технологическая карта
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Артюшина Наталья Васильевна

Тема занятия: Пересказ рассказа М. Пришина «Золотой луг»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_razvitiyu_rechi.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности

Воспитатель : Артюшина Наталья Васильвна

Образовательные области: Речевое развитие (Коммуникация)

Тема занятия: Пересказ рассказа М. Пришина «Золотой луг»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи занятия:

Образовательные:  

учить детей пересказывать литературный текст;

познакомить с новыми понятиями;

Воспитательные: 

Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.

Развивающие:  

развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Словарная работа: Пришвин , промысел, фукать.

Планируемые результаты занятия

Дети пересказывали литературный текст, познакомить с новыми понятиями;

У детей воспиталось чувство красоты окружающего мира.

Развилось умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

У детей развились коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Материалы и оборудование:  

Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг»,

фото или картинки с изображением одуванчиков,

«одуванчики» из бумаги и кусочки ваты для дыхательного упражнения.

Этапы,

продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап

Организация направленного внимания

Здравствуйте дети! Посмотрите, у меня в руках солнышко. Оно теплое, ласковое. Давайте это доброе солнышко передадим друг другу и пожелаем друг другу что-то хорошее на сегодняшний день.

Словесный (беседа), игровая (сюрпризный момент), фронтальный

Проявляют интерес

У детей направленное внимание на солнышко.

Передают друг другу солнышко.

2.

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

формулировка проблемы в доступной для детей форме

Ребята, сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг». А вот кто будет главным героем рассказа, вам подскажет загадка:

 Горел в траве росистой

 Цветочек золотистый.

 Потом померк, потух.

И превратился в пух. (Одуванчик)

-Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?

- Так какое растение будет героем рассказа «Золотой луг»?

-А что вы знаете об этом цветке?

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

- Попробуем сами дунуть, издавая при этом «фу».

В яркий солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

 Дует легкий ветерок –

Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует –

Лепестки волнует. (Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.)

 Белым шариком пушистым.  

Красовался в поле чистом.

На него подуй слегка,

Был цветок – и нет цветка. (Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.)

Словесный (беседа, игровая), фронтальный

Приёмы (игровая ситуация , иллюстрация, беседа)

Слушают, отгадывают загадку, выполняют движения за воспитателем, дети дают обобщение по знанию об одуванчике

Рассматривают портрет. отгадывают загадку. Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

2.2

Этап ознакомления с материалом

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о…

Располагайтесь поудобнее и слушайте внимательно.

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Словесный

Слушают, предполагают

Слушают рассказ.

2.3

Этап практического решения проблемы

Учить детей пересказывать литературный текст;

познакомить с новыми понятиями.  

Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира.

Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Вопросы по содержанию рассказа:

  1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

 2. Где жили братья?

 3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

 Игра на внимание-«утро, день, вечер»

 По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде

«вечер» опять приседают.

Пересказ.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

 Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Словесная (беседа, вопрос)

Фронтальная работа, индивидуальная работа. Приёмы (игровая ситуация)

Дети пересказывали литературный текст, познакомить с новыми понятиями;

У детей воспиталось чувство красоты окружающего мира.

Развилось умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

У детей развились коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

Дети пересказывали литературный текст, познакомить с новыми понятиями;

У детей воспиталось чувство красоты окружающего мира.

Развилось умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

У детей развились коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих).

3.

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта

-Чем вы сегодня занимались?

-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?

-Кто герой рассказ?

-А тебе нравится одуванчик?

-Ты его когда-нибудь фукал?

-Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ

Словесная (беседа, вопрос)

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Отвечают на вопросы

Дети подводят итоги свой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"

Технологическая карта по сенсорике "Разрезные картинки"...