Кружок "Говорящие пальчики" средняя группа
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек.
Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_sred.gr_._barbarisova.docx | 219.31 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка.
Содержание:
- Цели и задачи программы.
- Организация работы кружка.
- Необходимые материалы и оборудования.
- Прогнозируемый результат.
- Перспективное планирование кружка.
- Используемая литература.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.
Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек.
Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.
Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.
Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.
Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д. Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.
Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.
Задачи:
Обучающие:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
- формирование практических умений и навыков;
- обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином. Развивающие:
- развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
- совершенствование движений рук;
- развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
- развитие речи детей. Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
- воспитывать и развивать художественный вкус;
- воспитывать усидчивость, целенаправленность
Особенности программы
Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).
Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе. Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка
необходимо уделять особое внимание.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:
- Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
- Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
- Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка»,
«Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.
Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности, я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка»,
«Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.
Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.
Формы работы:
- пальчиковые игры;
- игры-экспериментирования с предметами и материалами;
- самомассаж рук.
Методы:
- разучивание потешек;
- использование атрибутов к пальчиковым играм;
- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально- театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
- постукивания подушечками пальцев;
- растирание;
- поглаживание основания пальцев;
- круговые движения по ладоням;
- лёгкий массаж предплечья.
Необходимые материалы и оборудования:
- резиновые игрушки, мячики (ежи);
- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;
- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);
- фигурки пальчикового театра и др.
- картотека пальчиковых игр;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
фонотека (классические произведения, детский репертуар).
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
- Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что- то неправильно, поощряйте успехи.
Планируемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
Перспективный план работы кружка «Говорящие пальчики» средняя группа
Тема | Месяц | Описание | Цели |
Овощи и фрукты | Сентябрь | 1. Пальчиковая игра «Будем считать» Упражнение «Помоги Золушке» - рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). Самомассаж ладоней и пальцев рук. |
- развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением. |
2. Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Упражнение «Морковка». Детям предлагается закрасить рисунок с морковью пальчиковыми красками, не выходя за границы рисунка. Самомассаж ладоней и пальцев рук карандашом. | |||
3.Пальчиковая игра «У Лариски - две редиски» Игра «Что растет в огороде». Детям демонстрируются различные овощи, проговаривается название, цвет форма, дается время наощупь запомнить овощ, затем овощи прячутся в мешочек, после чего каждый ребенок должен опустить руки и угадать овощ не доставая его из мешочка. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. | |||
4. Пальчиковая игра «Засолка капусты» "Пластилиновый салат" – лепка разноцветных шариков. Самомассаж ладоней и пальцев рук жолудями. |
Моя семья, мой дом. | Октябрь | 1.Пальчиковая игра «Осенние листья» Упражнение «Что спряталось в комочке» - разглаживание трафаретов электроприборов из бумаги, смятой в комочки. Самомассаж ладоней и пальцев рук семенами фасоли. |
|
2. Пальчиковая игра «Домик» Игра с палочками «Домик» (квадрат, треугольник) - по показу воспитателя дети сами строят дом для своей семьи. Самомассаж ладоней и пальцев рук шишкой. | |||
3. Пальчиковая игра «Дружба» Упражнение «Помогаем маме» - развешать белье на веревку и закрепить его прищепками. Самомассаж ладоней и пальцев рук каштаном. | |||
4.Пальчиковая игра «О левой и правой руке» Игра «Посыпаем дорожку» - по нарисованным линиям сыпать крупу. Самомассаж ладоней и пальцев рук ёжиком. | |||
Транспорт | Ноябрь | 1.Пальчиковая игра «Замок» Игра «Шоферы» Палочка с верёвочкой, к концу которой привязана машинка | - развивать мелкую моторику рук, координацию движений; -упражнять детей проводить прямые |
- 2 шт. Самомассаж ладоней и пальцев рук | вертикальные и горизонтальные линии; - совершенствование движений рук; | ||
2.Пальчиковая гимнастика « Вышли пальчики гулять», « Пальчики в футбол играют» Упражнение «Грузим шишки в корзинки» - шишки рассыпаны по ковру. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3. Пальчиковая гимнастика «В гости» Рисование «Дорисуй железную дорогу» - По контуру выкладываем пластилиновые жгутики. Самомассаж ладоней и пальцев рук Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
4. Пальчиковая гимнастика « Вышли пальчики гулять», « Пальчики в футбол играют»- двумя пальцами ходить по столу в разном темпе. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
Волшебное тесто | Декабрь | 1 Пальчиковая гимнастика «В гости» «Вот такое тесто» - показать детям приемы лепки из теста. Дать им помять его пальчиками, ладошками. | - Познакомить детей с тестом и его свойствами; - научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; |
Самомассаж ладоней и пальцев рук |
| ||
2. Пальчиковая игра «Дружба» «Спрячь и достань игрушку» - в тесто спрятать мелкие игрушки и дать детям возможность найти их в тесте. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3 Пальчиковая игра «Кормушка» «Покормим птиц» - отщипывать меленькие кусочки теста от большого. Ищем в сухом песке фигурки птиц на ощупь. | |||
4 Пальчиковая игра «О левой и правой руке» «Картинки на тесте» - выкладывать нафигурах из теста узор. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
Зимние чудеса | Январь | 1.Пальчиковая игра «Ёлочка» «В лесу родилась ёлочка» - обводка трафарета елки, штриховка. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|
2. Пальчиковая игра «Снежок» «Веселый снеговик» - рисуем на манке круги разного размера. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3. Пальчиковая игра «Снежок» |
«Снегопад» - показываются картинки со снегопадом, затем предлагается нарисовать пластилином его на картоне. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
4. Пальчиковая игра «Снежок» Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочками по образцу. Игра «Много снега намело» (Обрывание бумаги). Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
Животные | Февраль | 1.Пальчиковая игра «У оленя» Упражнение «Животные хотят пить» -напоить животных (различные игрушки животных), для этого необходимо наливать воду из стакана в тарелочку ложкой. Находим в сухом песке фигурки животных. |
|
2.Пальчиковая игра «Лошадки» Рисование пальчиковыми красками «Нарисуй хвост коню» - детям предлагается нарисовать хвост коню пальчиками. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3.Пальчиковая игра «Дружба» Игра «Ежики и ежата»-втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
4.Пальчиковая игра «Кто как говорит?» Игра «Чтоб Мишке было теплее» -мелко нарвать бумагу и засыпать ей мишку в берлоге Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
Мамин праздник | Март | 1. Пальчиковая гимнастика: «Помощники» Упражнение «Бусы для мамы» - детям предлагается нанизывать макароны на ленту, создавая бусы. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
|
2. Пальчиковая игра «Цветочек» Картинки из яичной скорлупы – измельчаем яичную скорлупу и заполняем трафарет цветов по методу цветной мозаики. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3. Пальчиковая гимнастика: «Пальчик – мальчик, где ты был?» «Собираемся гулять» Аппликация крупой «Посыпаем дорожку» Игра «Кто быстрее?» (накручивание веревочки в разных направлениях) | |||
4.Пальчиковая гимнастика: «Помощники» «Укрась платье для мамы» - раскрашивание платья карандашами, вырисовывание узора. |
Массаж рук до локтя нашитыми на ткани пуговицами | |||
Профессии | Апрель | 1.Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» Упражнение «Каталог тканей». Детям предлагается рассмотреть и потрогать ткань на ощупь и вспомнить из какой ткани у них есть одежда. Игра «Сложим пополам» (складывание листа бумаги в разных направлениях) | - стимулировать тактильные ощущения;
|
2. Пальчиковая игра «Домик» Конструирование «Мы строители» - детям предлагается построить из строительного материала гараж. Игра «Шоферы» | |||
3. Упр– е для пальчиков «Строим дом» «Маленькие столяры» - сложение контуров предметов мебели из палочек на горизонтальной плоскости по образцу. Игра «Шоферы» | |||
4. Пальчиковая гимнастика «Рукавицы» Упражнение «Вязальщицы» - смотать из шерстяных ниток клубочки Массаж рык используя воздушные шары наполненные солью | |||
Растения | Май | 1. Пальчиковая игра «Цветочек» | - развивать координацию движений, соотнесение |
Рисование «Весенние цветы - одуванчики» -Картинки из яичной скорлупы - измельчаем яичную скорлупу и заполняем трафарет Самомассаж ладоней и пальцев рук | предметов со словесным обозначением;
| ||
2. Пальчиковая игра «Солнце и дождик» Упражнение «Каждому листочку свое место» - закрыть контуры различных листочков нужными листочками взятыми из коробки. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
3. Пальчиковая игра «Цветочек» Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. Самомассаж ладоней и пальцев рук | |||
4. Пальчиковая игра «Капель» Упражнение «Кто больше соберет фасоли? » - из сухого бассейна выбрать фасоль. Самомассаж ладоней и пальцев рук |
План-график
Тема | Период | Кол-во занятий | Часовая нагрузка |
«Овощи и фрукты» | Сентябрь | 4 | 1ч20мин |
«Моя семья, мой дом» | Октябрь | 4 | 1ч 20 мин |
«Транспорт» | Ноябрь | 4 | 1ч 20мин |
«Волшебное тесто» | Декабрь | 4 | 1ч 20мин |
«Зимние чудеса» | Январь | 3 | 1час |
«Животные» | Февраль | 4 | 1ч 20мин |
«Мамин праздник» | Март | 4 | 1ч 20мин |
«Профессии» | Апрель | 4 | 1ч 20мин |
«Растения» | Май | 4 | 1 час 20 мин |
Итого: | 35 | 11 часов 40 мин |
Содержание курса.
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук.
Лепка
Знакомство с материалами (пластилин, соленое тесто). Приемы работы различными инструментами (стек, скалка). Приемы изготовления изделий путем вытягивания из целого куска. Техника безопасности при работе с пластилином.
Аппликация
Знакомство с различными видами бумаги (неокрашенная – цветная, гофрированная, бархатная); инструментами, необходимыми для работы с бумагой (ножницы, кисточка, гладилка), их назначение и применение; свойствами бумаги (толстая – тонкая, мягкая – жесткая). Приемы работы с бумагой: вырывание, сминание, изготовление деталей по шаблону.
Графические упражнения
Ознакомление с различными видами штриховки, графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами.
Игры и действия с предметами
Игры с карандашом, бусами, орехами, шишками, счетными палочками; переборка круп; работа с мозаикой и строительными материалами, прищепками.
Необходимые материалы и оборудование:
- резиновые игрушки, мячики(ежи);
- пластилин, соленое тесто;
- бусы, нитки, мозаика, прищепки, счетные палочки, шишки, спички;
- различные материалы: пластичные, сыпучие (крупы, макароны, бобовые, песок, орехи); образцы тканей разной фактуры;
- бумага, цветные карандаши, клей, пальчиковые краски;
- фигурки животных, муляжи овощей;
- картотека пальчиковых игр;
Тема | Методическое и материально-техническое обеспечение на занятиях. |
«Овощи и фрукты» | Картотека пальчиковых игр, фасоль белая и красная, пальчиковые краски, листы бумаги с контуром моркови, мешочек, муляжи овощей, пластилин, массажные мячики, камушки. |
«Моя семья, мой дом» | Картотека пальчиковых игр, листы бумаги с изображением контура электроприборов, прищепки, предметы одежды бумажные, крупа, граненые карандаши, шишки. |
«Транспорт» | Картотека пальчиковых игр, счетные палочки, шишки, машина- грузовик, листы бумаги, пластилин, цветные карандаши, грецкие орехи, камушки. |
«Волшебное тесто» | Картотека пальчиковых игр, соленое тесто, мелкие игрушки, бусинки, бисер, крупа, шишки, грецкие орехи. |
«Зимние чудеса» | Картотека пальчиковых игр, трафареты елок, бумага, цветные карандаши, одноразовые тарелки, манная крупа, пластилин, цветной картон, счетные палочки, камушки, шишки. |
«Животные» | Картотека пальчиковых игр, фигурки животных, стаканы с водой, ложки одноразовые, листы бумаги с рисунком коня, пальчиковые краски, пластилин, спички, бумага, камушки, граненые карандаши. |
«Мамин праздник» | Картотека пальчиковых игр, макароны, ленты, крупа, цветные карандаши, бумажные платья, массажные мячики, грецкие орехи. |
«Профессии» | Картотека пальчиковых игр, кусочки тканей разной фактуры, конструктор, счетные палочки, шерстяные нитки, граненые карандаши, массажные мячики. |
«Растения» | Картотека пальчиковых игр, пальчиковые краски, листы бумаги с нарисованными контурами листьев, цветная бумага, клей, кисточки, сухой бассейн, фасоль, шишки, камушки. |
Схема занятий по развитию мелкой моторики
Вводная часть: включает в себя разминку, направленную на подготовку кистей рук, повышения подвижности суставов. Используется пальчиковая гимнастика по темам занятий.
Основная часть: игры, упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики, графической моторики, зрительно-моторной координации, умений управлять своими движениями.
Заключительная часть: самомассаж гранеными карандашами, массажными мячами, камушками, грецкими орехами, шишками и т.д.
Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу обучения дети
должны знать:
- названия пальцев рук, их очередность
- народные потешки, небольшие по размеру пальчиковые игры с движениями, соответствующие тексту
должны уметь:
- управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности
- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек
- выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе.
- у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
Список использованной литературы
- Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2019 год.
- Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2020.-140с.
- Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.
- Расскажи стихи руками. Т.Ю. Бардышева, Т.Н.Щербакова
- «Ладушки» пальчиковые игры для малышей. О.И. Крупенчук
- О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.
- Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во
«Сова», 2005г.
- Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2019.-21
- Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.
- Абраменко В.В. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком. – М., Лепта Книга, 2008.
- Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры. - М., «ДОМ. ХХI век», 2007
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. -2005. 14 Агеева И.Д. 500 стишков для зарядки язычков. – 2009.
- Новиковская О.А. 1000 забавных пальчиковых игр. – 2010.
- Интернет ресурсы.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО
ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Володарская СОШ
«Принято» «Утверждаю»
На педагогическом совете Директор МБОУ
От «__» ___________2024 г. Володарская СОШ
_____________ Сидоренко О.М.
Рабочая программа кружка
«Говорящие пальчики»
Для детей в возрасте 4-5 лет
Срок реализации дополнительной программы 9 мес.
Руководитель кружка:
Воспитатель
Барбарисова Алина Алексеевна
п. Володарского
2024 г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Володарская СОШ
Утверждено
Директором МБОУ
Володарская СОШ
Рабочая программа
«Говорящие пальчики»
(средняя группа)
Воспитатель:
Барбарисова А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)
Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит. Данные небольшие сценарии к...
Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)
При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.
Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...
Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.
: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...
Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна
Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...