Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы (звук [К])
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Устюжина Анастасия Сергеевна

Тема: «Звук [К]»

Возрастная группа: старшая

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала

Программное содержание:

Образовательные:

  1. Расширять представление о звуке [К];
  2. Обогащать связную речь;
  3. Совершенствовать фонетико-фонематические процессы.

Развивающие:

  1. Развивать умения систематизировать тематическую лексику по звуковому признаку;
  2. Развивать умения осуществлять сложные виды звукового и слогового анализа, умения преобразовывать слова путем добавления, повторов, замены, перестановки звуков и слогов;
  3. Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать внимание и интерес к занятию, эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvitiyu_rechi_zvuk_k.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы

Тема: «Звук [К]»

Возрастная группа: старшая

Тип занятия: комплексное

Вид занятия: по дидактической задаче – усвоение нового материала

Программное содержание:

Образовательные:

  1. Расширять представление о звуке [К];
  2. Обогащать связную речь;
  3. Совершенствовать фонетико-фонематические процессы.

Развивающие:

  1. Развивать умения систематизировать тематическую лексику по звуковому признаку;
  2. Развивать умения осуществлять сложные виды звукового и слогового анализа, умения преобразовывать слова путем добавления, повторов, замены, перестановки звуков и слогов;
  3. Развивать мышление, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать внимание и интерес к занятию, эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

Интеграция образовательных областей: развитие речи

Словарная работа: звук, гласный, твердый.

Оборудование: рабочие тетради, изображение со звуком [К]

Предварительная работа: занятия с рабочими тетрадями, знакомство с обозначениями звуков [А], [Т], [О].

Ход НОД

Этапы, методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Время

Подготовительный этап

Метод:

 Словесный

Прием:

Рассказ

Метод: 

Словесный

Прием: 

Беседа

-Ребята, послушайте внимательно интересную историю про Ежика, Лисенка и Мудрую Сову!

И вот трактор с нашими друзьями подъехал к стройке. «Ну что, можно уже начинать работать?» - спросил дядю Колю Ежик. «Не спеши. Всему свое время, - сказал строитель. – Чтобы были силы для работы, надо сначала хорошо поесть».

  «А что мы будем есть, если у нас кроме кирпичей ничего нет?» - спросил Лисенок. «Иногда и кирпичи могут накормить», - ответил дядя Коля. Игрушкам стало любопытно, как он будет есть кирпичи. Но строитель их есть не стал, а положил на землю. Между ними развел костер. «Вот, теперь и кашу можно варить», - сказал он. Кастрюлю, молоко и крупу они принесли из дома, где, оказалось, жил дядя Коля. (см. рис.36)

  «А теперь сидите и ждите. Моя волшебная кастрюля сама вам даст знать, когда каша сварится»,- сказал дядя Коля. Глотая слюнки, игрушки принялись следить за кастрюлей. Через некоторое время крышка кастрюли приоткрылась и требовательно застучала: «К,-к–к-к». «Неси тарелки, Сова, пока каша не убежала, - сказал дядя Коля, - Будем обедать!»

-Ребята, как стучала крышка кастрюли?

-Сегодня мы с вами поговорим о звуке [К].

 

Дети внимательно слушаю рассказ воспитателя.

Отвечают на поставленные вопросы.

3 мин.

Основной этап

Метод:

Словесный

Прием:

Беседа

Метод:

 Словесный

Прием:

Худ.слово

Работа с рисунком ст.36

-Ребята, картинка, где изображено как стучит крышка кастрюли обозначает звук [К].

-Покажите на рисунке звук [К] и определите какой он, согласный, гласный, мягкий или твердый?

(согласный, твердый)

-Как вы об этом догадались?

-Посмотрите на рисунок, назовите все слова со звуком [К]. (кирпичи, крыша, окно, клетка, звук, дядя Коля, карман, кастрюля, ежик, лисенок).

-Ребята, а чему же радуются наши друзья? Какое удовольствие их ожидает впереди? (они будут есть вкусную кашу)

-Какие имена начинаются со звука [К]? какие овощи, игрушки, геометрические фигуры, животные, мебель?

Работа с рисунком стр. 37

-Ребята, каким цветом обозначается звук [К]?

-Назовите каждую картинку и определите, в какой части слова слышится звук [К]: если в начале, закрасьте синим цветом первую клеточку, если в середине – вторую клеточку, в конце – третью клеточку. (Ответ: кот 1клет., кактус 1-2 клет., треугольник 3 клет., кукла1-2 клет., колокольчик 123 клет., молоток 3клет., кукуруза1-2 клет., колесо1клет., окно 2клет.)

-В названиях каких картинок два звука [К]? (кукла, кукуруза)

-Рядом с какой картинкой вы закрасили три клеточки? (колокольчик)

-Молодцы! Справились с заданием!

-А сейчас ребята, мы с вами немного отдохнем!

Физкультминутка «Кузнечики».

Поднимайте, плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

(Энергичные движения плечами)

Стоп! Сели.

Травушку покушали,

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

(Прыжки на месте)

-Ребята, я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать?

В речке плавает бревно,

Очень хочет есть оно.

Пасть зубастую открыл

Злой, зелёный (Крокодил).

Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж.

Что же это? (Карандаш)

На овчарку он похож:

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Он никогда и никого

Не обижал на свете.

Чего же плачут от него

И взрослые и дети? (Лук)

-Ребята, о чем были загадки?

-В каких словах звук [К]слышится в начале, в середине и в конце?

-В каком слове два звука [К]? (крокодил)

Задание 4 (а)

А) «Прочитай слово по звуковым обозначениям Для этого прочитай каждый слог отдельно, произнеси слоги вместе. (КА-ТОК.)

 Б) Отгадай слово по первым звукам в названиях картинок. Не забудь выложить по порядку обозначение этих звуков. (Па-ук)

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети вместе с воспитателем выполняют физкультминутку.

21мин.

Заключительный этап

-Молодцы ребята! Все сегодня хорошо поработали, справились со всеми заданиями.

-А что вы узнали о звуке [К]?

-Какие задания выполняли с этим звуком?

-Назовите слова со звуком [К].

Дети рефлексируют свою деятельность

1 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы"

     На занятии дети учатся составлять описательные рассказы о  насекомых, используя при этом план - схему, продолжают учиться  связности, развёрнутости,  не...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы на тему: «Пришла весна»

Аннотация   Материал занятия знакомит детей с сезонными изменениями в природе весной. Занятия направлено на развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов – классиков, му...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "МЫ ЗНАЕМ РОДНОЙ ЯЗЫК"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ  ПО  РАЗВИТИЮРЕЧИ  ДЛЯ  ДЕТЕЙ   СТАРШЕЙ   ГРУППЫ"МЫ   ЗНАЕМ   РОДНОЙ    ЯЗЫК"....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Осень золотая"

Цели занятия: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.2. Продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ. 3. Продолжать учить детей...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы....

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...