«Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста »
презентация по развитию речи

Макарова Ирина Васильевна

Развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического  общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_sv.rechi_.pptx517.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста » Выполнила учитель-логопед Макарова И.В.

Слайд 2

ер Связная речь - смысловое развернутое высказывание, изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Слайд 3

Цель развития связной речи Р азвитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками п рактического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.

Слайд 4

Задачи развития связной речи формирование элементарных представлений о структуре текста (начало, середина, конец); обучение соединению предложений разными способами связи; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания;

Слайд 5

обучение построению высказываний разных типов- описаний, повествований, рассуждений; подведение к осознанию содержательных и структурных особенностей описательного, в том числе и художественного текста; составление повествовательных текстов (сказок, рассказов, историй) с соблюдением логики изложения и использованием средств художественной выразительности;

Слайд 6

обучение составлению рассуждений с подбором для доказательства веских аргументов и точных определений; использование для высказываний разных типов соответствующих моделей (схем), отражающих последовательность изложения текста;

Слайд 7

Функции связной речи Развитие коммуникативных способностей Установление связей с окружающими людьми Определение и регулирование норм поведения в обществе

Слайд 8

Формы связной речи Диалог Форма речи, при которой каждое высказывание прямо адресуется собеседнику и охватывается ограничено определенной тематикой. Монолог Форма речи, не расчитанная на словесную реакцию собеседника, и охватывает обширную тематику .

Слайд 9

Методы развития связной речи Организованная деятельность Совместная деятельность Пересказ Рассказывание по картине -по серии сюжетных картинок -из личного опыта Творческое рассказывание по заданной теме -по стихотворению -по сказке -по скороговорке Составление описательного рассказа Заучивание стихотворений Беседа Сюжетно-ролевая игра Речевые игры Индивидуальная работа Интеграция видов деятельности Наблюдения Экскурсии Игры-драматизации Игры-инсценировки Загадки

Слайд 10

Приемы развития связной речи Наглядные Показ иллюстраций, картин, объекта Моделирование (схемы, мнемотехника) Словесные Чтение литературных произведений Речевые упражнения Речевой образец Вопрос Подсказка Повторное проговаривание Оценка детской речи Напоминание Объяснение Указание Словесные поручения Игровые Сюрпризный момент Игровой персонаж Речевые игры Эмоциональность педагога

Слайд 11

«Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы». К.Д. Ушинский. Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. Педагог должен воспитывать своей речью. В связи с этим существуют требования к речи педагогов .

Слайд 12

Требования к речи педагога содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится) точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию) логичность (последовательное изложение мыслей) ясность (понятность для окружающих) Эмоциональность Выразительность

Слайд 13

Первая младшая группа Поделиться информацией пожаловаться на неудобство, действия сверстника. Сопровождать речью бытовые и игровые действия. Отвечать на простейшие вопросы. Повторять несложные фразы. Уже на втором году жизни, во второй половине года рассматриваются разные предметы, картинки. На третьем году жизни постепенно ребенок сможет не только отвечать на вопросы, слушать рассказ, но и самостоятельно составлять небольшой рассказ, а это очень существенный показатель становления монологической речи. Виды занятий: Занятия с картинками Рассматривание иллюстраций в книгах. Рассматривание картины «Наша Таня громко плачет» и т.д Рассматривание предметных и сюжетных картин «Мы играем» и т.д Рассматривание предметных картинок (мебель, одежда, игрушки, животные и т.д ). Дети могут

Слайд 14

Вторая младшая группа Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения. Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами. Слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него В играх принимать на себя роль, непродолжительно взаимодействовать со сверстником. Разыгрывать по просьбе взрослого небольшие отрывки из знакомых сказок . Делиться своими впечатлениями со сверстниками и взрослыми.

Слайд 15

Средняя группа Рассказывать о содержании сюжетной картинки. Участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Детей среднего возраста учат составлять главным образом описательные рассказы как по предметным, так и по сюжетным картинам. Описывать предмет, картину. Пересказывать наиболее выразительные и динамические отрывки из сказок. В играх проявлять инициативу и предлагать новые роли и действия. Обогащать сюжет, вести ролевые диалоги. Разыгрывать несложные отрывки по знакомым литературным произведениям Структура занятия: 1. дети молча рассматривают картину, 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали, 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный), 4. дети воспроизводят образец, 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.

Слайд 16

Старший дошкольный возраст Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника, участвовать в беседе . Составлять по образцу о предмете, рассказы по сюжетной картине, набору картинок с последовательно развивающимся действием; Связно, выразительно, последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Слайд 17

Использовать монологическую и диалогическую формы речи. Составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.

Слайд 18

Виды рассказывания по картине 1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины. 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.

Слайд 19

Работа по таким картинам строится в несколько этапов: выделение значимых объектов картины; рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта; определение взаимосвязи между отдельными объектами картины; объединение мини-рассказов в единый сюжет.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития речи детей раннего возраста в семье

В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители...

Особенности развития эмоций в раннем возрасте.

В статье описано развитие эмоций у маленьких детей в доступном для родителей понимании....

Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.

Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....

Особенности развития игры в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном  возрасте является игра....

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...

Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...