Проект. « Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников».
проект по развитию речи
«Театральная деятельность в детском саду вводится не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков». ( А. П. Ершова)
Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация – самый распространенный вид детского творчества. Но театрализация доставляет детям не только радость, она развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teatralizatsii.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17 «Дюймовочка» города Волжска Республики Марий Эл
Проект. « Театрализованная деятельность, как средство развития речи дошкольников».
Составила: Федотова Т.Г.
г.Волжск, 2023.
Проект. « Театрализованнная деятельность, как средство развития речи дошкольников».
«Что такое театр? Это чудо, способное развивать в ребёнке творческие задатки, стимулировать психические процессы, совершенствовать телесную пластичность, формировать активность»
К. С. Станиславский
Актуальность кружка.
«Театральная деятельность в детском саду вводится не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, отработка речевых и поведенческих навыков». ( А. П. Ершова)
Занятия с детьми театрализованной деятельностью – одна из форм образовательного процесса в детском саду. Театрализация – самый распространенный вид детского творчества. Но театрализация доставляет детям не только радость, она развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребёнка, формированию личностной культуры, развитию социальных навыков.
Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследователи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие др.
Цель: – приобщение детей дошкольного возраста к искусству музыкального театра, развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.
Задачи:
Учить:
-навыкам общения и коллективному творчеству;
-пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
Развивать:
- познавательный интерес к театральной деятельности;
-умение свободно держаться на сцене;
- зрительное и слуховое внимание,
- память, наблюдательность, находчивость, фантазию,
-воображение, образное мышление;
- музыкальный слух, певческие навыки.
-чувство ритма и координацию движений.
-пластическую выразительность и музыкальность.
-умение пользоваться разнообразными жестами.
-эстетические способности детей.
Знакомить:
- с театральной терминологией, видами театрального искусства.
воспитывать
- культуру поведения в театре;
- интерес к музыкально-художественной деятельности.
Продолжительность реализации проекта -1год.
Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы и их родители.
Планируемые результаты кружка.
- владение элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра музыкального театра:
умением свободно держаться на сцене, согласованно действуя с другими детьми;
театральной терминологией;
-создание образов различного характера, пластически, интонационно и музыкально выразительное исполнение ролей,
- создание драматических импровизаций на темы знакомых произведений;
- развитие стремления к познанию нового;
- владение высоким уровнем зрительской культуры, восприятие произведений разных жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.)
- формирование волевых качеств характера посредством систематичности в работе, целеустремлённости;
- повышение самооценки
Итоговый результат: показ сказки «Дюймовочка» в ДОУ для детей и для родителей. Участие детей в конкурсах чтецов.
Основные направления кружка.
1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
2. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
3. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
4. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
5. Работа над спектаклем » – базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля и включает в себя следующие этапы:
1 этап – выбор инсценировки и обсуждение её с детьми.
2 этап – деление пьесы на эпизоды.
3 этап – работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4 этап – знакомство детей с музыкальными произведениями, которые целиком или в отрывках будут звучать в спектакле.
5 этап – это постепенный переход собственно к тексту пьесы. Один и тот же отрывок повторяется разными исполнителями.
6 этап – работа над ролью.
7 этап – репетиция отдельных картин в разных составах.
8 этап – в этот период проходят репетиции всей пьесы целиком.
9 этап – премьера спектакля.
Формы работы:
Театрализованные игры.
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение литературы.
Организация спектакля.
Методы и приёмы:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный;
-практический;
-игровой.
Средства:
Обеспеченность занятий музыкальным сопровождением (магнитофон, телевизор, ноутбук);
Наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.);
Разные виды театров – фланелеграф, пальчиковый, настольный, теневой театр, театр кукольный бибабо, конусный театр.
Музыкально-драматические сценарии, литературные произведения, иллюстрации.
Взаимодействие с родителями.
Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.
Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.
В процессе творческого взаимодействия с ребенком прежде всего мы озабочены процессом воспитания, а не обучения. А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от нас особого такта, знаний и терпения.
Основные формы работы с родителями:
Беседа – консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка).
Творческие мастерские (изготовление атрибутов для спектакля).
Анкетирование.
Совместные походы на спектакль.
Экскурсия в ДК АО МБЦК.
Дни открытых дверей.
Совместные литературные вечера.
День открытых дверей для родителей.
Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
Консультации для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Театрализованные игры - путь к детскому творчеству», «Как поддержать интерес к театру».
Почему я выбрала именно театрализацию.
Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином процессе.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми
- В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Наши достижения. Наши победы на конкурсах чтецов.
Конкурс чтецов. (Бабаева Я., Кораблёва П.,Сорокина А).
Участие наших игрушек на конкурсах.
Наша сказка Дюймовочка (показ театрализованной постановки родителям).
Используемая литература:
1.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.
М.Творческий центр, 2009.
2.Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2-5лет.
Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и
спектаклей. М., 2007.
3.Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
4.Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.
М. 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование художественной литературы в театрализованной деятельности и развитии речи дошкольников. Интеграция видов деятельности (из опыта работы воспитателя Чепановой А.М.)
Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей....
Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слуш...
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельность помогает развитию речи детей...
«РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность....
Семинар-практикум для воспитателей "Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников"
Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймешь, сделай – и ты научишься. Цель: Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая деятельнос...
Статья. "Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольника
Роль театрализованной деятельности в полноценном развитии речи детей дошкольного возраста....
Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольников
Важность театрализованной деятельности в развитие речи дошкольниковДля развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и...