Конспект НОД "Деревья" по речевому развитию в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Черных Елена Васильевна

Конспект НОД предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности.Систематизируем и закрепляем знания детей по лексической теме "Деревья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД "Деревья" по речевому развитию в средней группе

Цель: систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Деревья».Обобщить и расширить словарь детей по теме. Уточнить знания о деревьях. Развивать умение согласовывать существительное и глагол.

Задачи:

Образовательные

  • Закрепить названия деревьев, их строение, внешние признаки.
  • Учить детей различать деревья по внешним признакам.
  • Образовывать прилагательные от существительных;

Развивающие

  • Развивать звуковую культуру речи и обогащение словаря.
  • Развивать слуховое внимание, память, координацию речи с движением.
  • Учить образовывать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Воспитывающие

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Кукла Лесовичок, картинки с изображением листьев разных деревьев, иллюстрации разных деревьев, гербарии листочки с различных деревьев, мнемотаблица «Деревья».

Ход НОД

В. Ребятки к нам на занятие пришел старичок- лесовичок.

Я в городе большом

Сегодня заблудился,

Поэтому с визитом

Немного припозднился!

Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок!

Лесной вам привет!

Д. Здравствуйте!

Я пришел вас навестить,

В гости к другу пригласить -

В таинственное царство,

В лесное государство!

Очень богатое царство мое,

Несет красоту, и добро, и тепло!

Мой волшебный, мудрый лес

Полон сказок и чудес!

Ребята, послушайте загадку:

Есть главные жители в царстве моем.

А как же мы жителей этих зовем? (Деревья.)

А царство мое как называется? (Лес.)

Дети, а вы сказки и чудеса любите? (Да.) Вы хотите отправиться вместе со мной в сказочный лес? (Да.) Тогда нужно выполнить задания.

В лес мы поедем на поезде. Занимайте места в вагончиках. Осторожно, двери закрываются. (Ходьба по кругу. Построение «поезд».) Вытянутые руки согнуть. Итак, мы отправляемся в путь!

Д. Ш-Ш-Ш-Ш (губы колесом).

Застучали колеса: Так – так – так – так – так… (меняется темп, сила голоса, высота). Наш поезд проноситься через поля, луга и вот зеленый лес встает впереди. Мы приехали на станцию Лесная! Выходим из вагонов! А сейчас возьмемся все за руки, и снова в путь! Мы идем по узенькой тропинке (ходьба змейкой между «кочками», перепрыгиваем через валежник, вот мы и пришли в лесное государство, в мой волшебный мудрый лес!

Послушайте пожалуйста стихотворение

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

О чём это стихотворение? (о дереве.)

В. Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо листьев иголки, называемые «хвоей». Зимой лиственные деревья опадают, а хвойные — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т. д.)

— Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница, пихта.)

— Где растут деревья? (в лесу, парке, саду, на газонах, и т. д.)

— Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

В. Ребятки вы, наверное, устали, лесовичок предлагает вам немножко поразмяться.

Физкультминутка «Деревья»

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед –

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да, когда же отдых будет? (Вращение туловищем)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

Подбор слов-признаков

В. Ребятки, скажите, с какого дерева эти листочки? показывает картинки с изображением листьев разных деревьев.

— Лист клена. Лист какой? — Кленовый.

— Лист березы …

— Лист липы …

— Лист тополя…

Игра «Один – много».

Одна ветка осины – много веток осины.

Одна ветка липы – много веток липы.

Одна ветка рябины – много веток рябины.

Одна ветка дуба – много веток дуба.

Одна ветка клёна - много веток клёна.

Одна ветка сосны – много веток сосны.

Игра «Догадайся, какое слово будет последним в предложении?»

(образование простой сравнительной степени прилагательного).

Берёза тонкая, а рябина ещё тоньше.

Липа высокая, а клён ещё (выше).

Сосна пышная, а ель ещё (пышнее).

Ива красивая, а берёза ещё (красивее).

Рябина нарядная, а ель ещё … (наряднее).

Осина яркая, а рябина ещё (ярче).

Берёза стройная, а осина ещё (стройнее).

Тополь старый, а дуб ещё (старее).

Клён мощный, а дуб ещё (мощнее).

Дуб зелёный, а берёза ещё (зеленее).

Клён молодой, а осина ещё (моложе).

У липы ствол толстый, а у дуба ещё (толще).

Дидактическая игра «Скажи ласково»

Ель – ёлочка.

Сосна – сосенка.

Береза – березка.

Иголка – иголочка.

Ветка – веточка.

Шишка – шишечка.

Игра «Что такое лес?»

В. Какую пользу приносят деревья человеку? (ответы детей)

Деревья очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые - дают вкусные съедобные плоды. Спиленное дерево- это строительный материал: из высушенных стволов делают доски, фанеру, мебель, игрушки, бумагу. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь. Надо охранять деревья, заботиться о них, иногда ласково с ними разговаривать, а весной вместе с родителями сажать молодые деревца.

Лес – это наше богатство. Берегите лес!

Рефлексия:

 Лесовичок прощается с нами. А вам понравилось наше путешествие? О чем мы говорили на занятии?

Ай да молодцы! Все деревья узнали! А что же - мы еще в лесу?

Нужно возвращаться!

Мы на миг закроем глазки,

Открываем - мы не в сказке.

В детский сад вам всем пора! До свиданья, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательным областям «Познавательное развитие» и «Речевое развитие» в средней группе с элементами ТРИЗ. Тема: «По тропинкам любимых сказок»

В конспекте представлена непосредственно образовательная деятельность по двум основным образовтельным областям "Познавательное развитие " и "Речевое развитие" для детей 4-5 лет с э...

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе."Мы идём в театр"(Игры - драмматизации для средней группы.

Методическая разработка по речевому развитию в средней группе.Игры – драмматизации на тему «Мы идём в театр».Цель. Создание условий для овладения речью как средством общения и культу...

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского сада

Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Речевое развитие" в средней группе детского садаИспользованная литература:1. Валентина Гербова: Ра...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...