Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10»
города Аши Челябинской области.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Посуда"
Подготовила воспитатель: Хомякова Ригина Викторовна.
Цель: расширить представление детей о посуде, виды посуды, из чего сделана.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задача:
Расширить знания детей об окружающем мире, уточнить представления о посуде.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать память, мышление, внимание, диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать умение включаться в деятельность предложенную педагогом, слушать друг друга, оценивать свои знания, знания своих товарищей и делать выводы.
Демонстрационный материал:
Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель:
Здравствуйте, друзья хорошие:
Милые, добрые и пригожие,
Я спрошу у вас сейчас:
- “Кто хороший здесь у нас?”
Я – хорошая, ты – хороший,
Он – хороший, и она.
Если жить мы дружно сможем
Станет жизнь чудес полна.
Воспитатель: Улыбнулись друг другу, поздоровались с гостями.
Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса?
Дети: Да
Воспитатель: Вот вам и чудо! (показывает скатерть)
Это скатерть – самобранка, разверните её.
(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)
Воспитатель: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Я загадаю, а вы отгадаете.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)
Воспитатель: Разделите слово «чайник» на слоги.
Дети: (чай-ник) 2 слога
Воспитатель: Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
Дети: (лож-ка) 2 слога
Воспитатель: Чаю даст напиться.( Чашка)
Дети: Чаш-ка
Воспитатель: Я- тарелкина сестричка,
Но сестричка – невеличка,
На тарелке-чашка,
А на мне-то-чашка. ( Блюдце)
Дети: Блюд-це.
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят- то в ( кастрюле)
Жарят на ………. (сковороде)
Воспитатель: Разделим и эти слова на слоги.
Дети: (кас-трю-ля, 3слога; ско-во-ро-да 4 слога).
Воспитатель: Загадки о чем?
Дети: (о посуде).
Воспитатель: Значит разговор у нас сегодня о посуде.
Воспитатель: Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку.
( дети несут отгадки на стол)
Чайник, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода.
Воспитатель: Все отгадки на столе.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Я предлагаю вам чаепитие с блинами. Давайте мы с вами сначала замесим тесто:
-улыбнуться
-пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя-пя-пя»
-покусать кончик языка зубками ( чередовать эти два движения)
Блинчик:
-улыбнуться
-приоткрыть рот
-положить широкий язык на нижнюю губу.
Подуть на блинчик:
-дуть с зажатым между губами языком ( щеки не надувать)
Чашечка:
-улыбнуться
-широко открыть рот
-высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Чай:
-улыбнуться
- сделать вдох не раздувая щек, выдохнуть вытянув губы трубочкой.
-подуть на «пар»
Вишенки:
-рот закрыть
-кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
-на щеках образуются твердые шарики-«вишенки»
Воспитатель: Появляется (картинка) плачущая Федора.
Воспитатель:– Ты кто? Почему ты плачешь?
Воспитатель: Ребята она говорит– От неё посуда ушла.
Ребята, вы догадались кто же это?
Дети: Это бабушка Федора.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?
Дети: Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная.
Воспитатель: – А какая она должна быть?
Дети: Посуда должна быть чистая.
Воспитатель: – Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.
А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково
Игра « Назови ласково» (с мячом).
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка
Тарелка – тарелочка
Стакан – стаканчик
Вилка – вилочка
Блюдце – блюдечко
Миска – мисочка
Воспитатель: Ребята, Федора говорит, что ей посуду жалко!
Мимическая гимнастика:
А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись
Вдоль по улице несутся – Удивились
На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились
И стаканы- дзынь – разбиваются… - Грустные.
Д.И. Материалы, из которых изготовляется посуда.
Воспитатель: – А почему стаканы разбиваются?
Дети: Они стеклянные, из стекла.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, «Из чего сделана посуда»
( с мячом). Я буду называть посуду, а вы мне назовите, из чего она сделана:
( уточнение , расширение и активация словаря по теме)
Игра: Какой? Какая? Какие?
Чайник из стекла, он …. стеклянный
Чашки из фарфора, они…..фарфоровые
Ложки из серебра, они….. серебряные
Поднос из пластмассы он…. пластмассовый
Стакан из стекла он……стеклянный
Ваза из хрусталя она….. хрустальная
Кастрюля из металлаона….. металлическая
Миска из глины она……глиняная
Ложка из алюминия она…..алюминиевая
Сковорода из чугуна она…….чугунная
Тарелка из пластмассы она…..пластмассовая
Ложка из дерева она…. деревянная
Воспитатель: А какая еще посуда бьется?
Дети: Фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины.
Воспитатель: Какая посуда не разбивается?
Дети: Железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая.
Пальчиковая гимнастика “Посуда”
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу | Сгибают и разгибают кулачки |
Кошке- в чашку Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. | Загибают по одному пальчику |
Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала. | Сгибают и разгибают кулачки |
Игра "Разбитая чашка".
Я посуду перемыла,
Только чашку я разбила,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку я чуть-чуть сломала,
Всю посуду поломала.
Воспитатель: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.
(Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)
Воспитатель: Молодцы!
- Что у тебя получилось? (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).
Голос: Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить и уважать».
Вы наверное устали и надо нам немножко отдохнуть
Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Игра "Что лишнее?" Развитие зрительного внимания, восприятия.
Воспитатель: Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.
(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды; Столовой, чайной, кухонной.).
Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Дети: Чайник, чашка, кастрюля, блюдце.
Лишняя кастрюля. Она - кухонная. А все остальное – чайная посуда.
Воспитатель: Правильно. Назовите следующие картинки.
Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Дети: Сковорода, тарелка, стакан, ложка.
Лишняя сковорода. Сковорода – это кухонная посуда. А остальное столовая посуда.
Воспитатель: Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Кастрюля, сковорода, половник, сахарница.
Дети: Лишняя сахарница – это чайная посуда, А остальное кухонная.
Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Вот теперь Федора добрая хозяюшка. Ребята, помогите Федоре накрыть стол к чаепитию. Принести посуду, в названии которой, есть:
(дифференцированный подход)
звук “с ” (самовар, стакан);
“ч” - (чашка, чайник, молочник);
“ц” - (блюдце, конфетница, сахарница).
В: Чудесное у нас чаепитии!
Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу. Скажем до свидания Федоре Егоровне.
4.Итог
-Молодцы ребята!
-Вот и подошло к концу наше занятие.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что вам понравилось?
- Что было трудно?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_posuda.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10»
города Аши Челябинской области.
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Посуда"
Подготовила воспитатель: Хомякова Ригина Викторовна.
Цель: расширить представление детей о посуде, виды посуды, из чего сделана.
Задачи:
Коррекционно-образовательная задача:
Расширить знания детей об окружающем мире, уточнить представления о посуде.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать память, мышление, внимание, диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать умение включаться в деятельность предложенную педагогом, слушать друг друга, оценивать свои знания, знания своих товарищей и делать выводы.
Демонстрационный материал:
Презентация по теме «Посуда», скатерть-самобранка, предметы посуды из различных материалов, чайный сервиз, пазлы «Посуда», чашки для поддувания, чайные коробочки.
Ход занятия
Приветствие
Воспитатель:
Здравствуйте, друзья хорошие:
Милые, добрые и пригожие,
Я спрошу у вас сейчас:
- “Кто хороший здесь у нас?”
Я – хорошая, ты – хороший,
Он – хороший, и она.
Если жить мы дружно сможем
Станет жизнь чудес полна.
Воспитатель: Улыбнулись друг другу, поздоровались с гостями.
Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, вы любите чудеса?
Дети: Да
Воспитатель: Вот вам и чудо! (показывает скатерть)
Это скатерть – самобранка, разверните её.
(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)
Воспитатель: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки?
Дети: Да
Воспитатель: Я загадаю, а вы отгадаете.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
“Пейте чай, вода вскипела!” (чайник)
Воспитатель: Разделите слово «чайник» на слоги.
Дети: (чай-ник) 2 слога
Воспитатель: Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
Дети: (лож-ка) 2 слога
Воспитатель: Чаю даст напиться.( Чашка)
Дети: Чаш-ка
Воспитатель: Я- тарелкина сестричка,
Но сестричка – невеличка,
На тарелке-чашка,
А на мне-то-чашка. ( Блюдце)
Дети: Блюд-це.
И в столовой, и на кухне,
В ресторане и везде:
Если варят- то в ( кастрюле)
Жарят на ………. (сковороде)
Воспитатель: Разделим и эти слова на слоги.
Дети: (кас-трю-ля, 3слога; ско-во-ро-да 4 слога).
Воспитатель: Загадки о чем?
Дети: (о посуде).
Воспитатель: Значит разговор у нас сегодня о посуде.
Воспитатель: Вспомните и найдите предметы – отгадки в зале и несите их на скатерть-самобранку.
( дети несут отгадки на стол)
Чайник, ложка, чашка, блюдце, кастрюля, сковорода.
Воспитатель: Все отгадки на столе.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Воспитатель: Я предлагаю вам чаепитие с блинами. Давайте мы с вами сначала замесим тесто:
-улыбнуться
-пошлепать языком между губами –«пя-пя-пя-пя-пя»
-покусать кончик языка зубками ( чередовать эти два движения)
Блинчик:
-улыбнуться
-приоткрыть рот
-положить широкий язык на нижнюю губу.
Подуть на блинчик:
-дуть с зажатым между губами языком ( щеки не надувать)
Чашечка:
-улыбнуться
-широко открыть рот
-высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т.е. слегка приподнять кончик языка)
Чай:
-улыбнуться
- сделать вдох не раздувая щек, выдохнуть вытянув губы трубочкой.
-подуть на «пар»
Вишенки:
-рот закрыть
-кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
-на щеках образуются твердые шарики-«вишенки»
Воспитатель: Появляется (картинка) плачущая Федора.
Воспитатель:– Ты кто? Почему ты плачешь?
Воспитатель: Ребята она говорит– От неё посуда ушла.
Ребята, вы догадались кто же это?
Дети: Это бабушка Федора.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему от Федоры посуда ушла?
Дети: Потому что она не мыла посуду, посуда была грязная.
Воспитатель: – А какая она должна быть?
Дети: Посуда должна быть чистая.
Воспитатель: – Вот видишь, Федора, с посудой нужно обращаться аккуратно, бережно.
А еще Федора, ласковое слово всем приятно. Даже посуду можно назвать ласково
Игра « Назови ласково» (с мячом).
Чашка – чашечка
Ложка – ложечка
Тарелка – тарелочка
Стакан – стаканчик
Вилка – вилочка
Блюдце – блюдечко
Миска – мисочка
Воспитатель: Ребята, Федора говорит, что ей посуду жалко!
Мимическая гимнастика:
А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись
Вдоль по улице несутся – Удивились
На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились
И стаканы- дзынь – разбиваются… - Грустные.
Д.И. Материалы, из которых изготовляется посуда.
Воспитатель: – А почему стаканы разбиваются?
Дети: Они стеклянные, из стекла.
Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру, «Из чего сделана посуда»
( с мячом). Я буду называть посуду, а вы мне назовите, из чего она сделана:
( уточнение , расширение и активация словаря по теме)
Игра: Какой? Какая? Какие?
Чайник из стекла, он …. стеклянный
Чашки из фарфора, они…..фарфоровые
Ложки из серебра, они….. серебряные
Поднос из пластмассы он…. пластмассовый
Стакан из стекла он……стеклянный
Ваза из хрусталя она….. хрустальная
Кастрюля из металлаона….. металлическая
Миска из глины она……глиняная
Ложка из алюминия она…..алюминиевая
Сковорода из чугуна она…….чугунная
Тарелка из пластмассы она…..пластмассовая
Ложка из дерева она…. деревянная
Воспитатель: А какая еще посуда бьется?
Дети: Фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины.
Воспитатель: Какая посуда не разбивается?
Дети: Железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая.
Пальчиковая гимнастика “Посуда”
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу | Сгибают и разгибают кулачки |
Кошке- в чашку Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. | Загибают по одному пальчику |
Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала. | Сгибают и разгибают кулачки |
Игра "Разбитая чашка".
Я посуду перемыла,
Только чашку я разбила,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку я чуть-чуть сломала,
Всю посуду поломала.
Воспитатель: Непорядок, ребята, поможем Федоре отремонтировать посуду. Сложите части картинки правильно.
(Дети подходят к столам. Складывают разрезные картинки посуды.)
Воспитатель: Молодцы!
- Что у тебя получилось? (ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: «У меня красная кружка»).
Голос: Федора: – Спасибо, ребята, за помощь, вы научили меня бережно обращаться с посудой:
«Уж не буду, уж не буду я посуду обижать!
Буду, буду я посуду и любить и уважать».
Вы наверное устали и надо нам немножко отдохнуть
Развитие общей моторики «Посуда» ( Координация речи с движением, закрепление в речи относительных прилагательных)
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)
Игра "Что лишнее?" Развитие зрительного внимания, восприятия.
Воспитатель: Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.
(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды; Столовой, чайной, кухонной.).
Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Дети: Чайник, чашка, кастрюля, блюдце.
Лишняя кастрюля. Она - кухонная. А все остальное – чайная посуда.
Воспитатель: Правильно. Назовите следующие картинки.
Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Дети: Сковорода, тарелка, стакан, ложка.
Лишняя сковорода. Сковорода – это кухонная посуда. А остальное столовая посуда.
Воспитатель: Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?
Кастрюля, сковорода, половник, сахарница.
Дети: Лишняя сахарница – это чайная посуда, А остальное кухонная.
Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Вот теперь Федора добрая хозяюшка. Ребята, помогите Федоре накрыть стол к чаепитию. Принести посуду, в названии которой, есть:
(дифференцированный подход)
звук “с ” (самовар, стакан);
“ч” - (чашка, чайник, молочник);
“ц” - (блюдце, конфетница, сахарница).
В: Чудесное у нас чаепитии!
Спасибо скатерти-самобранке, вам ребята и Федоре Егоровне. Но нам пора возвращаться в группу. Скажем до свидания Федоре Егоровне.
4.Итог
-Молодцы ребята!
-Вот и подошло к концу наше занятие.
- О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что вам понравилось?
- Что было трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме "Посуда"
Коррекционно-образовательные:ü уточнить и расширить представления детей о посуде, её назначении, материалах, из которых она сделана;ü закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда;ü...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме: «Игрушки»
Коррекционно-образовательные задачи.Учить детей отгадывать загадки.Учить запоминать и повторять цепочку из трех слов.Учить образовывать относительные прилагательные.Учить детей составлять описательный...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Мебель»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Мебель»...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Транспорт»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Транспорт»...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Дом и его части»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Дом и его части»...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Овощи»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Овощи»...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Защитники Отечества»
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по лексической теме «Защитники Отечества»...