Занятие НОД в старшей группе « Марий Эл-Родина моя».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федотова Татьяна Григорьевна

В марийской народной песне поётся: Марийский край, Прекрасный край. И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю. Давайте и мы с вами отправимся в путешествие по нашей республике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mariy_el_rodina_moya.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17 «Дюймовочка» города Волжска Республики Марий Эл

               Занятие НОД  в старшей группе « Марий Эл-Родина моя».

                       

                                                                                 

                                                                              Составила: Федотова Т.Г.

                                   

г. Волжск, 2023.

            Занятие НОД  в старшей группе« Марий Эл-Родина моя».

      Цель: формирование познавательного интереса детей к своей республике Марий Эл.

Задачи

 образовательные:

1. Познакомить:

- с географическим положением РМЭ,

- достопримечательностями  г. Йошкар-Ола,

- с  традиционным  марийским национальным блюдом «Подкоголь»,

- дать ознакомительное представление  о национальном парке  «Марий чодра».

2. Обобщить знания детей о животном и растительном мире марийского края.

Развивающие: 

Развивать:

- представление детей о крае, в котором они живут.

-развивать нравственно-патриотические качества,

- желание активно изучать  историю, культуру, достопримечательности родного края.

 

Воспитательные:

- воспитывать:

- интерес к участию в общих игрaх,

-доброжелательное отношение к сверстникам.

-патриотические чувства к своей малой Родине, гордость за свою республику, любовь к месту, где живешь, её природе и традициям.

Создать положительный настрой к совместной деятельности;

Демонстрационный материал:

фотопейзажи республики Марий Эл, картины животных РМЭ,

герб и флаг республики Марий Эл, флаг и герб города Волжска, флаг города Йошкар – Олы, карта РМЭ., видеопрезентации.

(музыка для выхода)

Воспитатель: Салам лийже! (Здравствуйте!). Зовут меня Юлавий. На каком языке я с вами поздоровалась? А теперь попробуйте вы сказать. «Салам лийже!

    Сегодня хочу я вас пригласить в  путешествие по нашей малой Родине – Республике Марий Эл. 

Ребенок:

  У каждого листочка,

У каждого ручья

Есть главное на свете-

Есть Родина своя.

А там где мы родились,

Где радостно живем

Края свои родные…

Мы Марий Эл зовем.

             В марийской народной песне поётся: Марийский край, Прекрасный край. И действительно, он прекрасен. Среди лесов и полей раскинулись деревни и города. От деревни к деревне, из города в город пролегли дороги и тропинки, которые манят пройти и проехать по прекрасному марийскому краю. Давайте и мы с вами  отправимся в путешествие по нашей республике.

  На каком транспорте можно объехать нашу республику Марий Эл, чтобы увидеть красоту нашего края? (Примерные ответы детей: - на машине, на автобусе, на велосипеде, на поезде, на лодке и т.д). Очень хорошо!

    Итак, в путь ребята! С чего начинается путешествие? С изучения карты, маршрута. Давайте рассмотрим нашу карту.

        (карта РМЭ на экране). 

4 ноября 1920 года была образована Марийская Республика.

    А вы знаете, с какими республиками и областями граничит наша республика Марий Эл? Наша республика граничит с двумя республиками – Татарстан и Чувашия. А еще граничит с Нижегородской областью и Кировской. ( Показать на карте). В республике Марий Эл всего три города (Йошкар - Ола, Волжск и Козьмодемьянск) и 14 районов. Выделяют три группы мари – луговые, горные и восточные мари. В республике Марий Эл в основном живут «луговые» и «горные» мари,  у них языки тоже разные. Даже алфавит немного разный. Но все равно считают себя они единым народом.  Горные марийцы живут на правом берегу Волги, луговые — на левом, а восточные мари живут в Башкирии.  Народ мари относится к финно-угорским народам. МУЛЬТФИЛЬМ про  Марий Эл детям.

 У каждого государства, города есть своя символика. Какие  знаете государственные символы Республики Марий Эл ( ответы детей - герб, флаг, гимн). Давайте проверим, насколько вы знаете символику РМЭ.  Соберите,  пожалуйста, герб РМЭ и города Волжска.

 Игра «Собери герб РМЭ и герб города, в котором вы живете».

(Вопросы по игре).

1.Кто изображен на гербе РМЭ? (медведь)

2.Как называется город, где вы живете?  (Волжск).

3.Какая птица изображена на флаге города Волжска?  (серебряная скопа).

4. Столица РМЭ?

      Молодцы ребята!

     Я вам предлагаю посетить красивый, замечательный город Йошкар - Ола.         ( Сели в автобус).

     Как переводится Йошкар - Ола? (Красный город, красивый город).

А на какой  реке расположен город Йошкар -  Ола, вы знаете?

(На берегу реки Малая Кокшага расположена Йошкар - Ола. На марийском звучит Какшан. А переводится как два шага).

А давайте проедем по улице города. А кто-нибудь был из вас в этом городе? А что вам понравилось?  Вот мы и в городе Йошкар-Ола

         (Выходим из автобуса)

                ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ …).

   Город славится удивительно красивой архитектурой и необычными памятниками. Набережная Брюгге на р.Кокшага напоминает Бельгию, своими разноцветными домиками. Более 300 улиц и переулков, проспектов и бульваров, кинотеатры и театры, стадионы и дворцы спорта, дворцы культуры и музеи, и многое другое, чем мы гордимся и восхищаемся. Около 200 памятников истории и культуры есть в городе. Этот город удивительной судьбы, где гармонично соседствует старое и новое, остро ощущается время, идущее от прошлого к будущему.

 

Ребенок:  Йошкар-Ола не просто красный город,

                   Не просто: улицы, заводы и дома,

                   Йошкар-Ола мне по-иному дорог:

                   Как край родной, как Родина моя!

                (Садимся на стульчики)

Воспитатель: Ну что, давайте дальше путешествовать. А вот и следующая наша остановка.  Прислушайтесь. Что вы слышите? (звуки птиц). Мы с вами приехали в лес.  

      Остановка «Лесная» (картинки  леса). (Показ картин леса, озер, рек)

     Наша республика, край с удивительной красивой природой, богатый полями, озерами, реками, лесами. Главным достоянием нашего  марийского края является лес и занимает половину территории республики. Марийские леса славятся на всё Поволжье, это самый крупный лесной массив на Волге. Леса- главное богатство нашей республики, содержащий огромные запасы древесины, родной дом для множества зверей. Среди лесных обитателей самым крупным является лось. (Показ животных). Также в марийских лесах обитают кабаны, бурые медведи, рыси, волки, лисы, зайцы, куницы. В республике есть Национальный парк «Марий Чодра». Парк создан с целью охраны и восстановления природных объектов, для организации отдыха и туризма. А кто знает, как переводится  марий чодра? В переводе с марийского языка «Марий Чодра» означает «марийский лес». Ребята,  а давайте  мы понаблюдаем за животными национального парка «Марий чодра». (подходим к макету).  Посмотрите, вам не кажется, что здесь, что-то не так. Ничего не замечаете?

Ответы детей (Здесь животные, которых не должно быть у нас.)

Воспитатель: Почему они не могут жить у нас? (они могут жить только в тропических, теплых странах, где жарко). А у нас холодно, климат умеренный. Зима продолжительная и холодная. Весной и осенью бывают заморозки. Растительность у нас другая. А вот сейчас, я хочу проверить ваши знания, насколько хорошо вы знаете деревья РМЭ.

       

  Поиграем в игру «Растет, не растет». ( Если названное дерево растет у нас в республике, дети тянутся вверх, если не растет — приседают.)  (Береза, ель, пальма, авокадо, сосна, лимон, тополь, клен, мандарин, рябина, дуб, персик ).

Молодцы. Поиграли, отдохнули. Теперь можно ехать дальше.

         (Садимся в автобус). Проголодались. Я вам по секрету скажу, ребята, следующая остановка будет такая аппетитная. А вот и наша остановка «Марийская национальная кухня». 

Отгадайте загадку.

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

Ну, рассыпчата, вкусна! (картофель).

         (Показать корзину с  картошкой)

Правильно, картошка. А на марийском языке звучит так – паренге. Вот она, наша прекрасная картошка. Ребята,  а как ещё называют картошку в нашей республике? (вторым хлебом).

Скажите пожалуйста, а какие же блюда можно приготовить из картошки ( ответы детей). Вот сколько разнообразных блюд можно приготовить из картофеля.

 А вы знаете, какое самое популярное национальное блюдо у нас в республике. Это подкоголь. Подкоголь – традиционное марийское блюдо, которое готовится из теста и картофеля. Это блюдо имеет давнюю историю и является одним из самых популярных  блюд в Марий Эл. А сейчас стали одним из символов марийской культуры, даже есть памятник подкоголю.

 Поэтому, не зря говорят, что картофель- второй хлеб.

Ребята, посмотрите, какая картошка выросла на наших марийских полях ( чугунок и картошка). Хотите с ней поиграть? Становитесь быстрее в круг, давайте возьмемся за руки.  Напомню правило игры. Наша картошка очень горячая, мы будем передавать её под музыку, по кругу. У кого картошка останется в руках, и на ком остановится музыка – должен будет станцевать, но перед этим положить картошку в чугунок.(2-3 раза поиграть). Игра называется «Горячая картошка» = « Шокшо паренге». ( музыка). (Садимся в автобус).

  Вот и наше путешествие подошло к концу, пора возвращатся обратно в садик.  Ну вот, мы и в садике. Ребята, вам понравилось путешествовать по марийскому краю? А что вам понравилось  больше? (ответы детей). Посмотрите, у нас в группе тоже есть макет СПАССКОЙ башни.

У нас в республике столько замечательных мест, следующий раз мы отправимся в музей. 

Я предлагаю вам еще раз посмотреть и послушать песню про марийский край. (Просмотр видео). 

«Нет земли краше, чем Родина наша» пословица гласит.

Берегите и любите свою Родину: большую и малую. Если все мы будем беречь и заботиться, то наша Родина будет с каждым годом все краше и милее. Мне пора с вами расставаться.

Любите родную природу.

Озера, леса и поля.

Ведь это же, наша с тобою,

навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, дети все вместе

Мы к ней относиться добрей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "Наша Родина - Россия".

Уточнять значения слов «Россия, Русь, Родина, страна».Воспитывать любовь к Родине, ее  народу, традициям и обычаям....

Конспект занятия в старшей группе «Моя малая Родина»

Конспект занятия в старшей группе «Моя малая Родина»Программное содержание:·         Закрепить знание о малой Родине и профессиях нашего края;·...

Методическая разработка интегрированного занятия в старшей группе «Моя малая родина – цветущий край Донской»

Конкурсное задание первого (заочного) тура областного конкурса«Учитель года Дона - 2017» в номинации «Воспитатель»«Педагогическая находка»...

Конспект познавательного занятия для старшей группы «Моя малая родина»

Цель: • расширить знания детей о родном крае; • развивать исследовательские способности детей; • развивать умение составлять небольшие рассказы; • продолжать учить детей работать в коллективе друж...

Открытое итоговое занятие в старшей группе Моя Малая Родина-Республика Алтай

Обобщать и закреплять знания детей, о родном крае ,о его  природе ,быте  коренного народа Республики Алтай. Формировать знания о значении и содержании красной книге....

Конспект занятия в старшей группе "Символы моей Родины"

Занятие по патриотическому воспитанию с старшей группе "Символы моей Родины"...

Конспект занятия в старшей группе !Что мы Родиной зовем"

Дать представление о том , что такое Родина , малая Родина. Учить детей любить свою малую Родину , беречь ее ....