Запуск речи у неговорящих детей
статья по развитию речи

Татьяна Веселкина

 

Запуск речи у неговорящих детей

Запуск речи у неговорящих детей — это комплексный подход, который состоит из различных методик и технологий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с проблемами речи.
Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно.
Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов.
Для появления речи, необходимо, чтобы:
  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.
Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.
Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми

1. Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами.
Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2. Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3. Появляется слово

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.
Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук.
Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!».
Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги:
КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.
Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.
Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова.
Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!
На интенсиве вы узнаете о возможных нейропсихологических причинах отсутствия речи у ребенка, разберете детали проведения диагностики для неговорящих детей, а также научитесь использовать различные логопедические игры, нацеленные на запуск речи, упражнения для психомоторного развития дошкольников, получите схемы и шаблоны для применения в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zapusk_rechi_u_negovoryashchih_detey.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Запуск речи у неговорящих детей — это комплексный подход, который состоит из различных методик и технологий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей с проблемами речи.

Когда ребенок в возрасте 2,5 – 3 лет так и не начал говорить, без помощи логопеда не обойтись, но кое-что вы можете сделать и самостоятельно.

Одно из главных условий развития речи – непрерывность, поэтому важно не только регулярно заниматься со специалистом, и дома каждый день находить время для заданий для запуска речи.

Как у детей возникает потребность говорить?

Логопеды часто советуют родителям чаще разговаривать с ребенком, но не все папы и мамы делают все правильно. Любой язык – это знаковая система, и слово, по сути, замещает конкретный предмет, то есть имеет определенное значение. Если общение малыша в возрасте до 1,5 лет и его родителей сводится только к проявлениям заботы и любви или ребенок предпочитает играть в одиночестве, то речь появится нескоро, даже если в словаре накоплено довольно много слов.

Для появления речи, необходимо, чтобы:

  • ребенок нуждался в общении с взрослым: назвать предмет, выразить чувства, попросить о чем-либо;
  • общение было содержательным: об игрушках, действиях, впечатлениях;
  • взрослые разговаривали с малышом не просто так, а именно о совместных действиях, игре;
  • ребенку нужен был предмет, который необходимо назвать, чтобы получить.

Когда малыш попадает в ситуацию предметного сотрудничества, перед ним возникает речевая задача, и чтобы ее решить, ему приходится менять все свое поведение.

Единственной возможностью получить желаемый предмет становится только словесная просьба, называние предмета определенным словом. Единственным помощником здесь является только взрослый.

Логопеды выделяют три этапа овладения словом неговорящими детьми

1. Появление потребности в предмете

Это могут быть картинки, игрушки, кубики, книжки, одежда, лакомства и т.д. Ребенок желает получить его, тянет ручки, пытается привлечь внимание мамы мимикой и жестами.

Иногда безуспешные попытки приводят к плачу, гневу, но постепенно ребенок понимает, что можно попросить о помощи взрослого.

2. Взрослый помощник

Для того чтобы обратиться к взрослому, малыши часто используют лепетные слова типа «дай-дай-дай» и указательные жесты. Задача взрослого – не поддаваться на «провокации» и спокойно дожидаться момента, когда ребенок решит произнести название предмета.

3. Появляется слово

Когда ребенок смотрит на взрослого, он невольно обращает внимание на движения его губ. При разговоре обязательно выговаривайте каждый звук как можно четче, чтобы малыш понимал, как он произносится.

Приступая к домашним занятиям, не забывайте, что ребенку требуется некоторое время, чтобы сориентироваться в новой для себя ситуации. Следуйте вышеописанному порядку: потребность в предмете, потребность в помощи взрослого, слово – и все получится.

Начинаем говорить, играя

Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.

Звуки и руки

Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук.

Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.

Играем в мячик

Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик малышу со словами «Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте, когда будете катать мячик: «Кати мячик, кати!».

Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.

«Будильник»

Это упражнение обычно нравится детям. Перед выполнением желательно убедиться, что ребенок примерно представляет себе, что такое часы. Скажите, что сейчас вы превратите малыша в будильник, и «заведите» его: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, головке или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так». Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.

«Поезд»

Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите: «вот стиральная машина, а вот кухня, сейчас поедем за игрушками в детскую» и т. д.

«Кап-кап-кап»

Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды. Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску, приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделать то же самое с другими губками.

«Пузыри»

Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать, одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.

«Говорящий мячик»

Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские ручки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных), а потом, по мере освоения ребенком упражнения, и слоги:

КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.

«Чудесный шкафчик»

Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.

«Буль-буль»

Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины, пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: буль», «бултых».

«Шарик»

Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия, иначе он сразу улетит). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая: «Ух! Ух! Ух!».

«Цап-цап»

Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Кстати, можно устроить соревнование, когда малыш хорошо освоит игру.

Еще один совет: старайтесь как можно чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

Помните, что с первого раза ребенок вряд ли поймет, как правильно выполнять упражнение, поэтому запаситесь терпением и объясняйте, показывайте снова и снова.

Занимаясь каждый день по 10-15 минут, вы обязательно добьетесь успеха, и малыш порадует вас первыми словами!

Узнать больше о методах запуска речи и что делать, если ребенок не говорит можно на интенсиве «Как запустить речь у неговорящих детей?».

На интенсиве вы узнаете о возможных нейропсихологических причинах отсутствия речи у ребенка, разберете детали проведения диагностики для неговорящих детей, а также научитесь использовать различные логопедические игры, нацеленные на запуск речи, упражнения для психомоторного развития дошкольников, получите схемы и шаблоны для применения в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...

6 СПОСОБОВ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ

Рекомендации родителям, чьи дети никак не могут заговорить...

Запуск речи у неговорящих детей

Запуск речи у неговорящих детей. В помощь родителям....

Методика формирования языковой системы Т.Н. Новиковой-Иванцовой. Запуск речи у неговорящих детей.

Данная методика разработана именно для детей с тяжелыми нарушениями речи различной природы: алалия, ЗРР, заикание, нарушения интеллектуального развития, синдром Дауна, РДА. Данная методика не только п...

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

Запуск речи у неговорящих детй

Запуск речи у неговорящих детй...