Короткие рассказы для обучения детей пересказу
материал по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Короткие рассказы для обучения детей пересказу
ГОРКА Н.Носов
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал. Вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
ОСЕНЬ.
Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.
Вопросы:
Какое сейчас время года?
Что описывается в рассказе?
Какое осенью небо?
Чем оно затянуто?
Что сказано про солнце?
А ветры какие дуют?
Как автор говорит про деревья?
Что стало осенью с травой?
И ещё что отличает осень?
КУРОЧКА. Е.Чарушин.
Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?
Вопросы:
Где курочка с цыплятами ходила?
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?
ЛАСТОЧКА.
Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.
Вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком?
Когда случилось несчастье?
Почему оно случилось?
Кто спас птенчика?
Что задумал рыжий кот?
Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике?
Чем закончилась эта история?
БАБОЧКИ.
Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.
Вопросы:
О ком рассказ?
О чём говорится сначала?
Какие были бабочки?
Куда опустились бабочки?
Какая была ромашка?
Сколько бабочек ещё прилетело?
Какие они были?
О чём говорится в конце?
СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ. В. Сухомлинский.
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
Вопросы:
Кто пошёл в лес?
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу?
Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
ДРУЖБА.
Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.
Вопросы:
Когда подружились белка и зайка?
Какими они были летом?
Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
Почему летом они снова узнают друг друга?
БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА" Л.Н.Толстой.
Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Вопросы:
Почему басня названа «Два товарища»?
Где были мальчики?
Что с ними случилось?
Как поступили мальчики?
Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
Как отреагировал медведь?
Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?
Чему учит эта басня?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей пересказу народных сказок и рассказов.
Структура занятий и методические приемы по обучению детей дошкольного возраста перессказу в разных возрастных группах. Типы вопросов, помогающих перессказу монологического текста....
Конспект образовательной деятельности по обучению детей пересказу на основе рассказа «Белки» (по П. Соколову-Микитову).
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
«Обучение детей пересказу русских народных сказок и коротких авторских рассказов»
Дошкольное детство – период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи.Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи. Это сложная д...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми средней группы по обучению детей пересказу рассказа «Еж» Е. Чарушина
Конспект НОД для средней группыОбразовательная область: речевое развитие...
Короткие рассказы для чтения и пересказа автор: Л. Ерёмина
Картотека по художественной литературе....
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПЕРЕСКАЗА
КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ПЕРЕСКАЗАМы предлагаем вашему вниманию краткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.При подборе текстов для пересказа необходимо ...