Особенности развития игры в дошкольном возрасте
статья по теме
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnyy_vozrast.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Игры существуют разные. Одни развивают мышление и кругозор, другие – ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они нужны и по - своему полезны детям.
Сюжетно-ролевые игры
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей, Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры.
Поощрять расширение выбора тем для игры; учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего, из литературных произведений и телевизионных передач, экскурсий, выставок, путешествий, походов.
Развивать умение согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, уступать, убеждать и т. д.; самостоятельно разрешать конфликты, возникающие в ходе игры. Способствовать укреплению возникающих устойчивых детских игровых объединений.
Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.
Закреплять умение усложнять игру путем расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
Способствовать обогащению знакомой игры новыми решениями, включением в нее продуктивной деятельности (участие взрослого, изменение атрибутики или введение новой роли). Создавать условия для творческого самовыражения; для возникновения новых игр и их развития.
Развивать умение детей коллективно возводить постройки, необходимые для игры, планировать предстоящую работу, сообща выполнять задуманное; применять конструктивные умения.
Формировать привычку аккуратно убирать игрушки в отведенное для них место.
Подвижные игры
Продолжать приучать детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры; участвовать в играх с элементами соревнования. Знакомить с народными играми.
Воспитывать умение проявлять честность, справедливость в самостоятельных играх со сверстниками.
Театрализованные игры
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия. Вызывать желание попробовать себя в разных ролях.
Усложнять игровой материал за счет постановки перед детьми все более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач («Ты была бедной Золушкой, а теперь ты красавица-принцесса», «Эта роль еще -никем не раскрыта»), смены тактики работы над игрой, спектаклем.
Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.
Развивать умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Развивать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставлять детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.
Дидактические игры
Организовывать дидактические игры, объединяя детей в подгруппы по 2-4 человека. Закреплять умение выполнять правила игры.
Формировать желание действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушками (народными, электронными, компьютерными играми и др.).
Побуждать к самостоятельности в игре, вызывая у детей эмоционально-положительный отклик на игровое действие.
Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.
Воспитывать культуру честного соперничества в играх-соревнованиях.
Дети подготовительной группы более развиты. Знают содержание многих игр и имеют опыт их проведения, сами определяют, кому начинать игру, устанавливают очередность, оценивают результат. Их радует не только процесс игры и выполнение поставленной дидактической задачи, но и само преодоление трудностей.
Самостоятельные дидактические игры положительно влияют на формирование правильных взаимоотношений между детьми. Они проявляют интерес к ходу игры, строго следят за выполнением правил играющими, дают совет, высказывают оценочные суждения.
Особенно эти моменты проявляются в играх, связанных С соревнованием. Благодаря возросшей у детей этого возраста самостоятельности в решении дидактической задачи и выполнении правил в играх повышается интерес к соревнованию и выигрышу. Эти качества особенно характерны для детей, у которых накоплен опыт дидактических игр. Если же дети поступили в детский сад сразу в старшую или подготовительную группы и еще не знают товарищей по группе, то в части, касающейся коллективных игр, они мало отличаются от детей младшего возраста. Поэтому их целесообразно выделить в отдельную группку и воспитателю самому играть с ними, обучая их умению играть с игрушкой, выполнять правила игры.
Зная, что самостоятельная дидактическая игра является хорошей школой развития мышления ребенка, воспитатель заранее продумывает подготовку и целесообразную расстановку игрушек и игр.
Большую ценность в умственном воспитании детей этого возраста представляют словесные игры (народные загадки, молчанка, запретное слово). Эти игры возбуждают умственную активность.
Если в младшем и среднем дошкольном возрасте воспитатель сам принимает участие в игре и помогает детям, то в старшем возрасте при самостоятельных дидактических играх не следует чрезмерно опекать детей, а необходимо стремиться всей системой воспитательной работы развивать у них самостоятельность, формировать усидчивость, умение тормозить свои чувства и желание подчиняться правилам игры.
Самостоятельные дидактические игры приучают детей к более быстрому темпу умственной деятельности. Игры типа «Что вам нужно» помогают лучше усвоить, какие учебные принадлежности нужны ученику 1-го класса, как их лучше хранить, как можно быстро вынуть нужные учебные пособия, готовясь к уроку математики или русского языка и т. д.
Игры типа «Расскажи», «Кто больше», «Наоборот» и др. заставляют детей думать, требуют умозаключений, сосредоточенности, выдержки, внимания и установления логических связей.
Ценность дидактических игр всецело зависит от того, как воспитатель сумеет подобрать необходимые игрушки и материалы, выделить время, помочь правильно направить детей на выполнение правил и дидактической задачи, создать эмоциональную обстановку вокруг игры. В таких играх, как «Поймай мяч», «Кольцеброс», «Бильбоке», воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, дисциплинированность. Развивается координация движений кисти и пальцев рук. Четкий зрительный контроль за этими движениями создает предпосылки для подготовки детей к овладению письмом.
Таким образом, исходя из изложенного можно сделать выводы, что самостоятельные дидактические игры детей тесно связаны с программой воспитания в детском саду;
характер и содержание игр исходит из пройденного учебного материала и отвечает требованиям четко определенной дидактической задачи;
игры в младших и средних группах должны проходить под непосредственным руководством воспитателя, в старших и подготовительных — под наблюдением;
для этих игр необходимо подобрать, удобно разместить игровой материал и настолько-печатные игры.
Смысл игры детей разных групп меняется: для младших он в действиях того лица, роль которого выполняет ребенок, для среднего — в отношениях этого лица к другим людям, для старших — в отражении типичных отношений взрослых. Так, если в младшей группе в бытовых играх жизнь семьи или детского сада отражается эпизодично, действия непоследовательны, однообразны, то в средней группе уже отмечается цельность сюжета, взаимосвязанность, длительность игры увеличивается. Малыши приступают к игре ситуативно, без какого-то предварительного плана, хотя некоторые исследователи отмечают наличие "сговора" уже у детей четвертого года жизни. Старшие дети обсуждают замысел игры, подбирают, а иногда готовят самостоятельно материал к играм. Наблюдается заблаговременное коллективное планирование игры: выбор темы, распределение ролей, выработка и обсуждение правил игры, изготовление атрибутов. Эта особенность дает возможность воспитателю направлять ход игры, развивать ее, подчиняя игровую деятельность целенаправленному формированию нужных качеств коллектива в целом или отдельно взятого ребенка. В творческой сюжетно-ролевой игре старших дошкольников, правила которой составлены самими детьми, вырабатывается самоконтроль.
Дошкольный возраст — один из важнейших этапов в формировании и развитии индивидуальных и коллективных игровых интересов детей. Под игровым интересом мы понимаем сложное психическое образование, которое воспринимаем одновременно и как особое непосредственное эмоционально-познавательное отношение к игре или игрушке; и как стремление выразить познанное в деятельности; как потребность ребенка заниматься именно данной деятельностью, которая обеспечивает соучастие в жизни взрослого, удовлетворяет потребность в общении, приносит радость созидания, творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей «Особенности развития словаря детей дошкольного возраста»
Слово – носитель содержания, обусловливающего звуковую оболочку речи. Известно, что чем богаче словарь человека, тем больше возможностей у говорящего выбрать нужную словоформу для построения связного ...
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
В консультации имеется информация об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет), которые необходимы учитывать создавая условия для проявления познавательной активности, сове...
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
В статье представлена информация об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста, которые необходимо учитывать в работе с детьми....
Особенности развития речи детей дошкольного возраста
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Особенности развития детей раннего дошкольного возраста.
Аналитическое эссе об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста....
Родительское собрание "Особенности развития речи детей дошкольного возраста"
Родительское собрание...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития....