РАЗВИТИЕ РЕЧИ,ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Пинская Ирина Николаевна

Чтобы развивать творческую личность -  ребенка необходимо удивлять, изумлять, очаровывать, учить видеть в обычном – необычное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_rechi_tvorchestvo_prezentatsiya_pinskaya.ppt435.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОКЛАД НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ РЕЧИ,ВООБРАЖЕНИЯ, ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Секция: «Использование инновационных технологий и вариативных форм – основа личностно-ориентированного подхода к детям дошкольного возраста». Выполнил: Пинская Ирина Николаевна, воспитатель МДОУ №2 «Дюймовочка» г. Шарыпово

Слайд 2

В «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребенка активно действовать в мире. Проблеме развития творческих способностей детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж.Гилфорда, В.Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, Дж.Гулдзда, П.Торренса и др. В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Н.Е.Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко, А.З.Зак, К.М.Гуревич.

Слайд 3

Чтобы развивать творческую личность - ребенка необходимо удивлять, изумлять, очаровывать, учить видеть в обычном – необычное. Цели и задачи: Развивать фантазию детей, учить их переносить свои знания и умения в новую ситуацию, воспитывать интерес к собственным открытиям через поисковую и исследовательскую деятельность; развивать творчество, воображение в разнообразной продуктивной деятельности. После изучения психолого-педагогической литературы мной была определена структура креативности ребенка-дошкольника: Структура креативности Мотивационная сфера Психические процессы: Воображение Творческое мышление Личностные качества дошкольника: эмпатия, активность, любознательность

Слайд 4

Методы и приёмы ТРИЗ Развитие фантазии Развитие воображения, Логического мышления Развитие речевой активности Увеличение – уменьшение Метод Робинзона Крузо Умение рассуждать «Хорошо-плохо» Перемещение в пространстве Метод фокальных объектов Видение ресурсов «Маша-растеряша» Фантастические Гипотезы (что было бы…?). Метод контрольных вопросов Незнакомое слово Фантастические Сложения, вычитания Бином фантазии. Моделирование окружаю- щего мира маленькими человечками. Личная аналогия Или эмпатия

Слайд 5

Предложенные игры развивают воображение, логическое и творческое мышление, повышают речевую активность, снимают напряжение и скованность детей. Основная форма работы – поиск. Педагог не даёт детям готовые знания, не раскрывает перед ними истину, а учит находить её, опираясь на имеющиеся знания детей. Игра «Хорошо – плохо» В игре развивается речь, фантазия ребенка, умение рассуждать. Правило: всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и что не нравится, что удобно и что не удобно. 1 этап - берется предмет, объект не вызывающий у ребенка никаких эмоций: ни положительных, ни отрицательных. 2 этап - можно разделить группу на две команды: одна – «хорошо»; другая – «плохо». 3 этап - дети соревнуются, кто больше назовёт качеств.

Слайд 6

Ответы детей: Школа – это хорошо: Можно учиться, вырасти большим и умным; Школа нужна для «писания», (уметь всё писать) и чтения. Можно много узнать. Школа – это плохо: В школе дети обзываются, кричат. Ставят плохие оценки. Не нравятся перемены – все бегают; громко звенит звонок; ИГРА «ДА – НЕТ» В игре развивается умение задавать вопросы так, чтобы легче отгадать задуманный предмет. В коробку или ящик кладут загадочный предмет. Дети задают вопросы и по ответам воспитателя (да, нет) догадываются о содержимом коробки. Игру можно усложнить. Воспитатель загадывает любое слово, явление (снег, дождь) или героя сказки.

Слайд 7

Фантастическое увеличение - уменьшение ВОЛК СТАЛ МАЛЕНЬКИМ, А КОЗЛЯТА БОЛЬШИМИ. Ответы детей : козлята волка забодали, Они волка затоптали, раздавили, Козлята стали большими и прогнали волка. МУХА-ЦОКОТУХА стала большой: Сама укусила паука, Стала сильной и разорвала его сеть. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ Дед Мороз и Снегурочка попали в Африку. Ответы детей: Они там растают, не будет Нового года; Не будет подарков; Посадят на верблюда и увезут на Север; Посадят в ледяной самолёт и спасут. Обрадуются и устроят себе праздник.

Слайд 8

Фантастические гипотезы. Что было бы, если… не было школ,… Ответы детей: Не были бы умными, сидели бы дома; Не могли бы работать; Когда стали бы дедушками, ничего бы не знали. Не было окон…(стен, растений, домов) Включали всё время свет, открывали дверь чтобы было светло. Делали стены из веток, листьев, камня; Жили бы в пещере, в дупле как белочка. Без растений все бы умерли. Искали бы семена и посадили бы растения.. ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ВЫЧИТАНИЯ Что получится если убрать отопление? (холодильник, гараж) Ответы детей: Было бы холодно; Не было бы горячей воды; Болели бы все; Если холодно – не будет показывать телевизор. Без холодильника испортятся продукты, нельзя поставить мороженое. Без гаража украдут машину, негде складывать вещи, инструменты.

Слайд 9

Бином фантазии Соединение двух слов, обозначающих предметы посредством предлогов: Лошадь и часы – лошадь в часах (как вы это представляете?) – лошадь в стрелках запуталась; выбегает из часов вместо кукушки и встает на задние ноги. Часы в лошади (что представили?) – у лошади в зубах часы; Открывает рот, а там тикает и звенит; Часы идут, а на стрелках лошадки Часы под лошадью…- она на них лежит, часы приклеили к лошади снизу, лошадь наступает на часы.

Слайд 10

Незнакомое слово. Можно взять любое малознакомое слово из научного словаря и предложить пофантазировать. Например, что означает слово «синквейн»? Ответы детей: Вентилятор большой, Конфеты – ириски, Супер-клей. Слово «протуберанец»? Школьный портфель, Гоночная машина Робот-полицейский Слово «Квикстеп» Бутерброд, шоколад, Солдатики, конструктор, Мороженое, цветок.

Слайд 11

Метод Робинзона Крузо. На необитаемый остров выбросило человека, его корабль потерпел кораблекрушение. Корабль вёз какую-то продукцию (расчёски, линейки…). На острове оказался человек с этой продукцией. Вопрос: Как можно использовать данную продукцию, чтобы обеспечить себя питанием, жилищем, спастись от нападения диких животных? ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ: Линейка может стать ложкой, ножом для фруктов, овощей. Из неё можно сделать крючок, удочку для ловли рыбы Можно сделать юбочку, обвязать лианами и сделать гамак. Чтобы спрятаться от зверей можно сделать из линеек и лиан лестницу и забраться на дерево. АУКЦИОН ПО МЕТОДУ РОБИНЗОНА КРУЗО: Как можно использовать предметы в новом варианте? Шляпу, стакан, жевательную резинку…и т.д.

Слайд 12

Игры и упражнения: Фантастическое сложение: что получится если сложить нож, открывалку и вилку? Шкаф, диван стол? И т. д. Помещение в нестандартные условия : школа в лесу. Что может измениться? (мебель, расписание, счетный материал). Изменение системы ценностей : что будет если вместо денег будут использоваться шишки? Ракушки? Маша – растеряша : тренировка видения ресурсов: ведущий берет на себя роль Маши-растеряши и обращается к детям: --Я потеряла какой-то предмет (нож, ножницы, ложку…) Чем я теперь буду резать хлеб?(назвать функцию предмета) Играющие называют ресурсы для данной функции (чем можно заменить) Спор: Задается ситуация, в которой возникает спор между двумя сказочными персонажами о достоинствах чего-либо. Каждая команда представляет свой персонаж. В конце делается вывод, разрешаются найденные противоречия. Например: Незнайка спорит со Знайкой о пользе или вреде дождя, ветра, льда и т. д.

Слайд 13

МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА: это метод коллективного решения проблемы, дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их. На первом этапе задается вопрос, например: как выручить бусинку из «ледяного плена» (бусинка в кубике льда)? Второй этап – разбор (анализ) идей. В итоге проверить идеи. ФАНТАСТИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ (ЭМПАТИЯ): позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путём. Развивает умение поставить себя на место другого. Если бы вы были стулом, дверью …каким вы себя представляете? Какое отношение к себе предпочли бы со стороны окружающих? МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ: позволяет придумывать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид объекта, рассматривать объект с необычной стороны, составлять рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА МАЛЕНЬКИМИ ЧЕЛОВЕЧКАМИ: позволяет моделировать и анализировать природу вещества или явления. Детям нравится играть в «маленьких человечков». При этом они активно участвуют в процессе построения моделей, выявляя структуру и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира.

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Методы обследования Цель обследования Показатели Результат «КРУГИ» П.Торренса Исследование творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления Невербальные компоненты творческого мышления Начало работы: Выс.уровень 4реб. 35% Средн.7детей-65% Конец работы: Выс.-10дет.-88,8% средн.-1реб. .11,2% «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГНОМИКА» В.Т.Кудрявцев Г.К.Уразалиева Оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование, как проявление творческой надситуативности (инициативы) Творческая надситуативность, т.е. способность выйти из ситуации , мысленно построить новую, принять надситуативное решение Начало работы: Выс.- 3реб. 18,5% Ср.- 8дет. 81,5% Конец работы: Выс.- 8дет. 81,2% Ср. – 3реб. 18,8%

Слайд 15

Заключение: За время работы по данной проблеме у воспитанников моей группы проявились такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость мышления. У детей появились способности к преобразованию, проявлению творческой инициативы, умение выйти из ситуации, принять верное решение. Дети научились слушать и слышать другого человека, уважать его мнение, сопереживать. Ценность представленного опыта состоит в том, что проделанная с детьми работа имеет положительную динамику. Отобраны и апробированы для использования наиболее эффективные и удобные в применении формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по развитию воображения и творческого мышления, которые могут использовать в своей работе педагоги ДОУ и города. В 2023-2024 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 11 воспитанников – у 9 отсутствуют в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию, видя со стороны, что и как надо делать. Дети стали более жизнерадостны и открыты миру, но вместе с тем избирательны и критичны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи через развивающие блоки Дьенеша"

В статье раскрыто значение технологи Дьенеша для развития творческого мышления детей дошкольного возраста с ОНР....

КРЕАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГА ДОУ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуализация креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя и как необходимое условия развития творческого потенциала дошкольников....

Сообщение на педагогическом совете «Креативность педагога ДОУ, как необходимое условие развития познавательной сферы и творческого мышления детей дошкольного возраста»

В переводе с английского «креативность» обозначает - творить, создавать. Креативность понимается, как способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклонят...

Буклет"Развитие творческого мышления детей дошкольного возраста посредством моделирования из синельной проволоки".

В буклете отражена уникальность такого материала, как синельная проволока и результат использования ее в конструировании  с детьми старшей дошкольной группы....

Игры В.В.Воскобовича как способ развития творческого мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Потребность в игре появляется еще в раннем возрасте. С помощью игр, мы даем детям возможность познавать окружающий их мир. Благодаря различны...

Мастер-класс для родителей: «Ленд — арт как развитие творческого мышления детей дошкольного возраста»

Образовательная область: Познавательное развитие.Цель: Совершенствовать навык применения методаЗадачи:Образовательные:- познакомить родителей с методом развития творческого мышления...