Картотека «Дидактические игры с использованием мнемотехники»
картотека по развитию речи (старшая группа)
Картотека включает в себя дидактические игры на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskie_igry_s_ispolzovaniem_mnemotehniki.docx | 31.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека «Дидактические игры с использованием мнемотехники»
«Какой игрушки не стало?»
Цель: развивать произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Ход игры:
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
«Копилка слов»
Цель: Обогащать словарь, развивать долговременную память.
Ход игры:
Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
«Опиши предмет»
Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.
Игровые правила: правильно подбирать мнемоквадраты к описанию игрушки. Безошибочно показывать картинки. При правильном выборе дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.
Игровые действия: подобрать игрушку и мнемоквадраты, соответствующие и несоответствующие её описанию.
Ход игры:
Игра проводится в удобном для детей месте. Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают), что на ней изображено. Далее ктото один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.
«Угадай, что нарисовано»
Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.
Игровое правило: угадывает тот, кого назовет воспитатель.
Игровые действия: называть признаки предмета по мнемоквадратам.
Ход игры:
Игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах.
«Что изменилось?»
Цель: формировать умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость). Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
«Посмотри - запомни - нарисуй»
Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
«Нарисуй, что ты видел»
Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Ход игры:
Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
«Что добавилось?»
Цель: развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Ход игры:
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.
«Волшебные зонтики»
Цель: формировать умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развивать внимания, восприятия цвета, зрительной памяти. Игровое правило: тот, кто соберет, больше всех пар мнемокартинок, станет победителем.
Игровое действие: найти пару мнемокартинке по схожим признакам.
Ход игры:
игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам. Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».
«Найди лишнюю картинку»
Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)
Игровое правило: стараться не ошибаться в выборе мнемокартинок.
Игровые действия: поиск лишних мнемокартинок.
Ход игры:
Игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить, почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.
«Назови, что покажу».
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развивать зрительную память, мышление, связную речь.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры:
Игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать. - А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды). - Что это? Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать, одним словом. - Что это? Затем воспитатель предлагает показать части предметов. Например: - Покажи носик у чайника. - Покажи крышку. - Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.) и т. п.
«Живой мир»
Цель: закрепить знания о диких и домашних животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных; подбирать наиболее точные определения при описании характерных и объединяющих в общую группу признаков животных.
Игровые правила: кто быстрее всех сможет правильно разложить мнемокарточки по группам, тот первый будет показывать пантомиму животного с его карточки.
Игровое действие: Каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
-Ребята, попробуем их описать. Предлагает описать животное по мнемотаблице.
«Лото»
Цель: формировать умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.
Игровое правило: Закрывать клетки мнемодорожки теми мнемокартинками, которые соответствуют содержанию.
Игровые действия: находить мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек.
«Чего не стало?»
(тема по выбору воспитателя)
Цель: формировать умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет воспитатель (сказочный персонаж).
Игровое действие: отгадывание того, чего не стало.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"
«Какая сказка спряталась?»
Цель: формировать умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Игровое правило: не перебивать рассказывающего по мнемотаблице.
Игровое действие: рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Ход игры:
Ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2. Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.
«Магазин»
Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.
Игровое правило: не ошибаться в выборе.
Игровое действие: поиск мнемокартинок, складывание мнемодорожек.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.
«Веселые картинки»
Цель: формировать умения заполнять мнемотаблицы подходящими мнемоквадратами, развивать зрительную память.
Игровое правило: кто скорее и правильно выполнит, тот и выигрывает.
Игровое действие: заполнить все поля своих мнемотаблиц.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место. Например: "Сложи всю одежду в шкаф". "Поставь обувь на полочку". "Повесь головные уборы на вешалку". "Расставь посуду на столе". "Помести мебель в комнату". "Расположи машины на дороге". "Положи фрукты в корзину". "Посади овощи на грядку". "Посади птиц на деревья".
«Мемо-игра»
(тема на выбор воспитателя: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.)
Цель: формировать умения находить одинаковые мнемокартинки.
Игровое правило: собрать большее количество карточек.
Игровое действие: найти одинаковые пары мнемокартинок.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок.
«Положи в корзинку»
Цель: формировать умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развивать зрительную память, речь.
Игровые правила: показывать и называть только одинаковую мнемокартинку. Игровое действие: поиск нужных картинок.
Ход игры:
У воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.
«Кто что любит есть?»
Цель: формировать умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.
Игровые правила: показывать и находить только правильную мнемокартинку.
Игровое действие: поиск нужных мнемокартинок.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокартинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?». Например: Кошка любит пить. (молоко). Коза любит есть. (траву).
«Опиши животное»
(по выбору воспитателя)
Цель: закреплять знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
Игровые правила: правильно составить связной рассказ с опорой на мнемотаблицу. Игровое действие: каждый игрок, выбирая картинку должен составить рассказ о своём животном по мнемотаблицам.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
-Ребята, попробуем их описать. Предлагает описать животное по мнемотаблице.
«Когда это бывает»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
«Назови, что покажу»
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развивать зрительную память, мышление, связную речь.
Игровые правила: называть только то, что ребенок видит на мнемокартинке.
Игровые действия: объединять мнемокартинки по схожим признакам.
Ход игры:
Игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это? Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом (по выбору воспитателя)
«Чьи детки»
Цель: закреплять знания о домашних животных и их детенышах; формировать умение соотносить изображение детенышей на мнемокартинке с изображение большого животного на мнемотаблице.
Игровое правило: правильно назвать детеныша.
Игровое действие: найти детеныша, поставить рядом с взрослым животным.
Ход игры:
Воспитатель подготавливает мнемокартинки с изображением детенышей и мнемотаблицы с взрослыми животными. Дети должны к мнемотаблицам с взрослыми животными подобрать мнемокартинки с их детенышами. Дети произносят характерные звуки для каждого детеныша.
«У кого что?»
Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.
Игровое правило: правильно подбирать мнемокартинки.
Игровые действия: найти мнемокартинку.
Ход игры:
Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку. Например: У кого рога и вымя? (У коровы) У кого длинные усы и острые когти? (У кошки) У кого копыта и грива? (У лошади)
«Кто где находится?»
Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку. Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.
Например:
-Утка спряталась под куст.
-Петух сидит на заборе.
-Гусь стоит около дома.
«Чудесный мешочек»
Цель: формировать умение описывать характерные признаки предмета по мнемотаблице или по мнемодорожке.
Игровые правила: отгадывать знакомый предмет на ощупь.
Игровые действия: ощупывание предмета, рассказывание о нем.
Ход игры:
Воспитатель подбирает знакомые детям предметы и кладет их в мешочек. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь должен отгадать предмет. Затем рассказывает о предмете по мнемотаблице. Игра продолжается до тех пор, пока все предметы не будут названы.
«Что лишнее»
Цель: формировать умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Игровое правило: отвечает только тот, кого назовет сказочный персонаж (гость). Игровое действие: отгадывание, что изменилось в расположении мнемоквадратов, что лишнее.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
«Когда это бывает?»
Цель: формировать знания о частях суток: день, ночь, их характерных признаках; развивать связную речь, умения составлять небольшой рассказ по мнемотаблице. Игровое правило: рассказывает тот, кого назовет Буратино.
Игровое действие: описание частей суток.
Ход игры:
Показ мнемокартинок с изображением частей суток. Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Задает вопросы: - Когда мы играем? - Когда мы кушаем? - Что мы делаем ночью? Воспитатель просит подобрать для каждой мнемотаблицы: «День», «Ночь» подходящие к описанию мнемокартинки и рассказать уже по готовой мнемотаблице небольшой описательный рассказ.
«Кто что ест?»
Цель: учить детей соотносить мнемокартинки с объектами и предметами. Закреплять словарь по теме.
Игровое правило: показывать и называть только подходящую мнемокартинку. Игровое действие: поиск нужных мнемокарточек.
Ход игры:
Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокартинки с изображением дикого животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что ест?».
Например:
- Заяц ест траву.
-Медведь ест мед.
Дети находят соответствующие мнемокартинки с изображением продуктов питания.
«Времена года»
Цель: закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку.
Игровые правила: рассказывают о своей картинке по мнемотаблице «Времена года». Картинку не показывают, пока её не отгадают.
Игровые действия: отгадывание картинок.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям картинки «Времена года» и просит не показывать друг другу. Затем вращает стрелку. На кого она покажет. Тот и рассказывает о своем времени года по мнемотаблице.
«Фотоаппараты»
Цель: развивать память и внимание
Ход игры:
Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
«Опиши соседа»
Цель: развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход игры:
В принципе, описывать можно что угодно, а не только соседа. Игра удобна тем, что проводить ее с ребенком можно где угодно - на прогулке, в групповой комнате, дома. Можно устроить что-то типа соревнования. Вы вместе с ребенком выбираете знакомый вам обоим предмет, человека…все, что угодно. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.
«Золушка»
Цель: учить различать мелкие предметы на ощупь.
Оборудование: повязка на глаза можно без нее; мисочка со смесью зерен (фасоль, бобы, горох и т. д.). Спрятанный там любой предмет.
Ход игры:
Ребенок садится за стол (с завязанными глазами). И искать предмет со словами: В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне - игрушки для детей, Мы их достанем без затей.
«Найди пару»
Цель: находить одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: ткани разной фактуры (пары пластин оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой)
Ход игры:
На столе находятся пары ткани (пластин). Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать ткани (пластины) и найти парные.
Игра «Кто как разговаривает?»
Цель: расширять словарный запас; развивать быстроту реакции
Ход игры:
Педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:
Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактическая игра с использованием мнемотехники
мнемотехника, мнемотаблицы, дидактическая игра с использованием мнемотехники " Волшебный сундучок"...
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники...
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники.
У дошкольников очень развита зрительная память и образное мышлене. Мнемотехника-это своего рода схемы в основе их лежат ассоциации,которые помогают запоминать и воспроизводить информацию....
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
Дидактические игры с использованием мнемотехники...
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники для детей дошкольного возраста
Дидактические игры с применением технологии мнемотехники...
Картотека. Речевые игры с использованием мнемотехники.
Картотека дидактических игр по речевому развитию с использованием мнемотехники в средней группе...
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники
Картотека дидактических игр с использованием мнемотехники...