Презентация "Малые жанры фольклора"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Долинина Мария Владимировна

Предлагаю Вашему вниманию презентацию "Малые жанры фольклора".

Она познакомит Вас с потешками, пестушками, пословицами и поговорками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Малые жанры фольклора"669.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Малые жанры фольклора

Слайд 2

Фольклор ( folk-lore ) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом . В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. Испокон веков мамы поют маленьким детям колыбельные песни, развлекают своих малышей прибаутками, потешками , частушками. Старшее поколение передают свою мудрость с помощью пословиц и поговорок. Все это названия различных разновидностей малых фольклорных жанров. Они отличаются от русской народной календарно-обрядовой поэзии и необрядовых песен отсутствием принадлежности к определенному празднику и сжатым объемом произведения. Однако это не уменьшает значимости малых фольклорных жанров для устного народного творчества. Малые фольклорные жанры – это разнообразные жанры устного народного творчества, отличающиеся небольшим объемом повествования. Некоторые исследователи относят их только к жанрам детского фольклора. Однако частушки, считалочки, пословицы, пестушки и поговорки использовали в своей речи не только дети, но и взрослые. Почему же малые жанры так значимы для воспитания подрастающего поколения? В чем их ценность? Какая мудрость заключена в пестушках , поговорках, пословицах, скороговорках и других? Введение

Слайд 3

Значение малых фольклорных жанров в судьбе народа и в литературе: Небольшие фольклорные произведения помогают взрослым установить эмоциональный контакт с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; С первых лет жизни ребенок усваивает понятия добра и зла; Такие произведения фольклора оказывают благотворное влияние на маленьких детей: малыши усваивают ритм, изучают новые слова и звуки, пытаются повторить прибаутки (у них формируется речь); Дети достаточно быстро запоминают текст фольклорных произведений и пытаются повторить их, а это способствует развитию памяти; Произведения малых фольклорных жанров помогают малышам постепенно изучить окружающий мир; В произведениях малых фольклорных жанров заключена бесценная мудрость народа. Произведения малых жанров русского фольклора важно знать и современным людям. Тогда они смогут украсить свою речь яркими выражениями, быстро и точно донести до собеседника свою мысль, с пользой позаниматься с детьми. Отличительные особенности малых фольклорных жанров Разные произведения малых фольклорных жанров имеют сходства по объему и назначению. Но, несмотря на это, они имеют ряд отличительных особенностей. Их нужно понимать, и тогда можно будет без труда отличить друг от друга произведения разных фольклорных жанров.

Слайд 4

Колыбельная песня Колыбельная песня – это своеобразный спутник детства. Она, как один из жанров фольклора, составляет значительную часть народного творчества. В младенческих песнях превалируют нежные мотивы. С древнейших времен матери усыпляли детей песнями, ласкали, утешали, внушали. Обозначение песен, которыми усыпляют малыша (колыбельные) - идет от основы колыбать (качать, колыхать). Отсюда же - колыбель, коляска. В общенародном обиходе было и название "байка" - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять). Типы, создаваемые в колыбельных, сходны и понятны детворе с момента появления на свет (это котенька-коток , собачка, заинька, гуленьки и т.п .). Уж ты, котичка-коток , Котик — серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать; Я тебе ли, коту, За работу заплачу: Дам кувшин я молока Да кусочек пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, серый, не проси

Слайд 5

Пестушка М аленькие стихотворения, которые сопровождались движениями маленького ребёнка ручками, ножками. Слово пестушки происходит от слова пестовать – холить, лелеять, нянчить. Когда младенец просыпается и потягивается, его гладят по животику и нараспев приговаривают: Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки , Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся. Вот уже растём, растём, растём Всё это доставляет малышу массу удовольствия. Прислушиваясь к ласковым словам мамы, кроха смеется и протягивает ручки, вытягивает ножки. Когда малыш начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки , например: Та-та-та, та-та-та, Вышла кошка за кота; Кот ходит по лавочке, Водит кошку за лапочки, Топы-топы по лавочке, Цапы-цапы за лапочки. Постепенно пестушки сменяются потешками

Слайд 6

Потешка Потешка – это весёлая народная песенка. Слово потешка происходит от слова потешаться (беззлобно подсмеиваться; подшучивать над кем-либо, чем-либо). Потешки называют народными, потому что они созданы народом. Когда детей убаюкивали или веселили, чтобы они не плакали, им рассказывали или пели такие потешки . Стучит , бренчит по улице: Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке Умывая , можно сказать: Мыло мылится , Пена пенится, Дочка моется И не ленится . Дети любят повторы. Это отражается почти в каждой потешке (Ладушки, ладушки, А тебе воды носить, а тебе печь топить, Здесь водица холодненькая, здесь тепленькая, здесь кипяток, кипяток и др .). Потешки часто чередуются с прибаутками.

Слайд 7

Прибаутка: С тихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку. Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой. Прибаутки знают все дети. Федул - Федул, что губы надул? - Кафтан прожёг. - Можно зашить? - Да иглы нет. - А велика дыра? - Один ворот остался. Храбрец - Я медведя поймал! - Так веди сюда! - Так не идёт. - Так сам веди! - Да он меня не пускает!

Слайд 8

Пословицы Пословица - это сжатое по смыслу, образное, завершенное по форме изречение с поучительным смыслом и ритмическим выражением. Пословицы похожи и не похожи на афоризмы, мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи . Обычно, пословицы содержат две части: Описание предмета или явления. Выразительная оценка. Примеры (какие бывают пословицы): Собирай по ягодке — наберёшь кузовок Учение свет, а не учение тьма. Без труда не выловишь и рыбку из пруда! Не откладывай на завтра того, что можно сделать сегодня Куй железо, пока горячо. «И волки сыты, и овцы целы»

Слайд 9

Поговорки Поговорка Поговорка - по определению Даля «складная короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы». Это первая половина пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл. Обычно , поговорки входят в устную речь из других произведений: пословицы; басни; сказки; песни; литературное произведение большого объема. В этом случае поговорка только намекает на исходное произведение и добавляет красоту речи. Примеры поговорок: «Свинья под дубом». «(Остаться) у разбитого корыта». «Когда рак на горе свиснет». «Кот наплакал» «Язык без костей»

Слайд 10

Игры Для игр были специальные песни. Игры могли быть : Ц еловальные . Как правило, в эти игры играли на вечерках и посиделках (обычно заканчивались поцелуем молодых парня и девушки ); О брядовые . Такие игры были свойственны какому-то обряду, празднику. Например, масленичные гулянья (характерные забавы: снятие приза с верхушки столба, перетягивание каната, соревнования на ловкость, силу ); С езонные . Особо распространены среди детей, особенно в зимнее время. Играли в так называемые « Согревалки »: ведущий показывает какие-либо движения, а все остальные повторяют. Либо традиционные « воротики » и « ручеёк».

Слайд 11

Заклички Закличка (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам . Заклички про солнце Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Поскорей, не робей, Нас ребят обогрей! Заклички про дождь Туча, туча, Дождь не прячь! Лейся, дождик, Дам калач ! Заклички про насекомых, животных и растений Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной .

Слайд 12

Небылицы и перевёртыши Небылицы и перевёртыши – это такие стихи, в которых всё перевёрнуто, чтобы насмешить людей, поднять их настроение; это заведомая чепуха, прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, удовлетворяющая ненасытную потребность ребёнка в смехе, веселье, радости. Перевёртыш начинается с указания на чудо, а затем следует перечисление озорных и диковинных вещей, неразберих и путаниц. У нашего Данилы Разыгралася скотина, И коровы и быки разинули кадыки, Утки в дудки, Тараканы в барабаны, Коза в синем сарафане, Во льняных штанах, В шерстяных чулках, Вол и пляшет, Ногою машет, Журавли пошли плясать, Долги ноги выставлять, Бух, бух, бух.

Слайд 13

Считалка Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма . Бывают считалки- числовки , считалки- заменки и заумные считалки . В наше время считалки остаются очень используемыми, они предстают богатым и развивающимся жанром фольклора у детворы Примеры этого малого фольклорного жанра: Ёжик нес на именины Полтора куля рябины И корзиночку опят. А тебе — водить опять! Пример считалочки, абсолютно лишенной конкретного смысла: Ана — дэус — рики —паки, Дормы —кормы— консту —таки, Энус — дэус — кана — дэус —БАЦ! На золотом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, не задерживай Добрых и честных людей.

Слайд 14

Скороговорки Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Из толкового словаря В. Даля: "Скороговорка – частоговорка , род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения. Как всякая игра, скороговорки очень хорошо воспринимаются детьми. Весёлая и лёгкая форма обучения правильной речи – вот главное назначение скороговорок . Петр Петру пек пироги. Шесть мышат в камыше шуршат. Баран Буян залез в бурьян. У ежа и елки иголки колки. Проворонила ворона вороненка. Сух сук нес барсук. Борона боронила неборонованное поле. Дали Глаше простокваши, а у Глаши - каша. Ткет ткач ткани на платье Тане. Оса боса и без пояса.

Слайд 15

Загадка Загадка – происходит от слова « гадати » - думать, рассуждать. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки ». Под загадкой обычно понимают построенное в виде иносказания небольшое фольклорное произведение, содержащее замысловатый вопрос, на который необходимо дать исчерпывающий ответ. Загадка развивает догадливость и сообразительность. Зимой спит, летом – улья ворошит .( Медведь) Спереди – пятачок, сзади – крючок, Посередине – спинка, на спинке – щетинка. (Свинья ) Идет, иглы на себе несет, Чуть кто пройдет, Свернется в клубок – ни головы, ни ног. (Ёж) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол ) Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (Книга) Без рук, без ног, А рисовать умеет. (Мороз ) Маленький шарик Под лавкой шарит. (Мышь )

Слайд 16

Дразнилки Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь. Детские дразнилки неразрывно связаны с игровым детским фольклором – считалками, потешками , небылицами, скороговорками. Они отражают негативные моменты в восприятии детьми окружающего мира. Жизнь детей пробуждает в их душе и сознании не только радостные, веселые, счастливые переживания. По разным причинам и поводам ребенку свойственны столь же сильные чувства огорчения, обиды, неприязни, отвращения, даже ненависти и злости. Издавна народная мудрость давала выход отрицательным эмоциям ребенка в слове, в звуковых и ритмических сочетаниях слов, в сопровождающих их движениях, прыжках, гримасах – в дразнилках. Но наличие дразнилок, их разнообразие и цензурный характер – показатель здоровых отношений в детском коллективе, умеющем постоять за себя без помощи взрослых и кулачной расправы. Дразнилка учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое, она учит слышать слова и подбирать их по созвучию и смыслу, она развивает чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении. Обманули простака – На четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Голуби боятся, На крышу не садятся. Ябеда- корябеда , Зеленый огурец: Никто с ним не играет, Никто его не ест .

Слайд 17

Заключение Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Малые фольклорные жанры играют важную роль в воспитании детей, они позволяют в определённом возрасте наполнять духовный мир ребёнка и помогают усвоить морально-нравственные нормы поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на духовное развитие и фантазию. Каждый жанр малого детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Народной мудрости учат пословицы и поговорки. Загадки помогают ученикам развивать логическое мышление и воображение. Скороговорки, помогают устранить дефекты речи у обучающихся, а так же развивают устную речь.

Слайд 18

Литература Даль , В.И. Пословицы русского народа: сборник пословиц/ В.И.Даль . – М.: Русский язык – Медиа, 2009. 841 с. Даль , В. И. Толковый словарь русского язык: словарь/ В.И. Даль. – М.: Эксмо -Пресс, 2001. 59-60с . Ожегов С.И. Словарь русского языка: 51533 слова /Под редакцией Обнорского С.П., - Государственное издатеьство иностранных и национальных словарей. – Москва: 1953. – 848 с. Миронова Н. Кто такие «гуленьки»?//Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11 . Родничок . Книга для чтения детям 4 – 5 лет. – Тула: изд-во « Арктоус », 1994. – 207 с., ил. Малые жанры русского фольклора : пословицы, поговорки, загадки : хрестоматия / сост. В. Н. Морохин . – М. : Высш . шк ., 1979. – 287 с. : ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством драматизации различных жанров фольклора.

Основу игр – драматизаций составляют наши любимые сказки.  Сказки - это фольклорный жанр, который никогда не останется в стороне при воспитании детей. Все они знакомы детям и взрослым и очень люб...

Презентация "Использование малых жанров фольклора в развитии детей младшего дошкольного возраста"

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. Наряду с современными моделями воспитания, необходимо возрождать лучшие образы народной педагог...

Использование малых жанров фольклора в коррекционно – логопедической работе.

Проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых жанров фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Анализ специальной литературы показал, что до настоящего време...

Презентация "Малые жанры фольклора"

Малые жанры фольклора- это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение детский фольклор, поскольку такие народные произведения входят в жизнь человека оче...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕМУ "ЗНАКОМСТВО С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА" ДЛЯ ДЕТЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ЗПР

Непосредственная образовательная деятельность на тему: «Знакомство с малыми жанрами фольклора»с использованием  интеграции  области «Художественная литература», «Музыка»  и  «...

«Малые жанры фольклора в детском чтении»

Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Мы уже говорили о том, что первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного на...