Семинар-практикум: «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Познакомить педагогов с инновационной технологией сторителлинг;
Обучить участников семинара методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе; Развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель Пинская И.Н.
Цель: повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению инновационной технологии сторителлинг.
Задачи:
- Познакомить педагогов с инновационной технологией сторителлинг;
- Обучить участников семинара методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе;
- Развивать интерес к инновационным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии.
Актуальность:
Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса. Проблема развития речи дошкольников является одной из наиболее острых проблем современного образования. Засилие гаджетов, отсутствие живого речевого общения, отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми.
Предлагаем вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг».
Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Модное слово «сторителлинг» в переводе с английского означает «рассказывание историй». В русском языке ему соответствует наиболее подходящий замечательный синоним «сказительство», т. е. повествование сказок, былин, мифов и т. п.
Сторителлинг - это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории.
В своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития у детей связной речи, формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения, однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории. Происходит это от того, что у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.).
Использование технологии сторителлинг помогает не только развить речь ребенка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.
Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.
Сторителлинг - это простой способ заставить работать наш мозг.
Преимущества использования техники Сторителлинг с детьми дошкольного возраста:
- Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.
- Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.
- Использование цифрового сторителлинга и ИКТ- технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал.
- Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.
- Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность;
- Использование метода сторителлинг с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников.
- Сторителлинг объединяет родителей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.
Сторителлинг – это замечательный метод преподнесения любого материала.
Цель сторителлинга: управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.
Задачи сторителлинга:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
- заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии и сконцентрировать его внимание;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
- помогает говорить с воспитанниками на одном языке;
- развивает навыки восприятия речи на слух;
- развивает воображение;
- развивает критическое мышление;
- помогает понять себя и собственные чувства;
- помогает познать мир;
- выстраивает дружелюбную атмосферу.
Для чего детям нужны истории, сказки? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научится через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации.
Сочинение историй способствует обогащению активного словаря и развитию речи, внимания, мышления, воображения, памяти дошкольников. Ведь каждый ребенок рассказывает историю с позиции своего жизненного опыта, наделяет героев истории своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами.
Сочиняя, дети «проживают» истории, приобретают способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, раскрепощая застенчивых, делая робких смелыми, молчаливых разговорчивыми и повышается настроение. Потому что сочинять истории - это не только полезно, но еще и очень увлекательно.
Как и в любой другой технологии в работе с детьми по технологии сторителлинг, двигаемся от простого к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников.
Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность (персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность (самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят).
При реализации в работе с детьми техники сторителлинг используются следующие элементы:
1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Необходимо вызвать у слушателя интерес и увлечь его. Начало должно зацепить слушателя и удерживать его внимание.
Варианты вступления:
— Когда-то давным-давно…
— Из опыта работы….
— И произошла однажды вот такая история…..
— О! А, вы слышали историю про…
— Садитесь поближе, я вам расскажу…
— В некотором царстве, в некотором государстве…
— Жили-были…
— Это произошло темной и дождливой ночью…
— Наш герой понятия не имел, что его ждет…
-- Тогда казалось, что это не так важно…
2. Развитие событий. Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.
3. Кульминация. Развязка – герой у цели. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем или проигравшим. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Чему научила нас эта история?
Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.
4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.
Начиная сочинять историю с детьми необходимо подумать, как создать её визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст: фотографии, рисунки, схемы, видеоролики, графический дизайн и пр. Например:
Рисовальная визуальная история – картинки, схемы нарисованые заранее, либо изображаются параллельно со звучащим текстом и предстают перед детьми.
Аппликационная визуальная история. На лист бумаги или любой фон выкладываются изображения, соответствующие звучащему тексту.
Магнитная визуальная история. Изображения крепятся магнитами на презентационную доску.
Фланелеграфная визуальная история – используется фланелеграф. Подходит для экранизации сказок и других историй для детей.
Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или выдуманная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда они выступают объектами повествования и просто внимают рассказу.
Например: Дети вы знаете, кто говорит «Мяу?» (ответы). Молодцы, а я не знала… Но однажды я открыла книжку и нашла там интересную историю и сейчас я хочу вам ее рассказать. Рассказ сопровождается показом изображений из сказки.
Еще можно предложить малышам игру «Потешки на кубе». На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной потешке. Затем, бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба, и рассказывают соответствующую потешку. Впоследствии дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки, или сочиняя по картинкам истории.
В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.
Для младшего возраста могут использоваться игрушки из «Киндер-сюрпризов», игра «Что внутри?», «Кубики историй». Такие кубики обычно изготавливаются педагогом самостоятельно, т.к. магазинный вариант состоит из символов и не совсем понятен малышам. Для кубиков подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, можно сделать кармашки на кубиках, чтобы можно было менять картинки. Затем сложить кубики в красивую коробочку или волшебный мешочек и можно играть и творить.
Ещё один вид – цифровой сторителлинг – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео) на цифровых носителях или в реальном формате. Озвучка истории может производиться как педагогом или диктором (младший возраст), так и самими детьми (средний и старший возраст).
Вне зависимости от того, какой вариант сторителлинга вы выбрали и с каким возрастом детей работаете, вы можете постараться вовлечь слушателей в свой рассказ, что однозначно добавит эффекта в ваше занятие. Это могут быть варианты, где дети станут со-рассказчиками или полноправными создателями своей истории.
Практическая часть:
Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции замкнутых детей и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику.
Как у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).
• Игра для одного ребенка. Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю.
• Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают.
• Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю.
• Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики.
Можно упростить задачу, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий - воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.
В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.
Начать историю нужно с каких-нибудь слов типа «однажды…», или «Давным-давно…» и др. нанизывая на нить повествования все символы, которые выпали на верхних гранях кубиков, начиная с того, который первым привлек ваше внимание. Ребенок достает из «волшебного мешочка» кубик, бросает его, и в зависимости от выпавшего изображения начинает рассказывать своим друзьям невероятную историю, затем следующий игрок достает и бросает кубик и продолжает историю, не теряя нить рассказа. Таким образом, плавно переходят от одной картинки к другой и сочиняют необычные смешные, а иногда и грустные истории.
Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие пришел герой. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй.
Для старшего дошкольного возраста при обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок можно использовать карты Вл. Як. Проппа. Это игровое пособие из карточек, которые состоят из символов и иллюстраций, по которым дети узнают события и эпизоды сказок.
Вниманию детей предлагаются Подготовительные игры-задания, которые можно включить в образовательную деятельность:
Игра «Снежный ком»
По очереди добавляются слова к предложенному началу фразы (каждый участник игры кидает кубик и добавляет своё слово)
Варианты игры:
1. «Собираемся в дорогу»
Взрослый: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …».
Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:
2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»
Взрослый: «Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д.
3. Игра «Продолжи предложение»
Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком.
Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему.
- Наш корабль выплыл в открытое море и тут…
- Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели
- Принцесса неожиданно проснулась, потому что…
- Карлсон, не смог прилететь в этот день, ему пришлось…
- «Чудеса в решете».
В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.
- « Кто на свете злее всех (добрее всех)»?
Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжета. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).
- «Заветные слова».
В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).
- «Что в дороге пригодиться»?
На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.
- «Что общего»?
Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)
Примеры упражнений для применения сторителлинга:
- Правда/ложь. Воспитанники создают правдивую или выдуманную историю и рассказывают друг другу в парах. Первый ребенок рассказывает свою историю без перерывов, затем его партнер может задавать вопросы и просить повторить любые непонятные детали. Затем они должны угадать, была это правдивая история или нет, прежде чем поменяться ролями.
- Журнальная история. Принесите ребятам самые различные журналы, фотографии в них зачастую рассказывают какую-то историю. Обсудите, кто этот человек на фото, какая у него профессия, что он любит делать, придумайте историю из его жизни. Также с помощью журналов можно собирать коллажи и делать целые комиксы.
- Сюжетное домино. Дети объединяются в малые группы. Им предлагается набор карточек, ( раздайте каждой группе целый набор), каждому ребенку достается по несколько карточек. Далее импровизированно происходит создание истории: первый ребенок кладет карточку и начинает рассказ, затем второй ребенок кладет одну из своих карточек и продолжает рассказ. Так происходит, пока все дети не используют все карточки, и история не будет завершена. Затем они пересказывают свою историю другой группе и слушают истории других групп.
- Бла-бла-кубики, или Кубики историй. Вы можете приобрести их или сделать самостоятельно (особенно, если вам необходимо подвести историю к определенной теме). Дети бросают несколько кубиков, на гранях которых изображены картинки (пиктограммы). Задача – собрать цельную историю, используя все выпавшие слова. Рекомендуется делать это в парах или тройках, чтобы ребята смогли наполнить свой рассказ деталями.
- Пальчиковый театр. Создайте небольших куколок для пальцев, вырежьте бумажные фигурки или постройте театр теней, самое важное – придумать разных персонажей, чтобы между ними не было очевидных взаимоотношений, и задать детям вопросы, на которые им предстоит ответить с помощью постановки. Например, как герои могут провести каникулы, как им поднять настроение, какой характер у персонажа? Вопросы должны быть разнообразными и открытыми, чтобы ответ не был односложным и предсказуемым.
- Детективные квесты. Какая история запомнится лучше, чем та, в которой была интрига? Конечно, та, которую мы узнали сами! Разделите длинную детальную историю на части и зашифруйте точки, где их можно найти. Дети могут передвигаться малыми группами с точки на точку, читать или слушать историю и делать пометки по сюжету. Они могут идти по маршруту или выбирать путь самостоятельно, чтобы затем определить последовательность. Хорошим дополнением станут вспомогательные предметы или «ожившие» персонажи, которые сами рассказывают свою историю. Если же возможности передвигаться нет, вы можете распутывать историю в группе и создать Карту истории (по типу дорожной или ментальной) на бумаге или использовать цифровые ресурсы.
- Истории в песнях. Музыку любят и взрослые, и дети. Найдите и выучите песни, которые рассказывают историю. Народные песни чаще заключают в себе больше смысла, чем кажется, но даже современное творчество можно выбрать для разбора.
- История о камне. Передайте камень по кругу воспитанников. Каждый ребенок должен сказать одно слово, описывающее камень, не повторяя сказанное. Посмотрите, сколько раз камень может пройти по кругу без повтора слов. Конечно, предмет может быть любым, но постарайтесь выбирать необычные варианты, чтобы они вызывали у детей больше эмоций.
- Автобиография чего угодно. У всего есть история, дайте возможность детям пофантазировать и придумать историю, как был создан или найден тот или иной предмет. История может быть обыграна и рассказана группой. Здорово, если кто-то из ребят (или вы) расскажет реальный вариант. А если он неизвестен, то можно проголосовать за более интересный или правдоподобный.
Все упражнения могут стать первым шагом для развития навыка сторителлинга или работать на отработку уже имеющегося навыка. Рекомендуем для отработки первоначально изучить с детьми структуру истории, чтобы в их авторстве она становилась цельной и наполнялась смыслом.
Придумывайте свои замечательные истории вместе с детьми, творите, играйте и фантазируйте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"
Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....
Семинар -практикум для воспитателей "Игра как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"
Семинар-практикум...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Инновационные технологии при формировании безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Семинар -практикум составлен на основе методических пособий К. Белая, Саулина, предназначен для педагогов дошкольного учреждения....
Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».
Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....
Доклад «СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2023
laquo;СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Презентация СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2023г
quot;СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Презентация : «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению инновационной технологии сторителлинг....