Развитие речи в средней группе «В мире сказок»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Развитие речи является одной из основных задач воспитания детей. Ведь речь непосредственно связана с сенсорными процессами, воображением, мышлением, памятью и эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем успешнее он познаёт окружающий мир, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи в средней группе «В мире сказок» | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Развитие речи в средней группе «В мире сказок»
Индивидуальная методическая разработка
Автор: Волкова Елена Викторовна,
воспитатель
г. Санкт-Петербург
2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………………………………….3
1.1 Актуальность……………………………………………………………...3
1.2 Проблема………………………………………………………………….4
1.3 Цель………………………………………………………………………..4
1.4 Задачи……………………………………………………………………...4
1.5 Предполагаемые результаты…………………………………………….4
- Перспективный план работы на год……...………………………………….5
- Заключение…………………………………………………………………..11
- Список литературы………………………………………………………….12
Приложение 1……………………………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Развитие речи является одной из основных задач воспитания детей. Ведь речь непосредственно связана с сенсорными процессами, воображением, мышлением, памятью и эмоциями. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли и чувства, тем успешнее он познаёт окружающий мир, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически.
Проблемой развития речи детей в дошкольном возрасте занимались такие учёные как Л.С. Выготский, А.С. Леонтьев, Е.И. Тихеева.
На сегодняшний день проблема развития речи приобретает особую актуальность. Всё большее количество детей испытывают затруднения в речевом развитии или имеют ограниченный словарный запас. Потребность малышей в общении удовлетворяется недостаточно. Вот почему основная задача педагога - помочь детям развить и обогатить речь.
Одним из эффективных средств развития речи является сказка. Это совершенно необходимый этап в развитии речи ребенка. Сказка — замечательное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и малышам и взрослым. В мир сказок ребёнок попадает с раннего детства. Однажды придя к малышу, она остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память.
Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи. Она богата лирическим вставками, запоминающимися характеристиками персонажей, меткими сравнениями, яркими эпитетами, ритмической напевностью и диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, традициями, обычаями, укладом русской жизни.
Слушая сказки, ребёнок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребёно, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией. Сказки вырабатывают у детей художественный вкус. Подражая речи героев сказки, дети учатся правильному и четкому звукопроизношению, выразительному интонированию, четкой артикуляции. Маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к культуре и мудрости своего народа.
Современная методика развития речи содержит разнообразные приёмы совершенствования всех сторон речи дошкольников. Их можно использовать при знакомстве детей со сказками. Рассмотрим некоторые из них:
- Чтение вслух и рассказывание сказок – им принадлежит главенствующая роль в ознакомлении детей со сказками.
- Моделирование сказок. Использование геометрических форм, схематичного изображения, как стимульный материал для составления сюжетов сказок. Использование зрительного плана — схемы делают сказки четкими, связными и последовательными.
- Ритмизация (простукивание, прохлопывание ритма, отражающего особенности движения – быстрый, моросящий дождик, настроение героев – «идет грустный медвежонок», «скачет веселый зайка»).
- Психогимнастика - выразительная передача в мимике, движениях эмоциональных состояний.
- Музыкальное сопровождение
- Словесное рисование - точное определение словами состояний героев («петушок обиделся»), изображение их позы, мимики, жестов не раскрытых в контексте литературного произведения (глаза у мышат радостные, они улыбаются, пляшут).
- Словесная режиссерская игра – упражнение детей в звуковом оформлении связного высказывания (разная сила голоса, темпа и ритма речи), использование в речи образных выражений, сказочных повторов
- Драматизация – «это игра детей в рассказанное или прочитанное произведение» Р. И. Жуковская
С древнейших времен сказка является обязательной частью воспитания каждого ребёнка. Она помогает доступным языком научить детей жизни, рассказывает им о добре и о зле. Благодаря сказке дети рано начинают говорить и учатся грамотно выражать свои мысли. Она - лучший помощник в формировании основ общения и поведения.
Проблема: недостаточное развитие речи у детей в группе
Цель: создание системы работы по развитию речи детей, а также развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей детей посредством сказок.
Задачи:
- целенаправленно обогащать словарь детей, активизировать его;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей;
- совершенствовать грамматически правильную речь;
- воспитывать звуковую культуру речи;
- формировать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, чувствовать и понимать её характер;
- воспитать у детей положительные черты характера (отзывчивость, доброжелательность, сочувствие, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения).
Предполагаемые результаты:
- развитие речи детей, обогащение словаря и навыков связной речи;
- совершенствование интонационной выразительности речи;
- формирование умения рассказывать знакомые сказки.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД
Неделя | Занятия | Задачи | Материалы | Работа с родителями |
СЕНТЯБРЬ «Гуси-лебеди» (обработка М.А. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | Консультация «Использование мнемотаблиц при ознакомлении со сказкой» (папка-ширма) |
ОКТЯБРЬ «Жихарка» (обработка И. Карнауховой) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Анкетирование родителей «Сказка в жизни ребёнка» |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Показ настольного театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Настольный театр | Консультация «Использование различных видов театра при ознакомлении детей со сказкой» |
НОЯБРЬ «Заяц-хваста» (обработка А.Н. Толстого) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «О чём рассказывает сказка» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Практическое задание «Моя любимая сказка» (сотворчество ребёнка и родителей) |
3 | Показ настольного театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Настольный театр | |
ДЕКАБРЬ «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «Как ускорить процесс понимания сказки» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Видеоконсультация «Как подружить ребёнка с книгой» |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | |
ЯНВАРЬ «Коза-дереза» (обработка М.А. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Консультация «Значение сказки для развития и воспитания ребёнка» (папка-ширма) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Работа с родителями по пополнению группы различными видами театра: настольный, бибабо и др. |
3 | Театр бибабо | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Куклы бибабо | |
ФЕВРАЛЬ «Петушок и бобовое зернышко» (обр. О. Капицы) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Оформление альбома «Моя любимая сказка» (сотворчество детей и родителей) |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Работа с родителями по изготовлению бумажных масок персонажей |
3 | Игра-драматизация | 1. Учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом перчаточных кукол. 2. Формировать у детей понятие о сказке, как литературном произведени. 3. Закрепить знания о сказочных героях, их особенностях (внешнем виде, характере, способе говорить). 4. Активно участвовать в исполнении песенки лисы 5. Воспитывать любовь к театру, эмоциональную отзывчивость. | Деревянная распашная ширма, бумажные маски персонажей | |
МАРТ «Лиса-лапотница» (обработкаВ. Даля) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «О чем и как беседовать с детьми после чтения» |
2 | Вспоминание ии совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Советы «Читаем и играем» |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | |
АПРЕЛЬ «Лисичка-сестричка и волк (обработка М.А. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «Как и когда рассказывать сказки» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | Буклет «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» |
3 | Игра-пазлы | 1. Напомнить детям героев сказки. 2. Развивать логическое мышление, внимание. | Пазлы | |
МАЙ «Смоляной бычок»(обработка М.А. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Слушание аудиосказки. Моделирование сказки | 1. Учить детей слушать сказку, следить за развитием действий. 2. Развивать у детей познавательные психические процессы (память, мышление, внимание). 3. Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей с помощью модели. | Мнемотаблицы к сказке | Семинар-практикум для родителей «По сказочным тропинкам» |
ИЮНЬ «Снегурочка» (обработка М.А. Булатова) | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Буклет «Дидактические игры на развитие речи на примере сказок» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Отгадывание загадок о героях сказки | 1. Уточнить представление детей о загадках. 2. Учить отгадывать описательные загадки. 3. Развивать логическое мышление. | Изображения персонажей сказки | |
ИЮЛЬ «Бременские музыканты» из сказок братьев Гримм, пер. с. нем.А. Введенского, под ред. С. Маршака | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Видеоконсультация «Сказки на ночь» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Показ пальчикового театра | 1. Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. 2. Поощрять участие в рассказывании сказки. 3. Развивать интонационную выразительность речи. 4. Воспитывать любовь к театру. | Пальчиковые фигурки персонажей | |
АВГУСТ «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе | ||||
1 | Чтение русской народной сказки | 1. Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку. 2. Учить точно отвечать на вопросы по содержанию. 3. Обогащать активный словарь детей. 4. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | Книга с иллюстрациями | Анкетирование «Речь моего ребёнка» |
2 | Вспоминание и совместное рассказывание сказки по иллюстрациям | 1. Закрепить знания содержания сказки. 2. Учить выделять и называть характерные признаки персонажей. 3. Учит воспроизводить текст знакомой сказки по иллюстрациям с помощью вопросов воспитателя 4. Развивать интонационную выразительность речи, внимательно относиться к образному слову. | Иллюстрации к книге | |
3 | Игра-имитация | 1. Учить детей координировать свои движения с текстом (из сказки). 2. Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки | Книга с текстом сказки |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сказка вносит разнообразие в жизнь детей, дарит им радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Сказки помогают расширить словарный запас ребёнка, а также развить связную логическую речь. Эти волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах.
Работая над данной проблемой, я пришла к выводу, что планомарное систематическое использование сказок является эффективным средством развития речи детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С. Ю. Вы и младенец: У истоков общения. - М.: Педагогика, 2001
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Учеб. пособие для воспитателей дошк. учреждений, студентов пед. колледжей и вузов, родителей дошкольников. - М.: ЮВЕНТА, 2001
- Вачков, И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2007
- Веракса Н.Е.,Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. - М.: Мозаика-Синтез, 2017, 2018
- Гербова В.В., Васильева М.А., Комарова Т.А.. В«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада», : Пособие для воспитателя. - М.: Мозаика-Синтез, 2016
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М.: Просвещение, 1982
- Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. : Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений. - М.: ВЛАДОС, 2004
- Интернет сайты: «Играем до школы», «Maam.ru», «nsportal.ru», «infourok.ru»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Удивительная страна сказок»
Конспект по развитию речи ....
Конструкт НОД по развитию речи в средней группе «В мире сказок К. Чуковского»
Технологическая карта (конструкт) непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «В мире сказок К. Чуковского»....
Конспект ОД по развитию речи в средней группе "По дорогам сказок"
Цель: повторить с детьми программные русские народные сказки: их названия, монологи и диалоги главных героев,прививать любовь к русским народным сказкам....
Конспект занятия (развитие речи) в средней группе: «В поисках сказок»
Упражнять в умении пересказывать рассказ с помощью опорных схем, учить узнавать сказки по моделям.Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творче...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок".
Задачи: Продолжать знакомить с величайшим богатством народной культуры - сказками;Формировать интерес к устному народному творчеству;Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок"
Методическая разработка направлена на формирование интереса к устному народному творчеству, помогает закрепить знание русских народных сказок, формировать умение определять сказку по загадкам. Также б...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В мире сказок»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В мире сказок»...