Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателя
материал по развитию речи
Взаимодействие учителя-логопеда и воспителя по лексическим темам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bytovaya_tehnika.docx | 25.57 КБ |
domashnie_zhivotnye_i_ih_detenyshi.docx | 18.96 КБ |
domashnie_ptitsy_i_ih_detenyshi.docx | 21.18 КБ |
zhivotnye_severa_i_afriki.docx | 19.02 КБ |
zimuyushchie_ptitsy.docx | 20.61 КБ |
moy_gorod.docx | 17.3 КБ |
hleb_i_zlaki.docx | 17.43 КБ |
morskie_obitateli.docx | 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «МОЙ ДОМ (бытовая техника)»
Лексика:
Существительные: пылесос, чайник, плита, миксер, холодильник, фен, стиральная машинка, телефон, шнур, розетка, выключатель, шнур
Прилагательные: удобно, быстро, легко
Глаголы: готовить, пылесосить, убирать, помогать, стирать, гладить, кипятить
Развитие общей моторики
«Провод и розетка». Дети выстраиваются в линию, взявшись за руки, затем садятся на корточки, образуя «провод». На одном его конце — «розетка», на другом — «лампочка». «Ток» идёт — дети поочередно встают, крайний поднимает руку с флажком — «лампочка зажглась». | |
Мы ходили в магазин Пылесос купили Дома маме помогали,. Пылесос включили Заворчал наш пылесос «У – У – У» Пыль собрал и проглотил Стало очень чисто Очень рады мы друзья Что пылесос отличный | Ходьба на месте Показывают руками квадрат Руки вперёд ладошками вверх Вытягиваю руку вперёд показывая большим пальцем руки включение Круговые движения рук перед грудью. Наклонились как бы работают пылесосом Разводят руки в стороны Прыжки на месте Вытягивают обе руки вперёд показывая большие пальцы рук |
Развитие мелкой моторики
1,2,3,4 Много техники вокруг: Телевизор, холодильник, Чайник, миксер и утюг Много техники вокруг. | Загибают пальцы на двух руках Хлопки Загибают пальцы, начиная с большого Хлопки рук |
Пылесос, пылесос,
Ты куда суешь свой нос? -Я жужжу, я жужжу, Я порядок навожу. | Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в положении «ладони вперед» То же, ладони обращены друг к другу Сжать кисти в кулачки, вращать |
Развитие лексико-грамматического строя
1. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один фен, два фена, пять фенов.
(утюг, холодильник, телевизор, пылесос, чайник, миксер, плита, стиральная машина, телефон, обогреватель, магнитофон, компьютер, мясорубка)
2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно – ласкательной форме)
чайник – чайничек
(фен, пылесос, мясорубка, телефон, плита, утюг, холодильник, кофемолка, магнитофон)
3. «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Холодильник, мясорубка, утюг, чайник.
Кастрюля, микроволновая печь, сковорода, кружка
Стиральная машина, посудомоечная машина, телевизор, швейная машина.
Телевизор, ноутбук, магнитофон, пылесос.
Чайник, обогреватель, холодильник, электроплита.
Ножницы, иголка, спицы вязальные, швейная машина.
4. «Составь предложение» (работа с деформированной фразой)
Мама, чайник, чай, налить, из.
Пылесосить , папа, пылесос, ковер, новый.
Холодильник, брат, из, доставать, колбаса.
В, стиральная машина, ванная комната, стоит.
Пирог, в, разогревать, бабушка, микроволновая печь.
Телевизор, сестра, мультфильмы, по, смотреть, любить.
5. «Большой-маленький»
У Великана пылесос, а у Гномика … (пылесосик)
У Великана торшер, а у Гномика …
У Великана лампа, а у Гномика …
У Великана холодильник, а у Гномика …
У Великана утюг, а у Гномика …
У Великана магнитофон, а у Гномика …
6. «Что делает?»
Электрочайник кипятит воду.
Утюг …
Миксер …
Пылесос …
Электрообогреватель …
Микроволновая печь …
Стиральная машина …
Холодильник …
7. Загадки
Сушит ветер-суховей*
Кудри мамочки моей.
(фен)
Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый.
(утюг)
Даже и в июльский зной
В нём морозно, как зимой.
(холодильник)
Из ковра чистюля-робот*
Тянет пыль и грязь в свой хобот.
(пылесос)
Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(cтиральная машина)
Закипает изнутри
И пускает пузыри.
(чайник)
Застрочит, как пулемёт,
Платье новое сошьёт.
(швейная машина)
Сжал кулак свой исполин*,
Сделал соком апельсин.
(соковыжималка)
Глядя на экран в квартире,
Видим, что творится в мире.
(телевизор)
Развитие связной речи
- Составление рассказа по плану :
2). Название бытового прибора.
3). Для чего он нужен?
3). Какой формы этот прибор?
4). Где он хранится у тебя дома?
5).Как нужно обращаться с ним?
Сказка о том, как электроприборы в магазине поссорились
Мы привыкли считать, что вещи не умеют разговаривать, думать и чувствовать, потому что они не живые. Но если бы появился волшебник и оживил их, то предметы могли бы рассказать о себе много интересного. Представим, что такой чародей посетил обыкновенный магазин бытовой электротехники. Он взмахнул волшебной палочкой, и все электроприборы обрели дар речи.
Первой заговорила Электроплита:
— Я — самый нужный людям электроприбор! Я главная на кухне: если бы меня не было, на чем бы человек готовил еду?
Микроволновая печь быстро перебила Электроплиту:
— Зато я разогреваю продукты в несколько раз быстрее!
На это Холодильник сердито пробурчал:
— Чтобы приготовить пищу, ее надо сохранить! Не будь меня, где бы люди хранили молоко, мясо, рыбу и другие скоропортящиеся продукты?
Услышав разговор, Стиральная машина зашумела:
— Что вы все о еде да о еде! Я забочусь об одежде людей, стираю, полощу, отжимаю. Благодаря мне, хозяйка не устает от стирки.
— А я глажу белье! — зашипел Утюг, сердито выпуская пар.
Пылесос, вытянув свой длинный шланг, похожий на хобот слона, загудел:
—Я тоже забочусь о чистоте, без меня человеку нелегко было бы убрать пыль и грязь в квартире!
Красавица-люстра, надменно взглянув с высоты, примолвила:
—Больше всех нужна человеку я! Я освещаю комнаты!
Услышав ее, Вентилятор прострекотал:
Да ты нужна только когда темно, а при ярком дневном свете без тебя вполне можно обойтись, а я в жару готов работать днём и ночью!
Зато, когда холодно, тебя не включают! — возразил ему Электрообогреватель. — А я согреваю людей в морозы!
— Вы оба не нужны, если человек купит меня! — важно
сказал Кондиционер. — Я регулирую температуру в помещении. Если жарко — я охлаждаю воздух, если холодно —согреваю!
Затем в спор вступили Радиоприемник и Телевизор:
А мы передаем и показываем новости, передачи, фильмы, концерты, без нас человеку было бы скучно!
А мы записываем то, что человек видит и слышит, — заговорили в один голос Магнитофон и Видеомагнитофон. — А потом он может нас прослушать и просмотреть!
Да что бы люди делали без меня! — воинственно зазвенел Телефон. — Только благодаря мне люди могут разговаривать друг с другом за сотни и тысячи километров!
Электроприборы настолько разгорячились, доказывая друг другу, кто самый нужный, что некоторые из них даже начали дымиться. Видя это, мудрый Компьютер, который до этого молчал, качая своим монитором, как головой, наконец, заговорил твердым и спокойным голосом:
—А теперь, уважаемые электроприборы, замолчите и успокойтесь, а не то перегреетесь и не сможете работать —тогда вы точно не будете нужны людям! Зря вы затеяли этот глупый спор. Ведь нас называют приборами, а приборы - это сложные и умные устройства, сродни машинам. Из-за того, что мы питаемся электричеством, нас называют электроприборами. И каждый электроприбор выполняет свою работу.
Одни освещают помещения и улицу, они называются осветительными приборами. К ним относятся уличные фонари, люстры, торшеры, настольные лампы и так далее. Другие приборы созданы для того, чтобы обогревать, очищать или охлаждать воздух, это электрообогреватель, вентилятор и кондиционер. Третьи нужны человеку для того, чтобы облегчить ему домашний труд, например пылесос, стиральная машина, электроплита, кухонный комбайн и другие. А вот телевизор, радиоприемник, магнитофон, телефон или компьютер служат для того, чтобы нести, передавать и записывать информацию.
— Да-а! — воскликнул Пылесос. — Сложно определить, какой прибор важнее — все мы в той или иной степени нужны человеку!
— А почему нас называют бытовыми электроприборами, что значит «бытовые»? — спросила Стиральная машина, на что Компьютер ей ответил:
— Хороший вопрос! Слово «бытовые» происходит от слова «быт», что означает — «повседневная жизнь». Мы помогаем человеку в его повседневной жизни, отсюда и название «бытовые электроприборы».
— Поняли, все поняли! — радостно затараторили в один голос Радиоприемник, Телевизор и Магнитофон.
— Что вы поняли? — пробурчал Холодильник.
—Поняли, что такое бытовые электроприборы!
— Ну и что же? — не унимался Холодильник.
— Бытовые электроприборы - это сложные устройства, которые питаются электричеством и помогают человеку в его повседневной жизни! — громко и четко ответил Радиоприемник, и с ним согласились остальные приборы.
— Правильно! — одобрил Компьютер—Теперь, я надеюсь, мы больше не будем ссориться. Главное, чтобы в розетках и батарейках всегда был электрический ток, потому что электричество — это наше питание, наша жизнь, а без него электроприборы — никому не нужная груда железа! Но стоит нас включить в сеть — и мы начинаем делать свою работу, полезную людям!
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
Лексика:
Существительные: кошка, кот, котенок, собака, щенок, овца, баран, ягненок, конь, лошадь, жеребенок,свинья, поросенок, коза, козел, козлята, пес, свинарник, конюшня, будка, хлев, туловище, брюхо, морда, зубы, ноги, лапы, копыта, стадо, доярка, пастух,
Прилагательные: полезные, домашние, преданный, глупый, сильный, гладкий, мягкая, ласковая, сторожевая, верная, зубастый, игривая, полезный, пушистая, любопытный, рогатая, жвачная, злой, кошачий, собачий, коровий, щенячий, лошадиный.
Глаголы: пастись, лаять, мяукать, блеять, мычать, рычать, ржать, хрюкать, жевать, грысть, мурлыкать, бодать, лакать, ухаживать,кормить.
Развитие общей моторики
Вы со мной знакомы близко Понапрасну не обижу. | Дети идут по кругу на носочках, Крадучись останавливаются, лицом в круг Делают «ушки» из ладошек «коготочки» из пальчиков Вновь и дут по кругу, крадучись Останавливаются, встают лицом в круг Показывают «коготочки» |
Развитие мелкой моторики
Детеныши в домике этом живут. | Называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого Все пальцы — снова в кулак |
Повстречались два котёнка: Мяу-мяу! Два щенка: ав-ав! Два жеребёнка: иго-го! Два тигрёнка: р-р-р! Два быка: му-у! Посмотри, какие рога! |
На каждую строчку соединять поочерёдно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца.
Показать «рога», вытянув указательные пальцы и мизинцы. |
Развитие лексико-грамматического строя
1. «Один — много».
Кошка – кошки – кошек (собака, корова, лошадь, свинья, овца, коза).
2. «Назови ласково». Собака — собачка и т.д.
3. «Счет животных и их детенышей».
Одна овца – две овцы – пять овец
Один ягненок – два ягненка – пять ягнят и т.д.
4. «У кого – кто?».
У лошади – жеребенок (жеребята) и т.д.
5. «Назови семью».
Папа – кот, мама – кошка, детеныш – котенок, детеныши – котята и т.д.
6. «Кто лишний и почему?». Классификация предметов.
Коза, собака, белка, корова; теленок,
жеребенок, ягненок, свинья.
кошка, собака, страус, курица
котенок, лисенок, щенок
7. «Кто где живет?».
Лошадь живет (где?) – в конюшне;
корова – в хлеву;
собака – в будке;
свинья – в свинарнике;
овца – в овчарне.
8. «Чей хвост? Чья лапа? Чье ухо? Чьи глаза?».
У собаки хвост – собачий, лапа – собачья, ухо — собачье, глаза – собачьи и т.д. по остальным животным.
9. «Подбери признак».
Кошка (какая?) – пушистая, ласковая, красивая, игривая и т.д.
Пес (какой?) — …, щенята (какие?) — … .
10. «Маленький, большой, еще больше».
Образование слов с суффиксами ик, ищ.
Котик – кот – котище Ротик – рот – ротище Носик – нос – носище
Лобик – лоб – лбище Хвостик – хвост – хвостище
Усики – усы – усищи Глазки – глаза — глазищи
Развитие связной речи
1. Составить описательный рассказ про домашнее животное (по выбору), по плану: Кто это?
Домашнее или дикое животное? Где живет?
Внешний вид (части тела; размер, окраска, шерсть).
Чем питается? Как называют детенышей? Какую пользу приносит?
2. Чтение художественной литературы:
- В. Сутеев «Капризная кошка».
- С. Маршак « Сказка о глупом мышонке».
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ДЕТЕНЫШИ»
Лексика
Существительные: Утка, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребёшок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, рябая, длинный, острый.
Глаголы: Клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, одить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, пищать, налетать, шипеть, заботиться
Развитие общей моторики
Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! Наши курочки в окно — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя-петушок Раным-рано поутру Нам споет: ку-ка-ре-ку! | Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток. Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад. Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками-«крылъями» по бокам. Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад. |
Ходят желтые цыплята. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Хоть они и маловаты. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Могут зернышки искать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! Землю лапкой разгребать. – Пи-Пи-Пи! Пи-Пи-Пи! | Идут на месте. Руки заложены за спину. Ритмично кивают головой. Произносят только звукоподражания. Приседают на корточки. Произносят только звукоподражания. Встают. Кивают головой влево-вправо. Произносят только звукоподражания. Шаркают то левой, то правой ногой перед собой. |
Развитие мелкой моторики
«Уточка» Шла уточка по бережку, Шла серая по крутому, Вела детей за собою И малого и большого, И среднего и меньшого. И самого любимого | ( «идти» двумя пальцами по столу) ( загибать безымянный и большой пальцы) ( средний и мизинец ) ( загнуть указательный) |
Зерна курочка клюет, И цыплятки тут как тут. В воду уточка нырнет, А цыплятки не нырнут. | Обе ладошки вместе отклоняем от себя. Щепотки «клюют» по очереди. Ладошки вместе «ныряют» вперед. Погрозим пальчиком. |
Дыхательная гимнастика
Игра « Птичьи голоса»
Описание игры: произносить слоговые сочетания и фразы на одном выдохе, изменяя тон голоса. Курица: «Ко-ко». Цыплята: « Пи-пи». Курица: «Куд - кудах, снеслась в кустах». Утка: « Кря-кря-кря, где здесь вода?»
Игра « Птицы»
Описание игры: Гуси по небу летят, Гуси ослику гудят: Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! (медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)
Развитие фонетико-фонематического слуха
Кто сказал?
Ребенок закрывает глаза, а кто-нибудь из детей называет название домашней птицы. Цель: отгадать кто говорил
Развитие лексико-грамматического строя
- У кого кто?
У утки-…
У курицы-…
У петуха- …
У индюка-…
У попугая- …
- Игра «Кто лишний?».
Выделять лишнее из ряда слов, уметь объяснять почему слово лишнее.
Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок.
Перо, крыло, клюв, утка.
- Игра «Один – много».
Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Гусь – гуси – много гусей.
Утка – утки – уток.
Петух – петухи – петухов.
Курица – куры – кур.
Селезень – селезни – селезней.
Гусёнок – гусята – гусят.
Утёнок – утята – утят.
Индюк – индюки – индюков.
Индюшка – индюшки – индюшек.
4. Игра «Назови ласково».
Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе.
Петух – петушок – петушки.
Зерно – зёрнышко – зёрнышки.
Курица – курочка – курочки.
Цыплёнок – цыплёночек – цыплятки.
Утка – уточка – уточки.
Гусь – гусачок (гусёнок) – гусачки (гусята, гусятки).
Гусыня – гусынюшка – гусынюшки.
Утёнок – утёночек – утятки.
Индюшка – индюшечка – индюшечки.
Яйцо – яичко – яички.
Крыло – крылышко – крылышки.
5.Упражнение «Сравни и назови по образцу».
Образование сравнительной степени прилагательных.
Красивый – красивее.
Мягкий – мягче.
Твёрдый – твёрже.
Длинный – длиннее.
Короткий – короче.
Сильный – сильнее.
Слабый – слабее.
Высокий – выше.
Низкий – ниже.
Толстый – толще.
Тонкий – тоньше.
6.Игра «Чей, чья?»
Яйцо курицы – куриное яйцо. (Гусиное, утиное, индюшачье.)
Клюв утки — утиный клюв (петушиный гребень, гусиные лапы).
7.Игра «Посчитай».
Согласование числительного с существительным.
Одна утка – две утки – пять уток.
По образцу слова. Петух, индюк, гусь, индюшонок.
Развитие связной речи
- Сооставь рассказ о домашней птице по плану.
-Кто это?
-Внешний вид.
-Где живёт?
-Как голос подаёт?
-Какую пользу приносит?
- Упражнение «Сравни!»
Цыплёнок и курица.
Курица и петух.
- Выучить стихотворение
Гусь
Красный клюв и лапки тоже —
Белый гусь такой пригожий!
Если б только не щипался,
Я гуся бы не боялся!
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА. ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН»
Лексика
существительных: лев, зебра, бегемот, кенгуру, носорог, бегемот, газель, слон, тигр, верблюд, жираф, крокодил, тюлень, морж, писец, тюлень,олень, Север, Африка, жара, холод, полюс, рога, копыта, грива, когти
прилагательных: сильный, могучий, хищный, травоядный, гигантский, громадный, высокий, тяжелый, быстрый, пушистый, выносливый, резвый, пятнистый, красивый, мохнатый, грациозный, зубастый.
глаголов: прыгать, бежать, охотится, плыть, нырять, питаться, рычать, передвигаться
Развитие общей моторики
В Африке жирафы делают вот так! цветные попугайчики крылышками «бяк-бяк-бяк» А удавы в узелок «хлоп-хлоп-хлоп» А слонята топают «топ-топ-топ» . И ушами хлопают «хлоп-хлоп-хлоп» | вытягивают шею вверх
машут руками буравчик топают хлопают |
Здесь всюду холод, лед и тень, Полгода — ночь, Полгода — день. Из льда здесь люди строят дом, И океан покрыт весь льдом. Зверей ты здесь почти не встретишь. И птиц ты в небе не заметишь. Лишь мишка, белый, словно иней, Хозяин ледяной пустыни. | дети обнимают себя за плечи закрывают глаза ладонями Выпрямляются, поднимают руки вверх Соединяют руки над головой — «крыша» Разводят руки в стороны Ставят ладонь козырьком над глазами Делают махи руками Подражают походке медведя Руки на поясе, стоят смирно |
Развитие мелкой моторики
В жарких странах Носороги Просто ходят по дороге Мокнут в речке бегемоты Львы выходят на охоту Крокодилы Обезьяны Зебры – жители саванны И тропические птицы Есть чему тут подивиться | (легкими движениями пальцев проводить по столу руки поставить на согнутые растопыренные пальцы руками движения вперед ладони вверх, сжимаем и разжимаем пальцы раскрывать пальцы веером, раскрывать соединенные у запястий руки, руки приставить к голове, показать уши, растопыренные пальцы прыгают по столу, большие пальцы переплести и махи ладонями, - ладони переворачивать вверх-вниз! |
Кто на севере живет? Кто там ест и кто там пьет? Звери необычные к холоду привычные. Вот песец из норки смотрит. Белый мишка важно ходит, Ну, а морж, как капитан Покоряет океан. Гордый северный олень Грузы возит целый день. | Хлопки ладошки – кулачки, попеременно. «Замок» - меняя положение пальцев Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки». Пальчики – «шагают» Ладони «лодочкой» двигаются вперед. Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты. Растирание ладоней движениями вверх, вниз |
Развитие лексико-грамматического строя
- «Один — много». Лев – львы — львов (зебра, леопард, гепард, антилопа, жираф, верблюд, тигр, слон, кенгуру, носорог, бегемот, газель, крокодил, тюлень, медведь, морж, олень, песец)
2. «Счет животных». Один бегемот – два бегемота – пять бегемотов и т.д.
3. «Назови семью». Папа – тигр, мама – тигрица, детеныш — тигренок, детеныши – тигрята, Папа – кенгуру, мама – кенгуру, детеныш – кенгуренок, детеныши – кенгурята.
4. «Подбери признак ». Жираф (какой?) – … ; зебра (какая?) — … ; слоны (какие?) — …, писец (какой?) - …, морж (какой?) – …
5. «Подбери похожие по смыслу слова».
Слон – большой (огромный, могучий, здоровенный, гигантский, громадный).
6. «Сравни!»
Слон высокий, а жираф еще выше.
Бегемот тяжелый, а слон еще … .
Лошадь выносливая, а верблюд еще … .
Заяц прыгает далеко, а кенгуру еще … .
7. «Вопросы на засыпку!». Развитие умения отвечать на вопрос полным предложением. Антилопа бежит быстрее бегемота, но медленнее слона. – Кто быстрее всех, а кто медленнее?Львица ждет льва. – Кто задерживается? Газель бежала за антилопой, а за газелью – львица. – Кто впереди, а кто последний?
Развитие связной речи
- Чтение художественной литературы и отгадывание загадок по данной теме
- Составить описательный рассказ о любом животном.
Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?
- Составление описательного пересказа
«Белый медведь и жираф»:
«Белый медведь — это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф — травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф — травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта».
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ЗИМА.ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ.»
Лексика
Существительные: голубь, сорока, ворона, поползень, воробей, снегирь, сова, дятел;
Прилагательные: красногрудый, зимующие, пестрый, шустрый, сизый, быстрый;
Глаголы: петь, щебетать, махать, вить, откладывать, высиживать, выхаживать.
Развитие общей моторики
Птички прыгают, летают, Птички прыгают, поют. Птички крошки собирают, Зернышки клюют. Перышки почистили, Клювики почистили, Дальше полетели И на место сели. | имитируют полёт поют собирают клюют чистят улетают садятся |
Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится, Завертелась, как волчок. Вот присела на минутку, И с дорожки — на плетень, Тири-тири, Тень-тень-тень! | Прыжки на месте на двух ногах. Прыжки на месте на левой ноге. Прыжки на месте на правой ноге. Кружимся на месте. Присели. |
Развитие мелкой моторики
Птицы к дому подлетели На кормушку птички сели Стали зернышки клевать И головками кивать Десять птичек — стайка | Два больших пальца обхватывают друг друга, остальные делают взмахи, как птица крыльями Держим одну ладонь параллельно груди Другой рукой, большим указательным пальчиками, соединенными вместе, ударяем по ладони Соединяем пальчики вместе, изображая голову и делаем наклоны кистями рук |
Прилетайте птички Сала дам синичке Приготовлю крошки Хлебушка немножко Эти крошки голубям Эти крошки воробьям Галки да вороны Ешьте макароны | Взмахивают руками-«крыльями» Режущие движения одной ладони по другой Пальцами крошат крошки Показывают правую ладонь Показывают левую ладонь Скользящие движения ладонями. |
Развитие лексико-грамматического строя
- Отгадай правильно: какую птицу называют лесным доктором? (дятел); у какой птицы зимой выводятся птенцы? (клест); у какой птицы на голове хохолок? (свиристель); какая птица прилетает к кормушке ночью? (сова);
- «Назови ласково». Зима – зимушка, мороз – морозец, холод – холодок и т.д.
- «Посчитай правильно»(Согласование числительных к существительным)
Одна синица- две синицы- пять синиц
Один снегирь- два снегиря – пять снегирей
- Согласование прилагательных с существительными. Подобрать слова-определения к словам: воробей какой? (шустрый, пестрый и т.д.); ворона какая? (черная, большая и т.д.).
- Игра «Чей? Чья? Чьи?»
- Упражнение «У КОРМУШКИ». Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов). Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:
— Снегирь летит к: кормушке (предлог к).
— Синица улетает от кормушки (предлог от).
— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.
7. «Что лишнее и почему?».
попугай, снегирь, синица, зимородок
клюв, перья, усы, хвост
6. Развитие связной речи
- Составление рассказов о птицах по мнемотаблицам; загадки- описания.
- Рассказы по темам:
- Поможем птицам зимой.
- Как построить кормушку.
- Если бы я был воробьем.
- Заучивание стихотворения «Снегири» А. Прокопьева
- Чтение художественных текстов: «Птичьи кормушки» Л.Воронкова.
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «МОЙ ГОРОД »
Лексика
Существительные: город, улица, площадь, перекресток, магазин, школа, детский сад, поликлиника, аптека
Прилагательные: большой, шумный, красивый, длинные, узкие, промышленный, жилой, культурный
Глаголы: строить, любить, беречь, убирать, жить, охранять, смотреть, расти, благоустраивать
Развитие общей моторики
Мы по городу шагаем Ярмарки и магазины Скверы, улицы, мосты | (шаг на месте)
(поворот головы влево)
|
Развитие мелкой моторики
Я по городу хожу, Я про город расскажу. Поликлинника, аптека, Магазин, библиотека. Много здесь жилых домов И деревьев, и цветов. Школа, детский сад, музей, Город нужен для людей. | Ходьба на месте Сгибают пальцы на обеих руках Разжимать по очереди пальцы Стучать пальчиком о пальчик Хлопки |
Артикуляционная гимнастика
- Качели (широким языком касаться нижней губы, затем верхней попеременно).
- Карусель (круговые движения языком вокруг рта).
- Заведем мотор (улыбнутся, поднять язык к вверху и произнести «дын-дын-дын»)
Развитие лексико-грамматического строя
- «Назови ласково» (город-городок, дом-домик, улица-улочка, дорога-дорожка, магазин-магазинчик)
- «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):
Один дом, два дома, пять домов.
(мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок,
магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание) - «Распутай предложение» (работа с деформированным предложением)
Находится, дом, площадь, перед.
Дом, около, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Возле, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с, дом.
Улица, на, дома, стоят. - «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)
Площадь, пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, аптека, Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, светофор.
Улица, перекресток, машина, площадь.
г. Копейск, ул. Калинина, г. Екатеринбург, г. Москва
Библиотека, магазин, рынок, супермаркет. - «Один-много»
Дом-дома;
Улица-улицы;
Магазин-магазины;
Аптека-аптеки
Развитие связной речи
1.Побеседуйте с ребенком:
- Как называется город, в котором мы живем?
- В честь кого его так назвали?
- Что находится в центре города?
- Как называется главная площадь?
- Какие памятники нашего города вы знаете?
2.Составьте небольшой рассказ по плану:
- Назови адрес, по которому ты живешь.
- Почему нужно знать свой адрес?
- Кому можно говорить свой адрес, а кому нет?
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: « ХЛЕБ И ЗЛАКИ»
Лексика
существительных: хлеб, колос, мука, пшеница, рожь, колос, пекарня, пекарь, рис, гречка, поле, булка, зерно, крошка, урожай
прилагательных: мягкий, пышный, румяный, хрустящий, золотая, пшеничный, ржаной, овсяный, черствый, ароматный;
глаголов: собирать, шелестят, колосятся, печь, выпекать
Развитие общей моторики
Ветерок спросил, пролетая: - Отчего ты, рожь, золотая? А в ответ колоски шелестят: - Золотые руки растят! | Бегут по кругу на носочках, руки на поясе. Меняют направление бега. Останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны. Два наклона к носочкам. |
Развитие мелкой моторики
Каша в поле росла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим, По тарелке дадим. Птичке-невеличке, Зайцу и лисичке, Кошке и матрешке — Всем дадим по ложке. | Поднимают руки вверх, шевелят пальчиками. Приседают, «шагают» пальчиками Встают, мешают указательным пальцем правой руки в ладошке левой. Загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название. |
Развитие лексико-грамматического строя
- Игра с мячом «Какая каша?» (образование относительных прилагательных)
Каша из гречи — какая? ..., гречневая, из пшена - … (пшенная), из манки — какая ...(манная), из риса - ...(рисовая).
- Игра "Цепочка" От куда хлеб пришел? (Из магазина)
В магазин от куда попал? (Из пекарни)
Что делают в пекарне? (Пекут хлеб)
Из чего пекут хлеб? (Из муки)
Из чего мука?(Из зерна)
Откуда зерно? (Из колоса)
Откуда пшеница? (Выросла в поле)
Кто вырастил пшеницу? (Агроном, хлебороб, )
3. «Назови признак» Хлеб какой? - пшеничный, пышный, мягкий, ржаной, аппетитный, хрустящий и т.д.
4. Игра «Сосчитай» - одно зернышко …,два.., три…, пять зернышек и т.д. (колос, кукуруза, урожай, стебель, початок)
5. Упражнение «Из чего - какой?» хлеб пекут из пшеницы - хлеб пшеничный, лепешки из ржи - …(ржаные), печенье из овсяной муки - … (овсяное), масло из кукурузы - …(кукурузное).
6. Игра: «Один – много» (множественное число существительных): батон – батоны
Колос-…, зерно- …, булка- …, комбайн- …, крошка-…
7. Игра: «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): батон – нет батона колос — … зерно — … булка – … комбайн — … крошка — …
8. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании). Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет...
Развитие связной речи
1. Выучить и уточнить значение пословиц:
Хлеб – всему голова.
Хорошо трудиться – хлеб уродится.
Что посеешь, то и пожнешь.
2.Выучить стихотворение:
ИЗ ЧЕГО ПЕЧЕТСЯ ХЛЕБ
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Чёрный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы...
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
(Лаврова Т.)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ»
Лексика
существительных: рыба, голова, плавник, хвост, глаза, жабры, чешуя , карп, акула, сом, карась, щука, окунь, вода, берег, рыбалка, удочка, крючок и т.д.
прилагательных: скользкая, быстрая, медленная, речная, морская, живая, серебристая, блестящая, гладкая, огромная, холодная
глаголов: плавать, клевать, ловиться, плыть, появиться, плеснуть, ловить, уплыть, плескаться
Развитие общей моторики
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать! Рыбка спинку изогнула, Крошки хлебные взяла, Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла | Стоя в кругу, делают волнообразные движения соединёнными ладонями. Бегут друг за другом, хлопают ладошками, пытаясь поймать ребёнка, бегущего впереди. Наклоняются, касаясь руками пола. Руками «берут» крошки с пола. Плавные движения рукой за спиной. Волнообразные движения соединёнными ладонями от себя в центр круга. |
Развитие мелкой моторики
С пальчиками мы играем, Рыбок мы изображаем: Этот пальчик пескарёк, Этот пальчик – окунёк, Этот пальчик – камбала, Этот пальчик – рыба-пила, Ну, а этот – толстый сом, Он большой плавучий дом! | Показывают ладони, шевеля всеми пальчиками. Соединяют ладони вместе. Загибают в кулак по одному пальчику, начиная с мизинцев (на обеих руках одновременно). Загибают большие пальцы. Соединяют пальцы, изображая «крышу дома». |
Развитие артикуляционной моторики
Упражнение для губ и нижней челюсти «Рыба разговаривает». Упражнение для мимических мышц и мышц шеи «Одноглазая камбала». | Беззвучно открывать – закрывать рот 5 раз. Прищурить правый глаз и наклонить голову направо, затем прищурить левый глаз и наклонить голову налево, повторить по 3 раза. |
Развитие лексико-грамматического строя
1.«Назови ласково» (назови ласково маленькую рыбку). Образовывать существительные при помощи суффиксов: рыбка, карасик, ёршик, щучка.
2. Чей, чья, чье, чьи?(у сазана голова чья? - сазанья). Образовывать притяжательные и относительные прилагательные: щучья, карасья, сазанья, рыбья, .
3. «1-2-5», «Какой по счету?» (посчитай).
Согласовывать с порядковыми и количественными числительными 1 – 2 - 5.
1 карась – 2 карася – 5 карасей
1 сом – 2 сома – 5 сомов
1 окунь – 2 окуня – 5 окуней
1 щука- 2 щуки – 5 щук
4. «Семейка слов» (подбери родственныеслова): рыба – рыбак – рыболов – рыбачить – рыболовная – рыбья
5. Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как………………. рыбы
Я б хвостом махала гибким
И резвилась словно ……………….рыбка
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая ………………………рыбешка
Выплывает, корм ища,
пребольшая………………………… рыбища
Эх сорвался мой улов!,
Рассердился………………………… рыболов.-
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой……………………... рыбак
от обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день………………….. рыбачит
Рыбаку ужасно жалко,
что не удалась……………………… рыбалка
Развитие связной речи
1. Чтение с обсуждением литературных текстов: А.С. Пушкин «Золотая рыбка»; Н.Носов «Карасик»; русская народная сказка «По щучьему веленью».
2. Составление рассказа - описания с опорой на модель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА: «Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя в группах для детей с ОВЗ, зачисленных на логопункт.»
В работе над речью детей перед воспитателем и учителем-логопедом стоит общая цель: - сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для общего разви...
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Консультация для воспитателей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи"
Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....
Консультация для воспитателей. Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном процессе по развитию речи у дошкольников.
Взаимодействие логопеда и воспитателя необходимо, поскольку устранение речевых нарушений требует комплексного подхода....
Методические рекомендации для воспитателей « Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста»
Материал полезен для учителей-логопедов, воспитателей логопедических групп...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе» . Консультация для воспитателей ДОУ.
Организация комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей с участием специалистов разного профиля является актуальной задачей. Её успешное решение возможно только при налич...
Комментарии
Полезно
Полезно