Кружок "Говорящие пальчики" средняя группа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Барбарисова Алина Алексеевна

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек.

Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_sred.gr_._barbarisova.docx219.31 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

Содержание:

  1. Цели и задачи программы.
  2. Организация работы кружка.
  3. Необходимые материалы и оборудования.
  4. Прогнозируемый результат.
  5. Перспективное планирование кружка.
  6. Используемая литература.

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают

источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек.

Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
  • формирование практических умений и навыков;
  • обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Развивающие:
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • совершенствование движений рук;
  • развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
  • развитие речи детей. Воспитательные:
  • воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
  • воспитывать и развивать художественный вкус;
  • воспитывать усидчивость, целенаправленность

Особенности программы

Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе. Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка

необходимо уделять особое внимание.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

  1.         Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2.         Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3.         Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4.         Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5.         Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка»,

«Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности, я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка»,

«Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.

Формы работы:

  • пальчиковые игры;
  • игры-экспериментирования с предметами и материалами;
  • самомассаж рук.

Методы:

  • разучивание потешек;
  • использование атрибутов к пальчиковым играм;
  • применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально- театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

  • постукивания подушечками пальцев;
  • растирание;
  • поглаживание основания пальцев;
  • круговые движения по ладоням;
  • лёгкий массаж предплечья.

Необходимые материалы и оборудования:

  • резиновые игрушки, мячики (ежи);
  • бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
  • различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
  • фигурки пальчикового театра и др.
  • картотека пальчиковых игр;
  • картотека художественного слова (стихи, загадки);

фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  •         Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  •         Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  •         Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  •         Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  •         Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
  •         Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  •         Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  •         Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  •         Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  •         Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что- то неправильно, поощряйте успехи.

Планируемый результат:

  • развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
  • способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Перспективный план работы кружка «Говорящие пальчики» средняя группа

Тема

Месяц

Описание

Цели

Овощи и фрукты

Сентябрь

1. Пальчиковая игра «Будем считать»

Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно).

Самомассаж ладоней и пальцев рук.

  • обучать раскрашиванию картинки пальчиковыми красками, не выходя за контур;

  • стимулировать тактильные ощущения;

  • развивать мелкую моторику рук и пальцев;

- развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением.

2. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Упражнение «Морковка».

Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка.

Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом.

3.Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра «Что растет в огороде».

Детям демонстрируются различные овощи, проговаривается название, цвет форма, дается время наощупь запомнить овощ, затем овощи прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать овощ не доставая его из мешочка.

Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

4. Пальчиковая игра «Засолка капусты»

"Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков.

Самомассаж ладоней и пальцев рук жолудями.

Моя семья, мой дом.

Октябрь

1.Пальчиковая игра «Осенние листья»

Упражнение «Что спряталось в комочке» -

разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки.

Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли.

  • развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

  • развивать внимание;

  • тренировать навык выкладывания изображения счетными палочками;

  • развивать координацию движений;

  • учить детей посыпать тремя пальчиками крупу,;

2. Пальчиковая игра «Домик»

Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник)

- по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи.

Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой.

3. Пальчиковая игра «Дружба»

Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками.

Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном.

4.Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

Игра «Посыпаем дорожку» - по нарисованным линиям сыпать крупу.

Самомассаж ладоней и пальцев рук ёжиком.

Транспорт

Ноябрь

1.Пальчиковая игра «Замок» Игра «Шоферы»

Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка

- развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

-упражнять детей проводить прямые

- 2 шт.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

вертикальные и горизонтальные линии;

- совершенствование движений рук;

2.Пальчиковая гимнастика

« Вышли пальчики гулять»,

« Пальчики в футбол играют»

Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3. Пальчиковая гимнастика «В гости»

Рисование «Дорисуй железную дорогу» - По контуру выкладываем пластилиновые жгутики. Самомассаж ладоней и пальцев рук

Самомассаж ладоней и пальцев рук

4. Пальчиковая гимнастика

« Вышли пальчики гулять»,

« Пальчики в футбол играют»- двумя пальцами ходить по столу в разном темпе.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Волшебное тесто

Декабрь

1 Пальчиковая гимнастика «В гости»

«Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками.

- Познакомить детей с тестом и его свойствами;

- научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук;

Самомассаж ладоней и пальцев рук

  • научить отщипывать кусочки теста от большого куска;

  • научить выкладывать узор из мелких предметов (бусин, пуговиц, семечек, гороха)

2. Пальчиковая игра «Дружба»

«Спрячь и достань игрушку» - в тесто спрятать мелкие игрушки и дать детям возможность найти их в тесте.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3 Пальчиковая игра «Кормушка»

«Покормим птиц» - отщипывать меленькие кусочки теста от большого.

Ищем в сухом песке фигурки птиц на ощупь.

4 Пальчиковая игра «О левой и правой руке»

«Картинки на тесте» - выкладывать нафигурах из теста узор.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Зимние чудеса

Январь

1.Пальчиковая игра «Ёлочка»

«В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

  • закреплять умение обводить изображение по трафарету, проводить прямые горизонтальные линии.

  • закреплять умение проводить округлые линии;

  • учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе;

  • учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек.

2. Пальчиковая игра «Снежок»

«Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3. Пальчиковая игра «Снежок»

«Снегопад» - показываются картинки со снегопадом, затем предлагается нарисовать пластилином его на картоне.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

4. Пальчиковая игра «Снежок»

Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу.

Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги).

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Животные

Февраль

1.Пальчиковая игра «У оленя»

Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой.

Находим в сухом песке фигурки животных.

  • учить детей аккуратно переливать воду из стакана в тарелочки ложкой;

  • учить детей рисовать волнистые линии пальчиками;

  • развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.-

  • развивать мелкую моторику рук и пальцев

2.Пальчиковая игра «Лошадки»

Рисование пальчиковыми красками «Нарисуй хвост коню» - детям предлагается нарисовать хвост коню пальчиками.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3.Пальчиковая игра «Дружба»

Игра «Ежики и ежата»-втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

4.Пальчиковая игра «Кто как говорит?»

Игра «Чтоб Мишке было теплее» -мелко нарвать бумагу и засыпать ей мишку в берлоге

Самомассаж ладоней и пальцев рук

Мамин праздник

Март

1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

  • учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту;

  • развивать чувство формы и цвета;

  • учить создавать узор из кругов, штрихов.

2. Пальчиковая игра «Цветочек»

Картинки из яичной скорлупы – измельчаем яичную скорлупу и заполняем трафарет цветов по методу цветной мозаики.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3. Пальчиковая гимнастика:

«Пальчик – мальчик, где ты был?» «Собираемся гулять»

Аппликация крупой «Посыпаем дорожку»

Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях)

4.Пальчиковая гимнастика: «Помощники»

«Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора.

Массаж рук до локтя нашитыми на ткани пуговицами

Профессии

Апрель

1.Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» Упражнение «Каталог тканей».

Детям предлагается рассмотреть и потрогать ткань на ощупь и вспомнить из какой ткани у них есть одежда.

Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях)

- стимулировать тактильные ощущения;

  • учить детей строить из строительного материала гараж по размеру машины, подбирать нужный строительный материал;

  • развивать чувство формы;

  • развивать умение сматывать клубочки.

2. Пальчиковая игра «Домик»

Конструирование «Мы строители» - детям предлагается построить из строительного материала гараж.

Игра «Шоферы»

3. Упр– е для пальчиков

«Строим дом»

«Маленькие столяры» - сложение контуров предметов

мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу.

Игра «Шоферы»

4. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы»

Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки

Массаж рык используя воздушные шары наполненные солью

Растения

Май

1. Пальчиковая игра «Цветочек»

- развивать координацию движений, соотнесение

Рисование «Весенние цветы - одуванчики» -Картинки из яичной скорлупы - измельчаем яичную скорлупу и

заполняем трафарет

Самомассаж ладоней и пальцев рук

предметов со словесным обозначением;

  • развивать чувство формы и цвета;

  • развивать усидчивость, целенаправленность.

2. Пальчиковая игра «Солнце и дождик»

Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками

взятыми из коробки.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

3. Пальчиковая игра «Цветочек»

Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

4. Пальчиковая игра «Капель»

Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль.

Самомассаж ладоней и пальцев рук

План-график

Тема

Период

Кол-во занятий

Часовая нагрузка

«Овощи и фрукты»

Сентябрь

4

1ч20мин

«Моя семья, мой дом»

Октябрь

4

1ч 20 мин

«Транспорт»

Ноябрь

4

1ч 20мин

«Волшебное тесто»

Декабрь

4

1ч 20мин

«Зимние чудеса»

Январь

3

1час

«Животные»

Февраль

4

1ч 20мин

«Мамин праздник»

Март

4

1ч 20мин

«Профессии»

Апрель

4

1ч 20мин

«Растения»

Май

4

1 час 20 мин

Итого:

35

11 часов 40 мин

Содержание курса.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.

Лепка

Знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с пластилином.

Аппликация

Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, изготовление деталей по шаблону.

Графические упражнения

Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.

Игры и действия с предметами

Игры с карандашом, бусами, орехами, шишками, счетными палочками; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.

Необходимые материалы и оборудование:

  • резиновые игрушки, мячики(ежи);
  • пластилин, соленое тесто;
  • бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;
  • различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;
  • бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;
  • фигурки животных, муляжи овощей;
  • картотека пальчиковых игр;

Тема

Методическое и материально-техническое обеспечение на занятиях.

«Овощи и фрукты»

Картотека пальчиковых игр, фасоль белая и красная, пальчиковые краски, листы бумаги с контуром моркови, мешочек, муляжи овощей, пластилин, массажные мячики, камушки.

«Моя семья, мой дом»

Картотека пальчиковых игр, листы бумаги с изображением контура электроприборов, прищепки, предметы одежды бумажные, крупа, граненые карандаши, шишки.

«Транспорт»

Картотека пальчиковых игр, счетные палочки, шишки, машина- грузовик, листы бумаги, пластилин, цветные карандаши, грецкие орехи, камушки.

«Волшебное тесто»

Картотека пальчиковых игр, соленое тесто, мелкие игрушки, бусинки, бисер, крупа, шишки, грецкие орехи.

«Зимние чудеса»

Картотека пальчиковых игр, трафареты елок, бумага, цветные карандаши, одноразовые тарелки, манная крупа, пластилин, цветной картон, счетные палочки, камушки, шишки.

«Животные»

Картотека пальчиковых игр, фигурки животных, стаканы с водой,

ложки одноразовые, листы бумаги с рисунком коня, пальчиковые краски, пластилин, спички, бумага, камушки, граненые карандаши.

«Мамин праздник»

Картотека пальчиковых игр, макароны, ленты, крупа, цветные карандаши, бумажные платья, массажные мячики, грецкие орехи.

«Профессии»

Картотека пальчиковых игр, кусочки тканей разной фактуры, конструктор, счетные палочки, шерстяные нитки, граненые карандаши, массажные мячики.

«Растения»

Картотека пальчиковых игр, пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованными контурами листьев, цветная бумага, клей, кисточки, сухой бассейн, фасоль, шишки, камушки.

Схема занятий по развитию мелкой моторики

Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.

Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой

моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.

Заключительная часть: самомассаж гранеными карандашами, массажными мячами, камушками, грецкими орехами, шишками и т.д.

Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:

Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети

должны знать:

  • названия пальцев рук, их очередность
  •         народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту

должны уметь:

  •         управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
  •         согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
  •         выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
  • у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.

Список использованной литературы

  1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2019 год.
  3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2020.-140с.
  4. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
  5. Расскажи стихи руками. Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова
  6. «Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук
  7. О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.
  8. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во

«Сова», 2005г.

  1. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2019.-21
  2. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
  3. Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
  4. Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
  5. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005. 14 Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
  1. Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.
  2. Интернет ресурсы.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

ГОРОДСКОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Володарская СОШ

«Принято»                                                                                      «Утверждаю»

На педагогическом совете                                                                            Директор МБОУ

От «__» ___________2024 г.             Володарская СОШ

_____________ Сидоренко О.М.

Рабочая программа кружка

«Говорящие пальчики»

Для детей в возрасте 4-5 лет

Срок реализации дополнительной программы 9 мес.

Руководитель кружка:

Воспитатель

Барбарисова Алина Алексеевна

п. Володарского

2024 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Володарская СОШ

Утверждено

Директором МБОУ

Володарская СОШ

Рабочая программа

«Говорящие пальчики»

(средняя группа)

 

        

                

Воспитатель:

Барбарисова А.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...