Работа над выразительностью речи детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Система работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_vyrazitelnostyu_rechi.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы над выразительностью речи детей дошкольного возраста

      Речь грамотного человека должна отличаться четкостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Поэтому обучение дошкольников интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса развития речи.

      Работа над выразительностью речи носит комплексный характер: она включает в себя отработку внешней выразительности (интонация, голос,…) и обогащение словарного запаса различными выразительными средствами (сравнение, эпитет, многозначные слова, синонимы, антонимы,…). Воспитанное с раннего возраста «чувство слова», его эстетической сущности, выразительности на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создает возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

      Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.

      Понятие «выразительность речи» включает в себя вербальные (лексика, синтаксис, интонация) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Очень важным обучающим фактором является речь самого воспитателя, т.к. именно она является для ребенка образцом для подражания, основным источником речевого развития. Кроме того, обогащение и активизация речи ребенка производится в ходе специальных бесед, игр, игровых упражнений, которые могут быть спланированы заранее или возникнуть стихийно.

Задачи учебно-воспитательного процесса по формированию выразительности речи:

- развитие психических процессов (восприятие, воображение, фантазия, внимание)

- развитие психофизических способностей (мимика, жесты)

- расширение словарного запаса

- работа над интонационной выразительностью речи

- совершенствование диалогической и монологической форм речи

- формирование умения связно и выразительно пересказывать тексты без помощи взрослого

- воспитание культуры речевого общения.

Система работы над выразительностью речи:

1 этап – выработка речевого дыхания

Дыхание – это основа нашей речи. От него зависит чистота, правильность и красота голоса. Часто дети имеют ослабленные вдох и выдох, говорят тихо, не могут произнести длинную фразу. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, т.к. дети во время произнесения фразы вынуждены добирать воздух. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они говорят на вдохе, от чего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Научив ребенка правильно дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы создаем необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением и плавностью речи.

2 этап – развитие чувства ритма

Для развития чувства ритма можно использовать следующие виды работы:

- слушание музыкальных произведений,

- обучение воспроизведению мелодии хлопками, постукиванием,

- выполнение движений под музыку,

- инсценировка потешек, песенок, стихов,

- рисование узоров из чередующихся элементов, симметричных композиций,

- вырезание бумажных снежинок,

- подбор рифмующихся слов ( и наоборот – исключение лишнего слова из ритмического ряда)

3 этап – знакомство с интонацией  (повествовательная, вопросительная, восклицательная)

4 этап – работа с голосом – учить детей пользоваться громким, тихим, низким, высоким и т.д. голосом в зависимости от ситуации.

5 этап – тренировка дикции – четкое произнесение звуков, слов, предложений, текстов.

6 этап – работа над логическим ударением – выделение смысловых слов в тексте.

7 этап – формирование образно-выразительных средств речи – знакомство с потешками, пословицами, поговорками, загадками, сказками, скороговорками, чтение стихов, подбор эмоциональной лексики описаниям явлений природы.

Роль фольклора в развитии выразительности речи:

- Пословицы и поговорки учат ясно, лаконично, образно выражать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Кроме того, они и скороговорки – незаменимый материал для работы над дикцией.

- Загадки – обогащают словарь детей за счет усвоения многозначности слов, формируют представление о переносном значении слов.

- Сказки. Слушая и пересказывая сказки, ребенок проникается гармонией русского слова, учится связывать слово с действием, с образом.

        Привычку к выразительной речи можно воспитать в ребенке, привлекая его к выступлениям перед аудиторией. В этом большую помощь может оказать театрализованная  деятельность. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, грамматический строй, выразительность. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку.

        Кроме того, важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни: им нужно показать, как приветливо и радушно приглашают и встречают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми. В играх «Магазин», «Почта» и т.п. закрепляются слова вежливых обращений, мягкого, приветливого тона разговора.

        Таким образом, выразительность речи тесно связана с культурой поведения ( нормы поведения в разных общественных местах).

        Формирование выразительности речи у дошкольников осуществляется в игре и с помощью отдельных игровых действий, т.к. в игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои творческие возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"

Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....

Обобщение педагогического опыта на тему "Дидактическая игра как средство формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"

В данной методической разработке представлена авторская методика диагностики средств речевой выразительности удетей дошкольного возраста, этапы работы в данном направлении. Авторская разработка серий ...

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...

Методическая разработка "Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста".

Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Забота о своевременном формировании ...

Активизация выразительности речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы

Систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средство развития речи, а также правильно организованной работы определяет возможность эффективного и плод...

Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по теме: "Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"...

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста

Выразительность речи является важной стороной развития связной речи. Выразительность – это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использовани...