Развитие коммуникативности, мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (старшая группа)
Развитие речи, мышления и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие мышления и речи дошкольников | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возрастные особенности дошкольников, обусловленные пока ещё ограниченными возможностями в осознании и вербализации межличностных отношений, ставят психологов перед необходимостью использования различных методов и коррекционно-развивающих задач. Это позволяет обратить серьёзное внимание на окружающую ребёнка среду, то, как она преломляется в его сознании, как он сам оценивает своё место в этой среде. Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит социализация ребёнка, усвоение им определённой системы ценностей, норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания и самооценки. В процессе общения ребёнок получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности.
Современные условия общества, нестабильность в семейных взаимоотношениях и ранняя интеллектуализация способствует проявлению нарушений в эмоциональном развитии дошкольника, которые обостряют чувствительность ребёнка, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к невротизации. Все эти личностные особенности детей обусловлены склонностью к беспокойству и волнениям, приходящим к ребёнку извне, из мира взрослых, из системы тех отношений, которые задаются родителями в семье, воспитателями, детьми в межличностном взаимодействии.
Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть- развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
В ыявление и обеспечение условий психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, является основной целью для развития ребёнка. Развитие коммуникативности ребёнка, мышления и речи, как одна из важнейших составных частей психического развития.
Достижение поставленной цели реализую в процессе последовательного решения следующих задач : - Повышение культуры мышления в ходе обязательных тренировок (упражнения и игры ) - Развитие логических приёмов (сравнения, анализа и синтеза, абстрагирование, обобщение и конкретизация) - Развитие логических приёмов определяет лёгкость и быстроту установления причинно-следственных связей и развивает речевую активность ребёнка - Развитие навыков совместной деятельности в коллективе; воспитание доброжелательного отношения друг к другу; осознание свой собственной уникальности; формирование способности выражать словом мысль; уметь согласовывать свои действия с действиями партнёра
Развитие ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность. В работе с детьми должны учитываться индивидуальные особенности каждого ребёнка. Одним из основных условий развития коммуникативных навыков, мышления и речи в дошкольном возрасте является формирование речи как средства общения.
Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия, то есть знания об общих и существенных признаках предметов и явлений окружающей действительности, закреплённые в словах. Дальнейший ход формирования понятий состоит в том, чтобы организовать переход ребёнка от внешних ориентировочных действий к действиям в уме. При этом внешние средства заменяются словесным обозначением.
Следующим условием развития мышления и речи у дошкольника является обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или иных явлений. Также нужно научить ребёнка оперировать речевыми средствами для выражения относительных понятий, для описания пространственных и временных отношений. Также одним из условий развития словесно-логического мышления является развитие у ребёнка всех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение, конкретизация.
Прежде ребёнка нужно учить выделять внешние свойства предметов, потом – внутренние: их функциональное назначение, родовую принадлежность. Для этого надо, чтобы дети научились классифицировать сначала предметы, потом их изображения, а затем уже словесные обозначения. Важно, чтобы они умели проводить классификацию одних и тех же объектов по-разному, на основе различных критериев.
И последним условием развития мышления и речи у дошкольников является овладение ими логической грамотой, что включает в себе построение умозаключений, установление логических связей (причинно-следственных, условных).
Таким образом, использую следующие методы и приёмы: словесные – речевой образец, повторное проговаривание, преднамеренное, многократное повторение одного элемента с целью запоминания, указания, оценка детской речи, беседа, вопросы, художественное слово, образец речи, разъяснения, объяснение, заучивание наизусть, пересказ, рассказ; наглядные – показ иллюстрированного материала картины, игрушки, книжки, совместное рассматривание, показ положения органов артикуляции; практические – дидактические упражнения, дидактические игры, игры драматизации, инсценировки, хороводные игры, этюды, словесные поручения.
По итогам работы можно сделать вывод, что дети не только научились слушать друг друга помогать друг другу. Но и научились замечать простейшие связи и отношения между предметами, использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выяснялись детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно – действенного мышления. От занятия к занятию дети стали более усидчивы, самостоятельные. Все эти качества необходимы для того, чтобы без особых проблем перейти к школьному обучению. Постепенное освоение разнородных графических движений позволило правильно сформировать графические навыки, развить зрительно – моторные координации. Кроме того, при рисовании, штриховке, раскрашивании, дети, как правило, испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Хорошего Настроения!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Ребусы" для развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Предлагаю подборку ребусов для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
Методическая разработка на тему: «Организация работы по развитию творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста»
Условия современного общества становится все разнообразнее и сложнее. Требуют от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, твор...
Развитие пространственного мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста средствами магнитного конструктора Magformers
СЛАЙД 2 ФГОС определяет один из принципов дошкольного образования – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В области ...
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...
Решение умственных задач как одно из средств развития мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
Знакомство с опытом работы кружка "Знай-ка". Развитие мышления и речи дошкольников....
Мастер класс "Системное использование технологии "Синквейн", как один из способов развития критического мышления и речи детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня критическое мышление одно из средств развития всесторонней личности. Шагая в ногу с современными детьми, педагог должен сам уметь нестандартно мыслить, принимать быстрые решения, делать у...