Отчёт по самообразованию по теме: «Художественная литература как средство развития речи дошкольника»
материал по развитию речи (средняя группа)

Мелёхина Наталья Николаевна

Цель и задачи по теме самообразования "Художественная литература как средство развития речи дошкольника" Реализация плана. Итог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoobrazovaniyu_2021_-_2022.docx23.12 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

по теме: «Художественная литература

как средство развития речи дошкольника»

2021 – 2022 уч.г.

Воспитатель: Мелёхина Наталья Николаевна

Цель работы по теме самообразования: способствование развитию

речи,  а так же формированию нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественных произведений.

Задачи:

- проанализировать методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;

- подобрать художественную литературу, способствующую духовно-нравственному воспитанию детей;

- развивать у детей умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев, давать оценку своему поведению;

- вызвать интерес у родителей к совместной работе в данном направлении.


Предполагаемый результат:

  1. Формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках, одобряемом и порицаемом поведении, этических нормах, правилах взаимодействия в социуме.
  2. Развитие речи у детей        и  интереса к чтению художественной литературы.
  3. Позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и  самому себе; потребность и готовность проявлять сострадание и  соучастие.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

На протяжении всего учебного года в средней (разновозрастной) группе проводились вечера литературного чтения. Для чтения детям я подбирала как произведения рекомендованные программой «Детство», так и непрограммные произведения.

Я стараюсь читать детям книги, красиво оформленные, с цветными иллюстрациями, тем самым поддерживая интерес к книге.

В сентябре 2021 года я занималась подбором, изучением и анализом методической литературы по теме. Подбором художественной литературы для чтения детям.

Знакомила детей со стихами на осеннюю тематику.

В октябре с детьми прочли произведение Барто А. «Шла вчера я по садовой», Прокофьева С. Л.  «Сказка о невоспитанном мышонке». Цель:

  1. Углубление и расширение представлений о вежливости.
  2. Развитие интереса к поучительной истории, к книге.
  3. Воспитание дружелюбия.

В ноябре 2021года с детьми проли сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», «Лиса и козел», «Про Иванушку дурачка», «Лисичка со скалочкой». 

Цель:

  1. Углубление представлений детей об авторских и русских народных сказках;
  2. Способствование развитию положительных эмоций путём сопереживания сказочным персонажам;
  1. Разъяснение сущности моральных норм. 

Декабрь        Л. Воронкова «Хитрый снеговик», А. Барто «Ёлка», З. Александрова «Птичья ёлка».

Продолжение формирования у детей понятий смены времён года;

1.        Способствование развитию произвольного внимания;

2.        Воспитание желания вести себя в соответствии с нормами морали и нравственности.

Январь        А. Мусатов  «Откуда хлеб пришёл»; Я. Таяц «Все здесь», «Моя мама пахнет хлебом».

1.        Ознакомление детей с процессом изготовления хлебобулочной продукции;

2.        Способствование развития положительных эмоций путём сопоставления произведений с реальностью;                                              

3.        Воспитание желания трудиться.

Февраль        Русская народная сказка «Жихарка»; авторская сказка Ш. Перро «Красная Шапочка».

1.        Ознакомление с русскими народными и авторскими сказками;

2.        Развитие эмоционального отношения детей к сказочным персонажам;

3.        Воспитание культуры поведения с незнакомцами

Март        Л. Квитко «Бабушкины руки», С. Михалков «А что у вас?», Е. Благинина «Вот какая мама», М. Карим «Эту песню мама пела», С. Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке».

1.        Расширение представления детей о празднике 8 марта;

2.        Развитие желания помогать своим мамам;

3.        Воспитание чувства гордости за свою маму.

Апрель        В. Маяковский «Кем быть»,

С. Михалков «Дело было вечером».

1.        Ознакомление детей с новыми профессиями;

2.        Развивать желание трудиться;

3.        Воспитание чувства патриотизма.

Май        Т. Шорыгина «Моя корова», Е. Чарушин «Собака», Е. Благинина «Щенок», Л. Толстой «Котенок»,  В. А. Сухомлинский «Старый пес», С. Маршак «Усатый – полосатый».

1.        Ознакомление детей с жизнью животных;

2.        Развитие желания помогать и защищать домашних животных;

3.        Воспитание бережного отношения ко всему живому.

В начале мая был проведён вечер памяти, на котором детям читала произведения о Родине, Великой Отечественной войне, её героях.

РАБОТА С СЕМЬЁЙ

Было рекомендовано приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»

Индивидуальная работа с родителями: Практические советы «Как подружить ребёнка с книгой».

Консультация для родителей «Роль книги в нравственном воспитании детей».

Оформление выставки книг для родителей.

Памятка «С какими книгами лучше дружить дошколятам».

Выставка совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки».

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ

В сентябре я подбирала произведения для чтения детям в соответствии с темами периодов.

В феврале я провела косультацию для педагогов «Система работы учреждения по приобщению воспитанников к художественной литературе и чтению, как условие достижения целевых ориентиров дошкольного возраста»
В апреле - мае с родителями и детьми провели акции «Буккросинг» и фотовыставку «Селфи с книгой»

Также в мае мной был подготовлен отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Вывод:

В результате изучения темы «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников» я пополнила свои теоретические знания, глубже познакомилась с методами, приёмами и способами работы через которые можно воспитывать у детей ценностное отношения к художественной литературе, использование которой способствует развитию речевой активности детей и успешно их применила на практике.

Проводимая мной работа является методической основой для дальнейшей работы по самообразованию.

На следующий год планирую разработать недели детских писателей, создание книжек – малышек по их произведениям и литературные вечера.

Тема для семинара – практикума  для педагогов МБДОУ

Мини - музей

выставка

Смотр - конкурс

Семинар-практикум «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»

 

«Любимая книга нашей семьи»

«С какими книгами лучше дружить дошколятам»

Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Чему нас учат сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы как средство развития речи дошкольников!

Как художественная литература влияет на развитие речи дошкольников!...

Художественная литература как средство развития речи дошкольников

Художественная литература, действенное средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, в силу своей эмоциональности и образности. Литература оказывает большое влияние на развитие...

Отчёт по самообразованию по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников"

Предложенный материал заинтересует воспитателей дошкольных учреждений, использующих в своей работе художественную литературу, как средство развития речи дошкольников....

План работы по самообразованию на 2020-2021 учебный год. Тема: «Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников»

План работы по самообразованию воспитателя детского дома дошкольной группы по теме: "Использование художественной литературы как средства развития речи дошкольников". В плане представлены фо...

«Инновационные технологии ознакомления с художественной литературой как средства развития речи дошкольников»

Данный материал познакомит с инновационными технологиями ознакомления с художественной литературой как средством развития речи детей дошкольного возраста.Инновационные технологии – это система м...