Особенности развития речи детей раннего возраста в семье
статья на тему
В данной статье даны подробные рекомендации по развитию речи детей раннего возраста в семье, а также предложен речевой материал по различным лексическим темам, который могут использовать родители при проведении домашних занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ranniy_vozrast.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Об особенностях развития речи детей раннего возраста в семье
В вашей семье прибавление. Все безмерно рады. Малыш растет. Вы радуетесь, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-либо сообщать другим людям, ребенок понимает примерно в год. Освоение речи - последняя самая важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира.
Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки-ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет всего несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Родители должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отражается на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.
Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Ваш ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». В школе на помощь приходит школьный логопед, если, конечно, в штате школы будет такой специалист. В противном случае будете выкручиваться сами. Ребенок будет определен в речевую школу, а она существенно отличается от модных сейчас лицеев и гимназий. С иностранным языком придется распрощаться на неопределенное время.
Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого с ним никто не дружит (дети жестоки, и он не может быть прав). Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Плюс невозможность выбора любой профессии и трудности при знакомстве с противоположным полом.
Для предотвращения всех этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
Что же делать, если диагноз «задержка речевого развития» или «общее недоразвитие речи» повис над вашим ребенком? Не впадайте в панику! Правильно оцените состояние вашего ребенка. Ранняя коррекция, систематические занятия могут практически полностью компенсировать общее недоразвитие речи. Реально оцените свои моральные и материальные силы и выберите приемлемую для вас систему.
Идеальный вариант. Если в вашем городе есть логопедические ясли или логопедические группы в детских садах, постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок их посещал при условии, что он может это сделать по состоянию своего здоровья. Конечно, придется заниматься и дома, но ваши занятия будет контролировать учитель-логопед.
Хороший вариант. Если у вашего ребенка нет возможности посещать логопедические группы в раннем и младшем возрасте или вы просто не хотите этого делать и нашли учителя-логопеда, согласившегося заниматься с маленьким ребенком (это не всегда легко, так как они неохотно занимаются с маленькими детьми), это хорошо.
Универсальный вариант. Конечно, никто не может заменить работу учителя-логопеда, но родители могут самостоятельно помочь ребенку в речевом развитии, чтобы не терять драгоценное время, если в данный момент вы не можете оплачивать услуги специалиста, а в городской логопедический детский сад принимают только в 4-5-летнем возрасте или вы еще стоите на очереди в такую группу.
Как определить отклонения в речевом развитии ребенка?
Активная речь проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.
2-3 мес. - на смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение гласных
звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с согласным г. Это
этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков.
Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи,
малыш учится управлять интонацией.
7-9 мес. - ребенок произносит серии одинаковых слогов «дя–дя-дя», «ба-ба-ба»,
«ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.
9-11 мес. - малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. - появляется несколько осознанно употребляемых слов. Это
двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «дядя»
и т.д. Количество слов к двум годам значительно увеличивается
(около 300 слов различных частей речи).
2-3 года - начинается овладение фразовой речью, появляются первые
предложения. Длина предложений и грамотность их построения
увеличиваются очень быстро. Внутренний мир ребенка расширяется
за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение.
К 3, 5 годам словарь ребенка насчитывает больше 1000 слов.
Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи. Известно, что наиболее чувствительным к речи является возраст от 1,5 до 3 лет.
Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызвать задержки речи не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.
Проявите инициативу первыми! Конечно же, за состоянием ребенка кроме родителей должны следить и участковый педиатр, и воспитатель детского сада. Однако, родители должны запомнить, что, как это ни печально, но кроме вас в наше время ваше дитя никому не нужно. Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь».
Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития очевидны, если:
- К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
- К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.
- К концу 5-го месяца он не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
- К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.
- К концу 9-го месяца у него лепета и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
- К концу 10 месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
- К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
- К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама», «папа».
- К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
- К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку», не узнает близких на фотографиях.
- К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».
- К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
- В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Как организовать логопедические занятия дома?
Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком дома. Что же вам понадобиться?
- Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
- «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда» и пр.)
- Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и пр.
- Разрезные картинки из двух и более частей.
- Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красивые упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
- Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры по лепке, конструированию, рисованию, выкладыванию (пластилин, шнуровку, конструктор, счетные палочки, спички и пр.)
- Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры. Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом.
Редкий маленький ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить за малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой качалке-лошадке. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.
Помните, что для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно проводятся игры:
- на развитие мелкой моторики,
- артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день),
- игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
- игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут! Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.
Лучшее время для занятий – утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Разбейте блок игр и упражнений, которые вы запланировали на день, на несколько частей. Например, пальчиковую и артикуляционную гимнастики проведите утром, развитием речи позанимайтесь на прогулке, а развитием фонематического слуха – во второй половине дня.
Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь ежедневно прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.
«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Если он назвал поезд «ту-ту», подтвердите его ответ двумя вариантами слова: «Да, это поезд, ту-ту». Если же вы строго скажете, что это не «ту-ту», а поезд, возможно, в следующий раз малыш больше не захочет с вами общаться.
Не бойтесь начинать! Заведите тетрадь, где будете планировать занятия на каждый день. У каждой недели должна быть своя лексическая тема («Игрушки», «Весна» и т.д.). Все игры подбираются соответственно ей.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они представлены.
Пользуйтесь дополнительной литературой! Если вас действительно волнует развитие вашего ребенка, прочитайте специальную литературу речевых нарушениях и способах их преодоления.
И помните: не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!
Примерный тематический активный и пассивный словарь
детей раннего возраста
ОСЕНЬ:
Существительные: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт.
Прилагательные: холодная, красивая, дождливая, теплая (одежда); цвета (листьев и травы) – зеленый, желтый, красный, коричневый (сухой).
Глаголы: наступила (осень), похолодало; желтеют, краснеют, засыхают, опадают (листья); идет (дождь); дует (ветер).
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования: «Один-много» (образование формы мн.числа сущ.) дождь - дожди капля – капли гриб – грибы зонт – зонты
лист– листья плащ – плащи птица – птицы
-«Осенние листья» (образование формы родит. падежа сущ.ед. числа)
лист клена, березы, дуба, липы;
-«Что бывает осенью?» (составление предложений по сюжетным картинкам):
Солнышко прячется за тучи. Идет дождь.
Птицы улетают на юг. Люди надевают пальто и плащи.
Животные готовят запасы на зиму. Листья на деревьях желтые и красные.
Литература:
Дождик Осень
К нам на длинной мокрой ножке Если на деревьях листья пожелтели,
Дождик скачет по дорожке. Если в край далекий птицы улетели,
В лужице – смотри, смотри! - Если небо хмурится, если дождик льется,
Он пускает пузыри… Это время года осенью зовется.
З.Александрова М.Ходякова
ОВОЩИ:
Существительные: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа – овощи, то, что растет на грядке на огороде; салат, щи, пища.
Прилагательные: цвета (основные) – красный, зеленый, желтый, коричневый; вкус – кислый, сладкий, горький; форма – круглая; размер – большой, маленький.
Глаголы: расти, зреть, брать, мыть, чистить, резать, варить, есть.
Дид.игры: -«Один – много» (образование формы множ.числа сущ.)
огурец – огурцы репа – репы помидор – помидоры…
- «Назови ласково» (образование сущ. с ум.-ласк. суффиксами):
помидор – помидорчик
огурец – огурчик
репа – репка
лук – лучок
картошка – картошечка...
- «Чудесный мешочек» (согласование прилаг. с сущ.в роде):
морковь – длинная, красная
помидор – круглый, красный…
- «Какой овощ пропустили?» (на развитие внимания и зрительной памяти)
Литература: сказка «Репка»,
Огород
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит круглый год.
А. Прокофьев
ФРУКТЫ:
Существительные: яблоко, лимон, апельсин, груша, слива – фрукты, то, что растет на дереве в саду; компот, варенье, сок.
Прилагательные: сочный, вкус – кислый, сладкий; цвет – зеленый, желтый, красный, синий, оранжевый; форма – круглый, овальный; размер – большой, маленький.
Глаголы: расти, созревать, собирать, срывать, брать, мыть, очищать, есть, варить, резать.
Числительные: один, много.
Дид. игры:- «Один – много» (образование формы мн. числа сущ.)
яблоко – яблоки лимон – лимоны груша – груши…
- «Назови ласково» (образование сущ. с ум.-ласк. суффиксами):
яблочко, лимончик, апельсинчик…
- «Чудесный мешочек»;
- «Разрезные картинки» (из двух частей – горизонтальный и вертикальный разрез)
Литература: считалка «Мы делили апельсин…»,
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
В.Волина
ИГРУШКИ:
Существительные: машина, мишка, зайка, кукла, кубики, мяч, юла, матрешка и др. – игрушки.
Прилагательные: цвет – красный, зеленый, синий, желтый, коричневый, черный; форма – круглый, квадратный; поверхность – мягкий, твердый, чистый, грязный; размер – большой, маленький; новый, старый, любимый, красивый.
Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, спать, мыть, качать, убирать.
Дид.игры: - «Узнай игрушку по описанию», «Чудесный мешочек»;
- «Назови ласково»;
- «Один – много»;
- «Чего не стало?» (на образование формы родит. падежа сущ.)
- «Разрезные картинки» (из двух частей – вертикальный разрез)
Литература: стихи А. Барто из цикла «Игрушки».
ОДЕЖДА:
Существительные: майка, трусы, носки, колготы, платье, сарафан, кофта, рубашка, брюки, шорты, пальто, куртка, шуба, плащ, варежки – одежда; рукава, воротник, карман, пуговица, молния, пояс.
Прилагательные: основные цвета; короткая, длинная, чистая, грязная, красивая.
Глаголы: шить, вязать, носить, одевать, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, повесить, стирать.
Дид.игры: - «Нарядим куклу»;
- «Один – много»;
- «Назови ласково»;
- «Чего не хватает?» (у рубашки –пуговицы, у платья – рукава…)
Литература:
Настя, Настенька Подарок
Шубка красненька, Подарю я бабушке –
Шапка боброва, Голубые варежки.
Сама черноброва. Я из ниток шерстяных
Рус.нар.потешка Десять дней вязала их,
Пусть она их носит,
Руки не морозит.
В. Кудлачев
ЧАЙНАЯ ПОСУДА:
Существительные: чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, хлебница – посуда; с полосками, с цветочками; чай, кофе, молоко, компот, хлеб, сахар.
Прилагательные: чайная, красивая, чистая, грязная, одинаковая, разная, большая, средняя, самая маленькая; деревянная, железная, керамическая, стеклянная, пластмассовая, глиняная (пассив).
Глаголы: мыть, вытирать, сушить, класть, положить, наливать, есть, пить, размешивать, разбивать.
Числительные: один, много.
Дид.игры: -«К кукле пришли гости»;
- «Один – много» ( чашка-чашки ложка-ложки тарелка-тарелки
блюдце-блюдца чайник-чайники хлебница-хлебницы)
- «Назови ласково» ( чашка – чашечка тарелка – тарелочка ложка – ложечка)
- «Чего не стало?» (3-4 предмета посуды)
- «Ложка и стакан» (сформировать понимание предлогов – ложка В стакане
ложка ЗА стаканом
достаем ложку ИЗ стакана....
- «Разрезные картинки» (из 3-х частей два горизонтальных разреза)
Литература: сказки «Три медведя», К. Чуковский «Федорино горе», С. Маршак «Кошкин дом»,
- Ладушки, ладушки!
Где были? - У бабушки.
- Что ели? – Кашку.
-Что пили? – Бражку.
Кашку поели, бражку попили.
Шу-у-у…Полетели!
На головку сели,
Петушком запели.
Ку-ка-ре-ку!
Рус.нар.потешка
ДОМ:
Существительные: дом, кухня, комната, окно, стена, крыша, труба, дверь, лестница, забор, теремок, улица – много домов.
Прилагательные: основные цвета; высокий, низкий, сказочный, красивый, разный, разноцветный.
Глаголы: строить, жить, входить, выходить, открывать, закрывать, убираться.
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Мой дом» (знакомство с частями дома)
- «Назови ласково» (дом – домик окно – окошечко дверь – дверка)
- «Кошкин дом» (развитие понимания и употребления предлогов В, НА, ПОД, ИЗ).
Литература: сказка «Теремок», С.Маршак «Кошкин дом».
МЕБЕЛЬ:
Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье), кровать, диван, кресло, шкаф.
Прилагательные: мягкий, твердый, деревянный, пластмассовый.
Глаголы: сидеть, лежать, есть, ставить, вытирать.
Дид.игры: «В гостях у куклы Оли» (уточнение названия предметов мебели, ее назначения);
- «Мебель для Мишутки» (кровать-кроватка стул-стульчик стол-столик
шкаф-шкафчик диван-дванчик кресло-креслице)
- «Один-много» (стол-столы стул-стулья шкаф-шкафы…)
Литература: сказка «Три медведя», С. Маршак «Кошкин дом».
ЧЕЛОВЕК:
Существительные: человек, мужчина, женщина, ребенок, мальчик, девочка, голова, волосы, глаза, уши, нос, рот, зубы, шея, лицо, руки, ладони, ноги, колени, тело, пальцы, спина, грудь, живот.
Прилагательные: правая, левая.
Глаголы: бегать, ходить, прыгать, смотреть, сидеть, спать, слушать, есть, пить, говорить, дышать, плакать, улыбаться, умываться, брать, носить, играть, рисовать.
Числительные: один, два, много.
Дид.игры: «Один – много», «Назови ласково», «Два-две», «Олины помощники»(на образование формы множ.ч. и ум.-ласк.формы существ.)
Оля весело бежит Оля ягодки берет Оля ядрышки грызет,
К речке по дорожке, По две, по три штучки. Падают скорлупки,
А для этого нужны А для этого нужны А для этого нужны
Нашей Оле… (ножки) Нашей Оле…(ручки) Нашей Оле…(зубки)
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле…(глазки)
Литература: народные потешки:
Водичка, водичка, Большие ноги
Умой мое личико, Шли по дороге:
Чтобы глазоньки блестели, Топ, топ, топ,
Чтобы щечки краснели, Топ, топ, топ.
Чтобы смеялся роток, Маленькие ножки
Чтобы кусался зубок. Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ, топ, топ, топ, топ.
.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ:
КОШКА С КОТЕНКОМ:
Существительные: животное, кот, кошка, котенок; части тела: голова, морда, уши, глаза, тело, лапы, хвост; живут в доме; питаются молоком, рыбой, мясом, покрыта шерстью.
Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), длинный (хвост), большая, маленькая.
Звукоподражания: мяу – мяу, кис – кис.
Глаголы: ходить, бегать, лакать, спать, лежать, сидеть, прыгать, ловить (мышку), играть, мяукать, пищать.
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Кто как кричит?», «Помоги маме найти детенышей», «Назови ласково» (хвост-хвостик голова-головушка нога-ножка рога-рожки
ухо-ушко копыто-копытце глаз-глазик)
-«Один – много» (кошка-кошки котенок-котята
собака-собаки щенок-щенки
корова-коровы теленок-телята
лошадь-лошади жеребенок-жеребята)
-«Кто где спрятался?»(активизация предлогов В, НА, ПОД, ОКОЛО, ЗА)
- «Разрезные картинки» (из 3-4 частей - два вертикальных разреза, вертикальный и горизонтальный разрезы).
Литература: С.Маршак «Усатый – полосатый»,
Киска
Киска, киска, киска, брысь!
На ступеньку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Рус.нар.потешка
СОБАКА СО ЩЕНКОМ:
Существительные: животное, собака, щенок, шерсть; части тела: голова, морда, уши, тело, лапы, хвост; конура (будка), крыша, стена, миска; ест мясо.
Прилагательные: домашняя, пушистая, мягкая (шерсть), большая, маленькая, разные.
Звукоподражания: ав – ав.
Глаголы: ходить, сидеть, бежать, лежать, спать, есть, играть, лаять, гладить, кормить.
Числительные:один, много.
Литература: В.Сутеев «Кто сказал МЯУ?»,
Пёс
У крыльца лохматый пёс
Лёг, уткнувши в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит,
Может, дремлет, может, спит.
А попробуй сунься вор –
Вмиг залает на весь двор.
А. Барто
КОРОВА С ТЕЛЕНКОМ:
Существительные: животное, корова, теленок; части тела: голова, уши, рога, ноги, копыта, хвост, шерсть; ест сено, траву; стадо, луг, пастух, загон, молоко.
Прилагательные: цвета окраски коровы: черная, рыжая, белая; домашняя, добрая, большая, парное (молоко).
Звукоподражания: ту-ру-ру, му-му.
Глаголы: ходить, бегать, лежать, есть, щипать (травку), мычать, пасти, созывать, играть (в рожок), давать (молоко).
Числительные: одна, много.
Литература:
Раным- рано поутру Уж как я ль мою коровушку люблю,
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!» Уж как я ль-то ей крапивушки нажну.
А коровки в лад ему Кушай вволюшку, коровушка моя,
Затянули: «Му-му-му!» Ешь ты до сыта, буренушка моя.
Ты, буренушка, ступай Уж как я ль свою коровушку люблю,
В чисто поле погуляй, Сытна пойла я коровушке налью.
А вернешься вечерком, Чтоб сыта была коровушка моя,
Нас напоишь молочком. Чтобы сливочек буренушка дала.
ЛОШАДЬ С ЖЕРЕБЕНКОМ:
Существительные: животное, лошадь, жеребенок; части тела: голова, тело, морда, уши, ноги, грива, копыта, шерсть; сено, конюшня.
Прилагательные: домашняя, белая, черная, гладкая, блестящая (шерсть), большая, маленькая.
Звукоподражания: но, цок-цок, тпру, иго-го.
Глаголы: ходить, скакать, спать, есть, пить, ржать; кормить, поить, ездить, скакать, кататься, причесать.
Числительные: один, много.
Литература: А. Барто «Лошадка», потешка:
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка - серый бок!
Я копытцем постучу,
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Рус.нар.потешка
ЗИМА, ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ:
Существительные: зима, снег, сосульки, лед, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка.
Прилагательные: белый, холодный, снежная (баба), большой – маленький, средний, мягкий – твердый, зимний, прозрачная (сосулька).
Глаголы: идет (снег), выпал, лежит, висит (сосулька под крышей), лепить, кататься, ходить (на лыжах), делать (горку), расчищать.
Дид.игры: -«Что бывает зимой?» (составление предложений по сюжетным картинкам:Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.)
-«Назови ласково» (снег-снежок лед-ледок санки-саночки
горка-горочка сосулька-сосулечка лопата-лопатка)
-«Сделай снеговика»(из 3-х кругов)
Литература: Ты, мороз, мороз, мороз, Снег
Не показывай свой нос! Снег, снег кружится,
Уходи скорей домой, Белая вся улица!
Стужу уводи с собой. Собралися мы в кружок,
А мы саночки возьмем, Завертелись, как снежок.
Мы на улицу пойдем, А.Барто
Сядем в саночки – самокаточки.
Рус.нар.потешка
Зима
Белый снег, пушистый Темный лес что шапкой
В воздухе кружится Принакрылся чудной
И на землю тихо И заснул под нею
Падает, ложится. Крепко, непробудно…
И под утро снегом Стали дни коротки,
Поле забелело, Солнце светит мало,
Точно пеленою Вот пришли морозцы,
Все его одело. И зима настала.
И. Суриков
ДЕРЕВЬЯ. ПРАЗДНИК ЁЛКИ.
Существительные: дерево, ёлка, ствол, ветки, иголки; ёлочные игрушки: шар, фонарик, гирлянда, хлопушка (по выбору взрослого рассматривается 5-7 игрушек); Снегурочка, Дед Мороз; лес, праздник, треугольник.
Прилагательные: зеленый, черный, коричневый, острый, колючий, длинные – короткие (ветки), верхние – нижние (ветки), елочные (игрушки), стеклянные, разноцветные.
Глаголы: расти, пахнуть, украшать.
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Один-много» (елка-елки, ветка-ветки, иголка-иголки, шишка-шишки)
-«Назови ласково» (елочка, иголочка, веточка, шишечка, шарик),
-«Что НА елке, что ПОД елкой?»
-«Сложи елочку» (из 3-х треугольников)
Литература: песенка «В лесу родилась елочка»,
Встали девочки в кружок, Наверху звезда,
Встали и примолкли. Бусы в два ряда.
Дед Мороз огни зажёг Пусть не гаснет ёлка,
На высокой ёлке. Пусть горит всегда!
А.Барто, отрывок из стих.
«Машенька»
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ
ПЕТУШОК С СЕМЬЁЙ:
Существительные: птица, петух, курица, цыпленок, зернышки; голова, хвост, туловище, крылья, перья, клюв, глаза, гребешок, бородка, лапки; яйцо.
Прилагательные: домашняя, красный, желтый, разноцветный, круглый, большой – маленький, птичий (двор).
Звукоподражания: ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку.
Глаголы: ходить, клевать, пищать, звать, клевать, кукарекать, взлетать, пить, щипать, грести.
Дид.игры: «Птичий двор», «Кто как кричит?», «Один-много», «Разрезная картинка» (из 3-х частей).
Литература: сказка «Курочка Ряба», сказка К.Чуковского «Цыпленок»,
Цыплята Петушок
Вышла курочка гулять, Петушок, петушок,
Свежей травки пощипать. Золотой гребешок,
А за ней ребятки - Масляна головушка
Желтые цыплятки. Шелкова бородушка.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко –
Не ходите далеко. Что ты рано встаешь,
Лапками гребите, Что ты громко поешь,
Зернышки ищите. Детям спать не даёшь?
Съели толстого жука, Рус.нар.потешка
Дождевого червяка
Выпили водицы
Полное корытце.
Т.Волина
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЗАЯЦ С ЗАЙЧАТАМИ:
Существительные: животное, заяц, зайчонок, шубка; части тела: голова, туловище, лапы, хвост, уши; чем питается: морковка, кора.
Прилагательные: дикий, белый, теплая (шубка), длинные (уши), короткий (хвост).
Звукоподражания: прыг-скок.
Глаголы: прыгать, грызть, бояться (лисы), прятаться (за куст).
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Помоги маме найти своих детенышей», «Один – много», «Угадай по описанию» (большой, бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий – медведь;
серый, злой, зубастый, сердитый, голодный – волк;
хитрая, пушистая, рыжая, проворная – лиса;
маленький, длинноухий, пугливый – заяц)
- «Лисьи прятки» (активизация предлога ЗА)
- «Кто чем питается?» (употребление сущ.твор. падежа – заяц питается капустой
медведь – медом, малиной
лиса, волк – мясом
Литература: стихотворение А.Барто «Зайка», потешка:
Зайчишка – трусишка
Зайчишка – трусишка
По полю бежал,
В огород забежал,
Капустку нашел,
Морковку нашел,
Сидит, грызет,
Хозяин идет!
Рус.нар.потешка
ЛИСА С ЛИСЯТАМИ:
Существительные: животное, лиса, лисенок, лисичка-сестричка; части тела: мордочка, туловище, лапы, уши, хвост; живет в лесу, в норе, питается мышами.
Прилагательные: дикая, оранжевая, пушистая, хитрая; вытянутая(мордочка), острые (уши), пушистый (хвост).
Глаголы: жить, бегать, питаться, охотиться, ловить (зайцев, мышей).
Числительные: один, много.
Литература: русские народные сказки «Колобок», «Лиса и волк», «Кот, лиса и петух»,
Лисята
Под кустом играют в прятки
Шаловливые лисятки,
А лиса для малышей
Ловит в зарослях мышей.
З.Александрова
МЕДВЕДЬ С МЕДВЕЖАТАМИ:
Существительные: животное, медведь, медвежонок; части тела: голова, морда, уши, туловище, лапы, хвост; живет в лесу, любит малину и мёд.
Прилагательные: дикий, коричневый, косолапый, неуклюжий, толстые (лапы), большой, маленький.
Глаголы: ходить, спать, есть, пить.
Числительные: один, много, три (медведя).
Литература: сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», А.Барто «Уронили мишку на пол».
ВОЛК С ВОЛЧАТАМИ:
Существительные: животное, волк, волчонок; части тела: голова, туловище, спинка, живот, лапы, уши, хвост, пасть, зубы; живет в лесу.
Прилагательные: дикий, серый, злой, зубастый, сердитый, голодный.
Глаголы: жить, бегать, есть, охотиться.
Числительные: один, много, два (волка).
Литература: сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок».
ВЕСНА. КОРАБЛИК:
Существительные: весна, солнце, ручьи, снег, вода, капель, проталины, кораблик, лодочка, парус, волны.
Прилагательные: весенний, желтый, синий, солнечный.
Глаголы: наступила, тает, бегут (ручьи), плывёт (лёд, кораблик, лодочка), появились (проталины), светит.
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Что бывает весной?» (составление предложений по сюж. картинкам),
- «Назови ласково» (снег-снежок вода-водичка солнце-солнышко
лодка-лодочка ручей-ручеек корабль-кораблик)
Литература: отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Кораблик
Матросская шапка И скачут лягушки
Веревка в руке, За мной по пятам
Тяну я кораблик И просят меня:
По быстрой реке, - Прокати, капитан!
А. Барто
ТРАНСПОРТ. ЛЕГКОВЫЕ И ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ:
Существительные: машина, автомобиль, самосвал; части машины: колесо, кабина, кузов, руль, сиденье, фары, мотор; прицеп, груз (песок, земля); познакомить с обобщением, что грузовые машины перевозят различные грузы, а легковые – людей.
Прилагательные: грузовая, легковая, гоночная, игрушечная, настоящая; основные цвета; железная, деревянная, пластмассовая.
Глаголы: ехать, перевозить, катать, прицеплять.
Числительные: один, много.
Дид.игры: «Один-много» (машина-машины грузовик-грузовики
колесо-колеса кабина-кабины
фара-фары груз-грузы
пассажир-пассажиры)
- «Чудесный мешочек»
-«Выложи грузовую машину» (два кружка, большой и маленький прямоугольники, маленький квадрат).
Литература: А. Барто «Грузовик»,
По шоссе спешат машины. Ждут одну из них на стройке,
Шур, шур, шур – Ждет врача больной на койке,
Шуршат их шины. Грузы важные завод
А машины разные: От машины тоже ждет,-
Голубые, красные. Потому спешат машины.
Почему спешат машины? Шур, шур, шур,
И куда спешат машины? Шуршат их шины.
Н. Боев
ЦВЕТЫ. ЦВЕТУТ ОДУВАНЧИКИ:
Существительные: цветок, одуванчик, пушинка, листья, стебель, букет, венок, земля, луг, поле.
Прилагательные: желтый, белый, зеленый, дикий, луговой.
Глаголы: расти, цвести, собирать, плести (венок), дарить.
Числительные: один (одуванчик), два (одуванчика), три (одуванчика), много.
Дид.игры: «Зайка и его любимы цветочек»(описание одуванчика), «Сплетем веночек» (один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, много одуванчиков).
Литература:
Одуванчик
Уронило солнце У него чудесный
Лучик золотой. Золотистый цвет.
Вырос одуванчик, Он большого солнца
Первый, молодой. Маленький портрет.
М. Познанская
НАСЕКОМЫЕ:
Существительные: насекомое, жук, бабочка, божья коровка; части: крылья, лапки, голова, усы; цветы, пыльца.
Прилагательные: большие, маленькие, желтые, черные, красные, зеленые, коричневые, разноцветные, красивые, полезные, вредные.
Звукоподражания: жу-жу.
Глаголы: летать, ползать, жужжать, есть, пить.
Числительные: один, два, три, много.
Дид.игры: «Угадай, кто улетел?» (3-4 картинки), «Один – много» (жук-жуки
муха-мухи
бабочка-бабочки
божья коровка-божья коровки)
- «Где бабочка?» (активизация предлогов),
- «Разрезная картинка»(из 4-х частей – разрез по диагоналям).
Литература:
Жук
- Жук, жук, пожужжи, Божья коровка,
Где ты прячешься, скажи? Полети на небо,
- Жу, жу, жу, жу, Принеси нам хлеба!
Я на дереве сижу. Черного и белого,
- Жук, жук, покажись! Только не горелого.
Надо мною покружись! Рус.нар.закличка
- Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н.Френкель
ПТИЦЫ:
Существительные: птицы, воробей, голубь; части тела: клюв, перья, крылья, ноги, хвост, голова; корм, насекомые, птенцы.
Прилагательные: дикие, красивые, белые, черные, коричневые, разноцветные, большие, маленькие.
Глаголы: ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, сидеть, чирикать.
Числительные: один, два, три, много.
Дид.игры: «Один – много», «Сосчитай воробьев» (один воробей, два воробья, три воробья, много воробьев), «Построй голубятню» (из картонного треугольника и квадрата).
Литература:
Воробей
Села птичка на окошко, Среди белых голубей
Посиди у нас немножко! Скачет шустрый воробей.
Посиди, не улетай. Воробушек – пташка,
Улетела…Ай! Серая рубашка.
А.Барто Откликайся, воробей,
Вылетай-ка, не робей.
Рус.нар.потешка-игра
ЛЕТО:
Существительные: лето, солнце, небо, дождь, гроза, радуга, молния, река, мяч, ягоды, грибы, овощи, фрукты.
Наречия: жарко.
Прилагательные: летний, жаркий, желтое, синее, белое, красивая, разноцветная (радуга), теплая (вода), надувной (круг, мяч).
Глаголы: наступило (лето), светит (солнце), гремит (гром), сверкает (молния), купаться, играть.
Дид.игры: «Что бывает летом?» (составление предложений по сюжетным картинкам), «Один – много» (дождь-дожди мяч-мячи
гроза-грозы радуга-радуги
молния-молнии река-реки
ягода-ягоды гриб-грибы
фрукт-фрукты овощ-овощи)
-«Назови ласково» (солнце-солнышко дождь-дождик река-речка
мяч- мячик ведро-ведерко ягода-ягодка
гриб-грибок)
-«Игры с водой» (активизация приставочных глаголов - наливать, выливать, переливать, доливать, лить…).
Литература: русские народные заклички:
Дождик, дождик, посильней, Гром гремучий, Радуга – дуга,
Будет травка зеленей, Тресни тучи, Перекинься на луга –
Вырастут цветочки Дай дождя Коромыслом колесом,
И зеленые листочки! С небесной кручи. Золотым мостом!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития речи детей раннего возраста. Упражнения активизирующие речь.
Материал вмещает в себя консультацию для родителей, практический материал (конспект занятия для детей 1-1,6), памятку для родителей....
Презентация. Особенности развития речи детей раннего возраста. Консультация для родителей.
В консультации предоставлен материал по развитию речи детей раннего и младшего возраста. Раскрыты особенности развития речи и приёмы, стимулирующие развитие речи ребёнка....
Особенности развития речи детей раннего возраста
В данном материале родители познакомятся с рядом особенности развития речи детей раннего возраста...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Главным событием в развитии ребенка раннего возраста является овладение речью. Появление речи перестраивает все психические процессы ребенка и открывает новые, необыкновенно важные перспективы его раз...
Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Буклет: "Особенности развития речи детей раннего возраста"...
Особенности развития речи детей раннего возраста
Уважаемые родители!Ваш ребенок переступил порог детского сада. Мы хотим, чтобы этот непростой период в его жизни прошел как можно мягче.Для этого нам нужна ваша помощь!...
Презентация "Особенности развития речи детей раннего возраста"
Речь – могучее средство общения и взаимодействия людей....