы, четыре акулы и пять акул

        Дидактическая игра «Найди морского обитателя»

Цель: формирование грамматического строя речи; развивать умение использовать предлоги в устной , а в последующем и в письменной речи.

Оборудование: игрушки морских обитателей, атрибуты на тему «Подводный мир» (водоросли, камни и т.д)

Ход игры: Дети выходят из-за столов и  ищат игрушку морского обитателя.

Затем , каждый ребёнок , полным предложением, используя предлоги, рассказывает, где он нашёл подводного жителя.

Например:  Я нашёл рыбу-мечь. Она была за водорослями.

                                Дидактическая игра «Подбери схему»

Цель: закреплять умения проводить звуковой анализ слов; сравнивать слова при чтении по схеме; закреплять понятие схема, модель

Оборудование: схемы на каждого ребёнка, индивидуальная песочница, маленькая игрушка морского обитателя.

Ход игры: Возле каждого ребёнка на столе лежит схема. Дети должны догадаться, к названию какого морского обитателя подходит эта схема.

Правильный ответ ребята находят в своих песочницах ( маленькая игрушка). Они достают игрушку из песка и анализируют свой ответ полным предложением.

Например:- Моя схема подходит к слову «дельфин».- Ребёнок опускает руку в песок и находит игрушку. – В песке я нашёл дельфина.

        Дидактическая игра «Деление слов на слоги»

Цель: закреплять  умение делить слова на слоги; развивать устойчивое внимание, приёмы анализа, самоконтроля, мелкой моторики, позитивного отношения к учебной деятельности.

Оборудование: схемы , слайд-шоу «Морские обитатели».

Ход игры: На доске появляется схема, а дети должны назвать морских

обитателей, названия которых подходит к этой схеме.

Список используемой литературы:

- Алябьева Е.А. «Тематические дни и недели в детском саду» ;

- Нищева Н.В.  «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР»;

- Петухова А.А. «Тематические дни в детском саду» .

Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-po-leksicheskim-temam-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-chast-4.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группе...

интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"

Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"

КОНСПЕКТинтегрированного занятия«Путешествие на морское дно»(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие)  Конспект  занятия «Путешеств...

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

Путешествие в Морское царство

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...