Конспект фрагмента образовательной деятельности по речевому развитие в средней группе "Путешествие"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Анисимова Людмила Владимировна

Целью занятия является формирование звуко – слоговой структуры слова, расширяются знания об окружающем мире; дети применяют, полученные на занятиях, умения и знания; в процессе образовательной деятельности у детей  развиватся темпо-ритмическая организация речи; мелкая моторика; слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение; навыки счета; воспитывается умение внимательно слушать педагога и других детей; формируются навыки сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_zanyatiya_po_rr_v_sr_gruppe_puteshestvie.docx826.98 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 9" НМР РТ

Конспект фрагмента занятия по развитию речи в средней группе № 6

                     Тема: «Путешествие»

Подготовила: воспитатель

Анисимова Л.В.

2024 г.

Форма организации педагогического мероприятия: организованная образовательная деятельность.

Возраст воспитанников: младший возраст (средняя группа с 3 до 4 лет).

Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, поисково-исследовательская,

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: формирование звуко – слоговой структуры слова.

Задачи:

  • образовательные - расширять знания об окружающем мире; учить применять полученные на занятиях умения и знания;
  • развивающие - развивать слоговую структуру; темпо-ритмическую организацию речи; развивать мелкую моторику; слуховое восприятие, внимание, мышление, воображение; навыки счета;
  • воспитательные - воспитывать умение внимательно слушать педагога и других детей; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: игрушки (кот, ежик, медвежонок, обезьяна, жук), фуражка машиниста, красный флажок; указатель станции «Поезд», картинки детей и животных с символами гласных («А, У, И, О, И, Э»), указатель станции «Пальчики», "Волшебный мешочек", игрушка Чебурашка, фонограммы цепочек слов; игрушки (машина, сапоги, молоко, петух, диван); указатель станции «Будь внимателен!», мисочки с камушками Марблс на каждого ребенка, однополосные карточки.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Поезд", беседа о частях поезда, назначении, звуках, которые издает поезд, рассказ о профессии "Машинист", игры в дидактические игры «Артикуляционные кубики», «Узнай слово», «Простучи ритм».

Ход занятия.

Воспитатель: «Дети, приглашаю вас в путешествие на поезде!

  1. Игра «Рассади зверей в поезд»

Воспитатель: «Посмотрите, на вокзале стоят два поезда: длинный и короткий (на ковре 2 поезда из стульчиков, один длинный, другой короткий).

- «Помогите игрушкам найти нужный поезд. Послушайте внимательно, как я буду называть игрушки. Если название игрушки длинное, нужно посадить ее в длинный поезд, а если название игрушки короткое, посадим ее в короткий поезд.

Воспитатель называет слова «Кот, матрешка, ежик, медвежонок, обезьяна, жук».

Все игрушки нашли свое место. А давайте вместе с игрушками поедем в путешествие на поезде?

Дети: «Да!»

Воспитатель: «Я буду машинист, а вы пассажиры, вставайте за мной. Пассажиры к путешествию готовы?»

Дети: «Да!»

(Воспитатель одевает фуражку, дети с воспитателем строятся в поезд, отправляются в путь).

Дети с воспитателем проговаривают слова:

«Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух»

  1. «Поезд отправляется в путешествие» (темпо-ритмическая организация речи).

(Воспитатель с детьми останавливается около стола, где размещена картинка «Поезд»)

Воспитатель: «Ребята, а какие звуки издает поезд?» - предположения детей.

- «Давайте вспомним: как стучат колеса - ///  -  / (воспитатель прохлопывает: тук тук тук – тук)

Погудите, как паровоз  - //   -  //» (воспитатель прохлопывает: ту ту - ту ту)

А вагончики бегут /-/ (чух-чух),

Е если ускоряются быстро? /-/-/-
/ (
чух-чух-чух-чух…)

- Молодцы!

3. Остановка «Картинки-помощники». Пропевание сочетаний 3 гласных звуков.

(На столе размещены картинки детей и животных с обозначенной артикуляцией гласных звуков)

Воспитатель: «На нашей первой остановке нас встречают картинки- помощники (воспитатель указывает на картинки-помощники).

- Какую песенку поет девочка? («А»)

Воспитатель берет картинку, показывает пропевание звука «А», дети повторяют. 

Воспитатель: «А какую песенку поет зайчик? («И»).

- А какую волк? («У»). А если мы соединим эти звуки? Получится: АИУ. (Дети пропевают с воспитателем).

Аналогично пропевается сочетание звуков «ОЭЫ» с картинками - помощниками.

 Дет

Воспитатель: «Молодцы! Отправляемся дальше в путешествие».

Дети с воспитателем:

«Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух»

Дети с воспитателем прибыли на станцию «Пальчики».

  1. Проговаривание слоговых цепочек.

Воспитатель: «Ребята, повторяйте за мной:

«С пальцами играем,

Слоги называем.

Па-па-ба (на каждый слог прикасаться растопыренными пальцами обеих рук)

Та-да-та (на каждый слог сжимать и разжимать кулачки)

Ма-мо-му (на каждый слог соединять и растопыривать пальцы на обеих руках)»

Воспитатель: «Отправляемся дальше в путешествие?

Дети: «Да»

«Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух»

5. Волшебный мешочек.

Воспитатель: «Ребята нас здесь встречает Чебурашка, он предлагает узнать, что в мешочке. Послушайте, как он говорит. (Включается аудиозапись):

«Машина - шамина, нашима, маши, машина».

Воспитатель: «Какое слово Чебурашка назвал верно?»

Дети: «Машина!».

Воспитатель: «Правильно! Давайте прохлопаем это слово! Ма-ши-на. Посмотрим, найдем ли мы в мешочке машину?». Дети с воспитателем находят в мешочке игрушку машину, достают.

Аналогично дети выполняет задание с последующими словесными цепочками (включаются аудиозаписи).

«Сапоги - посаги, сапи, споги,сапоги».

«Молоко - моко, моколо, момоко».

«Петух - тух, тухтух, путех, пету»х.

«Диван - видан, дван, дивант, диван».

Дети проговаривают правильно слово, прохлопывают вместе с воспитателем его и находят в волшебном мешочке.

Воспитатель: «Наш поезд отправляется дальше!»

«Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух»

6. Игра «Сколько слышишь хлопков?»

Дети с воспитателем прибывают на станцию «Будь внимателен!».

Воспитатель: «Ребята, а давайте поиграем! Присаживайтесь на стульчики, перед вами мисочки с со стеклянными шариками, и полоски. Послушайте внимательно! Сейчас сколько раз я хлопну в ладоши, столько стеклянных камешков вы положите на свои полоски, но только помните, что раскладываем мы их слева- направо.

Воспитатель простукивает (от 1 до 5 раз), каждый раз разное количество хлопков, дети выполняют задание.

Воспитатель: «Ребята, какие же вы Молодцы! У всех все получилось! Ну а нам пора заканчивать наше путешествие».

Дети с воспитателем строятся в поезд.

«Запыхтел паровоз

И вагончики повез.

Чух-чух-чух, чух-чух-чух,

Мчит по рельсам во весь дух»

Закончилось наше путешествие. Мы вернулись в детский сад!

Итог занятия. Рефлексия.

Воспитатель: «Ребята мне так с Вами понравилось сегодняшнее путешествие на поезде! А Вам понравилось наше путешествие? Что было самым интересным? Необычным для Вас? Спасибо Вам!»

Используемая литература

  1. Ткаченко Т.А.Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Альбом для индивидуальной работы с детьми 4—6 лет к пособиям «Учим говорить правильно».
  2. Агранович З.Е. «Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слова у детей» - Санкт-Петербург, «Детство- Пресс»

Приложение

Станция «Поезд отправляется в путешествие»

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673467687_gas-kvas-com-p-detskii-risunok-poezd-29.jpg

Указатель станции «Пальчики»

https://site-0a7d863.1c-umi.ru/images/cms/data/hello_html_m3f73ffd91.jpg

Станция «Будь внимателен!»

https://polotnos.cdnbro.com/posts/75811221-smailiki-vnimanie-3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе по теме "Птицы"

в конспекте отражена работа по речевому развитию детей средней группы по теме "Птицы"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему «День рожденья куклы Даши»

Продолжать развивать диалогическую речь, учить составлять небольшие описательные рассказы по игрушке, о предмете. Употреблять в речи сложные формы предложения....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе №2 Тема: «Найди отличия»

Цель:  -  учить составлять небольшой описательный рассказ.Задачи: -  развивать связную речь, коммуникативные качества; - учить составлять рассказ по схеме, правильно называть ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Составление рассказа «Моя мама»

Учить составлять кроткий описательный рассказ о своей маме по фотографии. Согласовывать существительные с прилагательными....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности)

Непрерывная образовательная деятельностьпо речевому развитию в средней группе  "Заюшкина избушка" (с использованием технологии театрализованной деятельности) ...