Конспект по развитию речи В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Фадеева Ольга Сергеевна

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Яблоко и рассвет44.62 КБ
Файл презентация1.58 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа

В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.

Ход занятия

Воспитатель:

- Посмотрите, что я вам принесла. Правильно, это яблоки.

Рассмотрим яблоки:

Какие они по внешнему виду? (красивые, разного цвета, желтые, красные, зеленые)

По размеру? (Большие, маленькие, огромные)

По запаху? (ароматные, душистые)

По вкусу? (вкусные, сладкие, сочные, нежные)

«Сегодня я прочитаю вам рассказ, который написал Василий Сухомлинский. Называется рассказ «Яблоко и рассвет»

«Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, медом.

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони.

– Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко.

– Нет, – ответил дедушка, – яблоко достанется тому, кто придет в сад на рассвете и часок поработает: нальет пчелам воды, срежет сухие веточки.

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень.

Наконец все-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было еще темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчелам воды, срезал сухие веточки.

Взошла утренняя звезда. Подошел Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете.

– Ну что ж, теперь яблоко твое. Срывай, – сказал дедушка.

– Нет, дедушка… Лучше завтра.

– Почему?

– Хочу еще раз увидеть рассвет.»

Объяснение фразеологических оборотов «Обьяснялки»

- не мог отвести глаз –долго смотрел, любовался. Когда так говорят? (когда видят что-то красивое или удивительное)

- не мог одолеть – не мог победить, побороть. Когда так говорят? (когда у человека не хватает сил или желания побороть: страх, болезнь, врага, лень)

- собрался с силами – накопил сил, заставил, решился что-то сделать. Когда так говорят? (собрался с силами и убрал игрушки)

- дух захватило – стало трудно дышать (от восторга, удивления)

Повторное чтение рассказа.

Беседа по вопросам:

Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша)

Куда приходил Миша? (в сад к дедушке)

Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом)

Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра)

Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился)

Что увидел Миша на яблоне, когда пришел в сад?

Каким яблоко было? (как небо на рассвете – розовым)

Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

- Если мы сможем составить план рассказа, то и пересказывать нам будет легче.

- Помните, с чего начинается рассказ? Как можно кратко назвать эту часть рассказа?» Я вам помогу. Вот смотрите как я подобрала картинки к 1 части рассказа.

Правильно, молодцы «В саду у дедушки Корнея».

- А что же увидел Миша в саду? Как развивалось дальше действие?

Как назвать вторую часть рассказа?

Посмотрите, следующая картинка вам подскажет - «О чем мечтал Миша»»

- Почему Миша не мог прийти в сад? Что ему мешало?

Третья картинка. «Миша победил лень»»

- Получил мальчик заветное яблоко? А когда это яблоко стало не белым, а розовым? 

(Когда взошла утренняя звезда.)

План у нас составлен. Теперь я прочитаю рассказ еще раз, чтобы вы лучше его запомнили».

Раздаю детям иллюстрации

Рассказ по опорным картинкам

Пересказ «Змейкой» (последовательно, друг за другом)

Вопросы к детям:

Что понадобилось Мише, чтобы сорвать яблоко (потрудиться-налить пчелам воды, срезать сухие веточки)

Какие пословицы вы знаете о труде?

-Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

(если человек ни чего делать не будет то она будет болеть)

Угощение детям.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пересказ рассказа Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Слайд 2

Яблоко и рассвет Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом. А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки. Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки. Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 3

Вопросы: Как звали дедушку, внука? (Корней, Миша) Куда приходил Миша? ( в сад к дедушке) Чем угощал дед внука? (яблоками, грушами, медом) Что такое рассвет? (это время перед восходом солнца, начало утра) Почему мальчик не мог прийти в сад на рассвете? (ленился) Что увидел Миша на дереве, когда пришел в сад? Каким яблоко было? ( как небо на рассвете – розовым) Почему мальчик не стал рвать яблоко? (еще раз захотел увидеть рассвет)

Слайд 4

План рассказа: В саду у дедушке Корнея .

Слайд 5

План рассказа: 2. Миша победил лень .

Слайд 6

План рассказа: 3. Взошла утренняя звезда.

Слайд 7

Пересказ рассказа по опорным картинкам Маленький Миша часто приходил в сад к дедушке своему Корнею. Угощал дед внука вкусными яблоками, грушами, мёдом.

Слайд 8

А Миша не мог отвести глаз от огромного, белого, нежного яблока, которое светилось на самой верхушке одной яблони. - Дедушка, милый, разрешите, я залезу и сорву вон то яблоко. - Нет, - ответил дедушка, - яблоко достанется тому, кто придёт в сад на рассвете и часок поработает: нальёт пчёлам воды, срежет сухие веточки.

Слайд 9

Сколько раз собирался Миша прийти в сад на рассвете, но не мог одолеть лень. Наконец всё-таки собрался с силами, открыл глаза, когда было ещё темно, отбросил подушку и побежал к дедушке в сад. Налил пчёлам воды, срезал сухие веточки .

Слайд 10

Взошла утренняя звезда. Подошёл Миша к яблоне с заветным яблоком, и у него дух захватило. Огромное яблоко на самой вершине было уже не белым, а розовым, как небо на рассвете. - Ну что ж, теперь яблоко твоё. Лезь и срывай, - сказал дедушка. - Нет, дедушка… Лучше завтра. - Почему? - Хочу ещё раз увидеть рассвет.

Слайд 11

Итог Вопросы к детям: Яблоко в рассказе было … (огромное, белое, нежное, розовое) А, какие яблоки встречались вам? Какие сорта яблок вы знаете? 2. Угощение детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД «Развитие речи» Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

ТЕМА: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»ЦЕЛЬ: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.ЗАДАЧИ:1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:Продолжать учить содержательно,...

Конспект НОД по развитию речи на тему «Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет» (для детей подготовительной группы)

Конспект непрерывной образовательной деятельности будет полезен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"

Конспект организованной образовательной деятельности "Перессказ рассказа В. Сухомлинского "Яблоко и рассвет"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе и пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»

Цель: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.Задачи:1. Обучающие:Продолжать учить содержательно, связно и выразительно пересказывать литературный текст.2....

План - конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»»

План - конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы....