Презентация : «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Пинская Ирина Николаевна

Повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению инновационной  технологии сторителлинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storiteling_pinskaya.pptx1.57 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сторителлинг как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста» . Пинская И.Н. Каратаева Т.В. МБДОУ №2 «Дюймовочка» г. Шарыпово

Слайд 2

Цель : повышение профессионального умения педагогов-участников в процессе активного общения по освоению инновационной технологии сторителлинг. Задачи: Познакомить педагогов с инновационной технологией сторителлинг; Обучить участников семинара методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе; Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии .

Слайд 3

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать — вот, что необходимо ребенку». Джанни Родари Актуальность: Реформы в сфере образования и модернизации современного общества учат педагогов совершенствовать свои знания, пересматривать взгляды и искать новые формы, приемы, технологии при организации образовательного процесса. Проблема развития речи дошкольников является одной из наиболее острых проблем современного образования. Засилие гаджетов, отсутствие живого речевого общения, отсутствие свободного времени у родителей приводит к дефициту речевого общения с детьми. Предлагаем вашему вниманию одну из инновационных технологий развития речи детей «Сторителлинг». Термин «сторителлинг» пришел к нам из английского языка и в переводе звучит как «рассказывание истории», но в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство».

Слайд 4

Актуальность: Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации Armstrong International , и предназначена игра была для взрослых. Сторителлинг – это искусство создавать яркие и запоминающиеся истории . В своей работе мы используем самые разнообразные технологии, методы и формы для развития у детей связной речи , формирования правильных грамматических форм, обогащения активного словаря, развития воображения, однако приходится иногда сталкиваться с некоторыми трудностями у детей, когда надо придумать рассказ или сказку, придумать окончание истории . Происходит это от того, что у детей не очень хорошо развито воображение, поэтому дети затрудняются при составлении различного рода рассказов (по картине, по серии картин, на заданную тему и т. д.) . Использование технологии сторителлинг помогает не только развить речь ребенка, но и раскрывает его творческие способности, развивает познавательный интерес, помогает поверить в себя, уверенно чувствовать среди сверстников.

Слайд 5

Преимущества использования техники Сторителлинг с детьми дошкольного возраста: Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Техника сторителлинга имеет форму дискурса , потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование. Использование цифрового сторителлинга и ИКТ- технологии помогает визуализировать придуманные истории, эмоционально обогатить материал. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей. Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, помогает запомнить материал, развивает грамотность; Использование метода сторителлинг с детьми с ОВЗ способствует успешной адаптации их в коллективе сверстников. Сторителлинг объединяет родителей и детей и детей. Присутствие родителей на занятиях и активное включение их в воспитательно-образовательный процесс помогает им решать вопросы взаимопонимания и воспитания детей.

Слайд 6

Цель сторителлинга : управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций. Задачи сторителлинга: • обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила; • систематизировать и донести информацию; • обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других; • наглядно мотивировать поступки героев; • сформировать желание общаться. Метод сторителлинга позволяет : • разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии и сконцентрировать его внимание; • научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; • обогатить устную речь дошкольников; • облегчить процесс запоминания сюжета. помогает говорить с воспитанниками на одном языке; развивает навыки восприятия речи на слух; развивает воображение, критическое мышление; помогает понять себя и собственные чувства; помогает познать мир; выстраивает дружелюбную атмосферу.

Слайд 7

При реализации в работе с детьми техники сторителлинг используются следующие элементы: 1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем. Необходимо вызвать у слушателя интерес и увлечь его. Начало должно зацепить слушателя и удерживать его внимание. Варианты вступления: — Когда-то давным-давно… — Жили-были… — И произошла однажды вот такая история….. — О! А, вы слышали историю про… — Садитесь поближе, я вам расскажу… — В некотором царстве, в некотором государстве… — Это произошло темной и дождливой ночью… — Наш герой понятия не имел, что его ждет… 2. Развитие событий. . Середина – в это время герой делает всё, чтобы разрешить проблемы. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается во вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется. 3. Кульминация. Развязка – герой у цели. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем или проигравшим. Какой наш герой сейчас? Изменился ли он? Чему научила нас эта история? Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта. 4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.

Слайд 8

Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или выдуманная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передаёт детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда они выступают объектами повествования и просто внимают рассказу. Еще можно использовать игру «Потешки на кубе». На гранях куба изображены яркие красочные иллюстрации к потешкам, каждая грань соответствует одной потешке. Затем, бросая куб, дети вместе с воспитателем рассматривают верхнюю выпавшую сторону куба, и рассказывают соответствующую потешку. Впоследствии дети могут самостоятельно играть в куб, рассказывая друг другу потешки, или сочиняя по картинкам истории. .

Слайд 9

Существует несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой. В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. Для младшего возраста могут использоваться игрушки из «Киндер-сюрпризов», игра «Что внутри?», «Кубики историй». Такие кубики обычно изготавливаются педагогом самостоятельно, т.к. магазинный вариант состоит из символов и не совсем понятен малышам. Для кубиков подбираются красочные предметные и сюжетные картинки, можно сделать кармашки на кубиках, чтобы можно было менять картинки. Затем сложить кубики в красивую коробочку или волшебный мешочек и можно играть и творить. Ещё один вид – цифровой сторителлинг – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео) на цифровых носителях или в реальном формате. Озвучка истории может производиться как педагогом или диктором (младший возраст), так и самими детьми (средний и старший возраст).

Слайд 14

Практическая часть Техника сторителлинг, которая лежит в основе игры «Кубики историй», открывает уникальную возможность для развития коммуникативной компетенции замкнутых детей и необщительных, облегчает запоминание сюжета, эффективна в процессе рассуждения. Импровизированные рассказы вызывают наибольший интерес, обогащают фантазию и речь, развивая логику. Как у каждой игры в сторителлинге есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми. Сначала выбираем историю , учитывая детский интерес, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика , детектив или смешная история) . • Игра для одного ребенка . Бросить 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка. Опираясь на кубики, ребёнок рассказывает историю . • Игра для трёх детей. Бросить все 9 кубиков на стол, разделить их на 3 части – начало истории, середина и развязка . Один ребёнок начинает рассказывать, опираясь на первые 3 кубика, остальные продолжают. • Когда играет больше трёх человек – кубики кидают по очереди и продолжают друг за другом историю. • Можно воспитателю начать историю, а дети будут продолжать её рассказывать, бросая кубики. Можно упростить задачу, так как не у всех детей в достаточной степени развиты коммуникативные способности. Поэтому сначала составлять истории можно по очереди так: первый кубик бросает ребенок, а следующий - воспитатель и т. д. Таким образом, взрослый сможет направлять и корректировать сюжетную линию в нужном направлении.

Слайд 15

Подготовительные игры-задания. Игра «Снежный ком» По очереди добавляются слова к предложенному началу фразы (каждый участник игры кидает кубик и добавляет своё слово) Варианты игры: 1. «Собираемся в дорогу» Взрослый: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан …». Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло». Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д. По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например: 2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин» Взрослый: «Мы готовим завтрак, давай составим меню». Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд». Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …» и т. д. 3. Игра «Продолжи предложение» Игра может носить как реальный, так и шуточный характер. Об этом вы можете заранее договориться с ребенком. Взрослый начинает сложное предложение, ребенок продолжает. Вариантов может быть масса, на любую интересную ребенку тему. Наш корабль выплыл в открытое море и тут… Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели Принцесса неожиданно проснулась, потому что… Карлсон, не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

Слайд 16

Подготовительные игры-задания «Чудеса в решете». В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие. « Кто на свете злее всех (добрее всех)»? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжета. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное, для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг). « Заветные слова» . В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры). «Что в дороге пригодиться»? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

Слайд 17

Примеры упражнений для применения сторителлинга: Журнальная история. Принесите ребятам самые различные журналы, фотографии в них зачастую рассказывают какую-то историю. Обсудите, кто этот человек на фото, какая у него профессия, что он любит делать, придумайте историю из его жизни. Также с помощью журналов можно собирать коллажи и делать целые комиксы. Сюжетное домино. Дети объединяются в малые группы. Им предлагается набор карточек, ( раздайте каждой группе целый набор), каждому ребенку достается по несколько карточек. Далее импровизированно происходит создание истории: первый ребенок кладет карточку и начинает рассказ, затем второй ребенок кладет одну из своих карточек и продолжает рассказ. Так происходит, пока все дети не используют все карточки, и история не будет завершена. Затем они пересказывают свою историю другой группе и слушают истории других групп. Бла-бла-кубики , или Кубики историй. Вы можете приобрести их или сделать самостоятельно (особенно, если вам необходимо подвести историю к определенной теме). Дети бросают несколько кубиков, на гранях которых изображены картинки (пиктограммы). Задача – собрать цельную историю, используя все выпавшие слова. Рекомендуется делать это в парах или тройках, чтобы ребята смогли наполнить свой рассказ деталями.

Слайд 18

Примеры упражнений для применения сторителлинга: Пальчиковый театр. Создайте небольших куколок для пальцев, вырежьте бумажные фигурки или постройте театр теней, самое важное – придумать разных персонажей, чтобы между ними не было очевидных взаимоотношений, и задать детям вопросы, на которые им предстоит ответить с помощью постановки. Например, как герои могут провести каникулы, как им поднять настроение, какой характер у персонажа? Вопросы должны быть разнообразными и открытыми, чтобы ответ не был односложным и предсказуемым . Истории в песнях . Музыку любят и взрослые, и дети. Найдите и выучите песни, которые рассказывают историю. Народные песни чаще заключают в себе больше смысла, чем кажется, но даже современное творчество можно выбрать для разбора. История о камне. Передайте камень по кругу воспитанников. Каждый ребенок должен сказать одно слово, описывающее камень, не повторяя сказанное. Посмотрите, сколько раз камень может пройти по кругу без повтора слов. Конечно, предмет может быть любым, но постарайтесь выбирать необычные варианты, чтобы они вызывали у детей больше эмоций. .

Слайд 19

Все упражнения могут стать первым шагом для развития навыка сторителлинга или работать на отработку уже имеющегося навыка. Рекомендуем для отработки первоначально изучить с детьми структуру истории, чтобы в их авторстве она становилась цельной и наполнялась смыслом. Придумывайте свои замечательные истории вместе с детьми, творите, играйте и фантазируйте!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Статья для педагогов на тему: "Сторителлинг-инновационная технология по развитию речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста».

Познакомить педагогов ДОУ с технологией сторителлинга, показать её значимость в речевом развитии детей дошкольного возраста....

Статья "Сторителлинг как инновационная технология развития речи в дошкольном возрасте"

Как учителя русского языка и литературы, меня очень беспокоит снижение уровня развитяи речи детей в современном мире. Я надеюсь, что технология сторителлинга, при применении с дошкольного возраста, по...

«Сказка – как средство развития речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

   В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, дети мало общаются в семье и со сверстниками. Это связано с плохой экологией, наследс...

Доклад «СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2023

laquo;СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Презентация СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» 2023г

quot;СТОРИТЕЛЛИНГ - КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Семинар-практикум: «Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»

Познакомить педагогов с инновационной технологией сторителлинг;Обучить участников семинара методам и приемам обучения дошкольников сочинению историй в педагогическом процессе; Развивать интерес...