Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники.
методическая разработка (старшая группа)
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 21.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники».
Актуальность
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку мало времени – ранний и дошкольный возраст.
Связная речь ребенка представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально – смысловому типу на описание, повествование и рассуждение.
Процесс обучения речи и развитие мыслительности составляют одно неразрывное начало дошкольника. Ведь ребенок непросто называет предмет, а стремится описать его, рассказать о каком – то явлении, событии. Такой рассказ состоит из нескольких предложений, которые характеризуют существенные стороны описываемых предметов, связаны друг с другом, развертываются в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае речь его будет связной, логичной, хорошо понятной самому себе, без дополнительных вопросов и уточнений. Соответственно, чтобы связно рассказать о чем – нибудь, нужно уметь анализировать предмет, выделять его свойства и качества, устанавливать причинно – следственные и другие отношения между предметами, явлениями.
Для этого необходимо подобрать ключевые слова, выражающие основную мысль рассказа, уметь построить сложные предложения, использовать разные языковые средства для предложений. Кроме этого, связная речь ребенка должна планироваться, т. е. должны намечаться «вехи», по которым будет разворачиваться рассказ (последовательное выделение частей объекта, описание его свойств и качеств, выражение своего отношения к тому, что описывается).
Известно, что главное содержание памяти дошкольникасоставляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления являются основой для рассказывания, рисования, игр. Без них ребёнок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация.
Дошкольный возраст - это возраст образных форм, и основными средствами, которыми ребёнок овладевает в этом возрасте,являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего, это разного рода наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.) Использование обобщений позволяет ребёнку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л. Венгера, А. Запорожца, Ж. Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребёнком способности к замещению и пространственному моделированию.
Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.
Мнемоника, или мнемотехника, - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Цель Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных на формирование коммуникативной компетентности детей через знакомство детей с «мнемотехникой».
Задачи:
- Изучить научно - методическую литературу по формированию речи через прием «Мнемотехника» с детьми старшего дошкольного возраста;
- Изучить влияние приема «Мнемотехника» на развитие речи детей дошкольного возраста;
- Продолжить обогащать предметно-развивающую среду, обеспечивающую развитие речи;
- Используя разнообразные формы работы, сделать родителей активными участниками образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- Повышение своего педагогического мастерства;
- Владение педагогическими технологиями в развитии речи детей используя прием «Мнемотехника»;
- Развивающая предметно-пространственная среда отвечает требованиям ФГОС ДО;
- Развитие у детей интереса к использованию приема «мнемотехника»
- Родители (законные представители) активно взаимодействуют с педагогом используя разнообразные формы работы, активно включаются в образовательный процесс.
Сроки реализации: 2018-2019 учебный год.
Содержание работы | Задачи | Формы работы | Сроки | Результат о выполнении |
Подготовительный этап Изучение методической литературы и интернет-ресурсов по данной проблеме. | Теоретическое изучение проблемы (анализ и составление тезисов) для знакомства с новыми формами, методами и приёмами обучения для повышения профессиональной компетентности. | Сбор и анализ информации, накопление материала, конспектирование. | Сентябрь и в течение года | Накопление материала, конспектирование |
Практический этап Подбор практического материала Внесение мнемотаблиц в предметно - развивающую среду. Разработка конспектов НОД с использованием мнемотаблиц и их реализация. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи. Привлечение родителей к совместной работе Изготовление ширм «Учим стихи вместе с детьми с помощью мнемотаблиц», «Составляем и используем мнемотаблицы дома». | Разнообразить наглядный материал для привлечения внимания детей, стимуляции их деятельности. Совершенствование процесса обучения и развития детей, формирование грамматического строя речи. Познакомить родителей с понятием «мнемотехника». Расширить знания родителей об использовании мнемотехники в развитии речи детей, оказать помощь в составлении мнемотаблиц дома. Помощь родителям в создании благоприятных условий для развития речевых навыков детей посредством мнемотехник. | Отбор материала и его анализ для составления карточек Расположение мнемотаблиц в речевом центре Конспекты НОД Консультация для родителей «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей» Родительское собрание на тему: «Развитие речи детей средствами мнемотехник». | Октябрь-ноябрь Ноябрь-май Ноябрь-апрель Январь-апрель декабрь | Картотеки мнемотаблиц, схем для составления рассказов, заучивания стихов, чистоговорок, составления и отгадывания загадок, описания предметов (согласно комплексно-тематическому планированию. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса. Анкетирование, памятки, выставка мнемотаблиц. Папки –передвижки
Изготовление игр, сказок по мнемотаблицам |
Аналитический Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на педсовете; Презентация картотеки | Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования Поделиться с коллегами накопленным материалом | Показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет Подготовка картотек, оформление картотек | Апрель май | Публикация в интернете Выставка карточек |
Литература и интернет-источники:
1. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.
2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.
3. Память – на «5»(эффективные мнемотехники для детей и взрослых). – Екатеринбург: «У-Фактория», 2006.
4. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – СПб.: «Детство-Пресс», 2001г.
5. Веселые встречи. – СПб.: «Детство – Пресс», 2003г. Использование схем в составлении описательных рассказов// «Дошкольное воспитание». – 1990г. - №10.
6. Развитие речи и творчество дошкольников. – М.: ТЦ «Сфера», 2003г. Использование мнемотаблиц в работе по формированию первых естественнонаучных представлений у дошкольников// «Дошкольная педагогика». – 2006г.
7. Омельченко, Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи [Текст]: / Л. В. Омельченко //Логопед. 2008. № 4. с. 102-115
8. Ткаченко, Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст]: из опыта работы / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2003. № 10. с. 16-21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Перспективно-тематический план по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники"
Перспективно-тематический план по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста...
ПЛАН работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год. Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
Речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....
Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование мнемотехники"
Развитие речи детей – это одна из главных задач детского сада. Данная проблема является особенно актуальной в наши дни. Фактором речевых проблем у ребенка может быть замена человеческого о...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование средств мнемотехники
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему ...
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием мнемотехники
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше...
План по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»
laquo;Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование приемов мнемотехники»...