ООД Развитие речи.Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» Подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мухамадеева Лилия Николаевна

ООД Речевое развитие в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_i.i.levitan.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Ход НОД:

Воспитатель: Дети, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с гостями. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого утра, а выдохните через рот все обиды и огорчения. А сейчас садитесь, пожалуйста, ровно  и  начинаем наше занятие с традиционной  речевки  « Наши умные головки…». 

Воспитатель: Чтобы определить тему  сегодняшнего занятия послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина: 

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной!

Воспитатель: -Дети, о каком времени года говорит поэт?

Дети.  Об осени.

Воспитатель. А именно о каком периоде осени?

Дети: О золотой осени.

Воспитатель. Правильно, а почему вы так решили.

Ответы детей.

 Воспитатель:

- Ах, как дивно сказал об осени  поэт! А как художники могут выразить свои чувства?

Дети:

- Нарисовать картину.

Воспитатель:

-  Правильно, художник выражает свои чувства с помощью красок. Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел, или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление, грусть. Он должен нарисовать так, чтобы мы узнали и деревья, и кусты, и реку.  С помощью красок он может передать время года, своё настроение. Но правильно говорить художники пишут картины.

Воспитатель:

Художники берут мольберты, краски и идут на природу. Одним из таких творцов был знаменитый русский художник- пейзажист Исаак Ильич Левитан (показ портрета). Как вы думаете, почему Левитана называют художником-пейзажистом? 

Ответы детей

Воспитатель: Я с вами совершенно согласна. Давайте сейчас внимательно  посмотрим на картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. Полюбуемся ею под «осеннюю» музыку, композитора Петра Ильича Чайковского. ( «Осенняя песнь» из цикла «Времена года»).
Дети слушают музыку и рассматривают картину.

Воспитатель: Какое время года изобразил Левитан и почему вы так думаете?
Дети. Я думаю, что на картине изображена осень, потому что на деревьях много жёлтой листвы.     Воспитатель: Подберите эпитеты, осень какая?

Дети: Нарядная, золотая, веселая, красивая, яркая, торжественная….

Воспитатель: Какое время суток изобразил художник?
Дети. Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.

Воспитатель: Что изобразил на своей картине Левитан?

Дети: деревья, луг, поля, реку.

 Воспитатель: Какие цвета использовал художник, чтобы отразить яркость осеннего дня?

Дети: Много желтых, оранжевых красок

Воспитатель: Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Дети: Теплые, радостные, веселые.

 Воспитатель: Золотая осень восхищала и радовала художника. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится?
Дети. Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень.
Воспитатель: Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Дети. Золотая пора. Спокойная осень. Добрая Волшебница.

Воспитатель: Сам Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень»

Воспитатель: А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя. Чтобы после нее детально рассмотреть картину и составить описательный рассказ.
Вот стоит осенний лес!                                 (выполняем круговые

В нём много сказок и чудес!                            движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб                               (влево – вправо)
Дятел сверху, тук да тук                                       (вверх – вниз)
Глазки ты закрой, открой.

 Поиграли мы с тобой!
 Воспитатель: Сели правильно, ноги подружили, руки положили, спину выпрямили.

Воспитатель: Посмотрите на переднем плане слева, т.е. близко к нам художник нарисовал на пригорке несколько деревьев.

 Воспитатель: Узнали вы их, что это за деревья?

 Дети: Березки

Воспитатель: Расскажите о них. Какие они?

Дети: Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних березках листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель: А что мы видим дальше?

Дети: Видна группа березок – роща

Воспитатель: Березовая роща пылает ярким костром осенних листьев. Отдельные  листочки на этих березках видны?

Дети: Нет

Воспитатель: Действительно, не видны, ведь деревья далеко, поэтому художник нарисовал их выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане. Листва написана общей массой, как огонь желто-оранжевый, коричневато-оранжевый цвет.

Воспитатель: Обратите внимание на траву, какого она цвета?

Дети: Зеленого.

Воспитатель: Посмотрите внимательно: зеленая ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. Благодаря этим оттенкам мы видим, что это осень.

Воспитатель:  А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Д. Речка.

Воспитатель:

- Да, речка. Перед нами она широкая, темно – синяя, а дальше, становится все уже и уже, и вода вдали становится все светлее и светлее.

Воспитатель: От чего это происходит?

Дети: в ней отражается белое облако на небе.

   Воспитатель:. А дальше, справа  от речки, на изгибе стоит одинокая берёзка, яркая, как «свечка». Напротив нее – дубовая роща. Какого цвета листва этих деревьев?

Дети: Зелено – коричневых деревьев. 

Воспитатель: Какой-то погасший, тускло-зеленый цвет увядания!

Воспитатель: А что изобразил художник на самом  дальнем  плане, на горизонте?

Дети: на горе чуть видны  зелёная  пашня, несколько домиков – маленькую деревеньку, а дальше – стена берёзок и лес.

Воспитатель: Чего больше на картине – неба или земли? Почему? О чем больше всего хотел рассказать художник?

Дети:

Воспитатель: Да, Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство земли с рекой, полями и лесами. Художник передал торжественную красоту золотой осени. Как она прекрасна на земле.  Вот так  художник рассказывает о своем отношение, чувствах к увиденному. Понравилась вам  изображение пейзажа в этой картине? Какое чувство возникло при ее рассмотрении?

Дети. Чувства радости, восторга от красоты осенней природы. 

Воспитатель: Предлагаю вам выполнить упражнение

Дидактическое упражнение «Прогноз погоды».

Воспитатель: Ребята! Если на улице ветер, то погода какая? (ветреная).

                                       Если идет дождь, то погода какая? (дождливая)

                                       Если на улице пасмурно, то погода какая? (пасмурная)

                                       Если на улице сыро, то погода какая? (сырая)

                                       Если на улице ненастье, то погода какая? (ненастная)

                                       Если на улице светит солнце, то погода какая? (солнечная)

 Воспитатель: А какая погода сейчас у нас за окном?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте сейчас составить план для описания пейзажной картины Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».

  1. Название картины и художника.
  2. Время суток и погоду.
  3. О наряде осенних деревьев.
  4. О траве на лужайке.
  5. О речке сужающей в дали.
  6. О виднеющихся вдали пашне и деревне.
  7. Свое отношение к работе художника.

Рассказы детей.

Рефлексия.  

Воспитатель 

                - По какой пейзажной картине мы сегодня составляли описательный рассказ?

                 - Кто запомнил автора - композитора музыкального произведения «Осенняя песнь»?

                 - Со стихотворения какого поэта мы начали наше занятие?

                 - Что вам понравилось на занятии?

                 - Какое настроение у вас после занятия?

Воспитатель:  Не надо грустить об уходящей осени, давайте просто ее  запомним, как  красивое время года в любую погоду.

 Мы видели и слышали, как осень была отображена в музыке, стихах и в живописи. Давайте с вами отобразим осень в танце. Танец так и назовем «Осенние фантазии»

(Включаем музыку)

По окончании занятия всем раздать листочки с новым стихотворением для заучивания его дома с родителями.

Давайте попрощаемся с нашими гостями: руки наши – ветки наши, вверх поднимем и помашем. Мы все, как дерево одно. И очень крепкое оно.

До свидания!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Данный конспект бедет полезен воспитателям подготовительных групп. Приобщать детей к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус. Учить детей составлять описател...

«Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком»

Цель: развивать связную речь.Задачи:Развивать творческое воображение; учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова; обогащать словарный запас определениями; развивать диа...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста. «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И. Шишкина «На севере диком».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи         с детьми старшего дошкольного возраста.«Рассказывание по картине. Составлен...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...

Конспект занятия по речевому развитию "Составление описательного рассказа по репродукции картины И.И. Левитана "Золотая осень"

Основная образовательная область: речевое развитиеИнтеграция образовательных областей: познавательное развитие,художественно-эстетическое развитиеФорма организации: фронтальная.Программное содержание:...