ПРОЕКТ на тему: «От звука к слову»
проект по развитию речи (старшая группа)

Формирование ценности познания посредством развития знаний о грамматических категориях: звук, буква, слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл паспорт проекта34.49 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

администрации городского округа «Город Калининград»

Комитет по образованию

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда центр развития ребенка-детский сад №130

236011 г. Калининград. ул. Батальная. 71А. тел/факс: (4012) 39 – 58 – 56

                      Email: ds130@edu.klgd.ru , сайт madou130.klgd.prosadiki.ru

ПРОЕКТ

на тему:

«От звука к слову»

                                                         

Руководитель проекта:

Учитель-логопед Панзыга И.С.

г. Калининград, 2022

ПАСПОРТ  ПРОЕКТ

Тема проекта

ПРОЕКТ

«От звука к слову»

Вид проекта

Познавательный, долгосрочный

Разработчик Проекта

Руководитель:

Панзыга Ирина Сергеевна              

Основные исполнители Проекта

(участники Проекта)

воспитанники старшей группы компенсирующей направленности №12

Родители

Место реализации Проекта

г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130

Цель

Проекта

Формирование ценности познания посредством развития знаний о грамматических категориях: звук, буква, слово.

Основные    задачи       Проекта

Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое "звук", «буква», «слово», «предложение".

Воспитание звуковой культуры речи.

Формирование фонематического слуха и восприятия.

Определять место звука в слове, различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие согласные.

Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением.

Выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

Формирование грамматического строя речи.

Гипотеза проекта

В результате целенаправленной и системной работы по формированию ценности знания через звук, букву и слово, осуществляется повышение у детей интереса к обучению грамоте и служит профилактике нарушений письменной речи при обучении грамоте.

Ожидаемые результаты реализации Проекта

(польза проекта)

  • Повышение у детей интереса к обучению грамоте.
  •  Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
  • Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
  • Четко дифференцировать звуки родного языка;
  • Различать понятия «звук», «буква», «слово» на практическом уровне;
  • Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
  • Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.                                            

Критерии эффективности проекта

1.Внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс.

2. Активное участие родителей в проекте.

3. Итогом реализации проекта планируется изготовление Семейных лепбуков о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.

Основные принципы Проекта

1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;

2.  Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;

3. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;

4. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.

5. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества.

Нормативно-правовая база проекта

Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Обеспечение проекта:

материально-техническое  

Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага.

Учитель-логопед: Панзыга И.С.

Разработку проекта «От звука к слову»

с 03.10.2022 – 31.03.2023 г. подтверждаю:

Заместитель заведующего по ВМР                                               Н.Н.Лосицкая

Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130                                           В.Г.Александрова

Актуальность

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.                                  

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание.

Цель проекта: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)

Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:

  • Формирование звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, аффриката, соноров;
  • Формирование фонематических процессов -  умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу -  умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
  • Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
  • Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.                                 

Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.

Проект «От звука к слову» позволяет решить основные задачи обучения — это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.

     Задачи проекта:

     Обучение в старшей группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Дети получают знания об основных законах речи:

  • речь состоит из слов;
  • слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
  • слова имеют протяженность (длинные и короткие);
  • они звучат (состоят из звуков);
  • слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
  • из слов можно составлять предложения;
  • звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Предполагаемый результат проекта:

1.  Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;

2.  Четко дифференцировать звуки родного языка;

3.  Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

4.  Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

5.  Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.                                                      

6.  Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.

7.  Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.

Новизна проекта «От звука к слову» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению с использованием разнообразных игр и помогает в процессе познания.

Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи, а также будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам.

Игры, упражнения, применяемые учителем – логопедом на занятиях, помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года способны не только собирать слоги и слова, но и читать их.

Срок проведения проекта 03.10.2022 – 31.03.2023 г 

Этапы проекта:

Организационный этап: 

  • изучение условий реализации проекта;
  • привлечение родителей к участию в проекте;
  • определение цели и задач;
  • разработка перспективного плана работы с детьми;
  • выбор форм и методов работы с детьми;
  • составление перспективного плана (можно кратко указать направления плана, основные акценты в деятельности, описать тематические блоки)
  • определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)

  • Продуктивный этап 

Перспективное планирование

(старшая группа)

Мероприятие

Цель

Срок реализации и исполнители

Образовательная область «Познавательное развитие»

1.

Познавательная беседа с детьми «Мне нужно учиться, чтобы…»

Развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; способствовать развитию мышления и творческой активности детей.

Ноябрь

Учитель-логопед, воспитатели

2.

НОД «Речевые и неречевые звуки»

 Сформировать понятие «звук».

 Осознание детьми фонемной структуры слова на слух.

 Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку. Развивать пространственные представления.

Ноябрь

Учитель-логопед

3.

Дидактические игры «Где спрятался звук?», «Узнай звук», «Выдели звук», «Найди место в вагончике».

Формировать умения детей определять место звука в слове, находить слова с изучаемым звуком.

Декабрь

Учитель-логопед, воспитатели

4.

НОД Сказка «Гласные и согласные звуки»

Способствовать развитию звукобуквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных и согласных звуках; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове.

Декабрь

Учитель-логопед

5

День Святого Николая

Дать представления о нравственных ценностях нашего народа на основе истории жизни Святителя Николая. Создать условия и вызвать желание творить добро, совершать хорошие поступки тайно, как Святой Николай.

Декабрь

Учитель-логопед

6.

Согласные звуки

Д/и: «Слово на звук …»

Продолжить знакомство с согласными и гласными звуками, учить правильно произносить звуки.

Январь

 Учитель-логопед, воспитатели

7.

«Звук и буква»

Д/и «Буква потерялась»

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим

Январь

Учитель-логопед, воспитатели

8

НОД «В музее Ангелов»

Дать детям представление о духовном мире, об Ангелах. Рассказать детям об Ангеле-хранителе и рождественских Ангелах.

Январь

Учитель-логопед

8.

Настольная игра «Дорога в школу»

Закреплять у дошкольников знания о буквах алфавита, расширять представления дошкольников о видах звуков: гласных, твёрдых и мягких согласных. Развивать фонематический слух и внимание.

Февраль

Учитель-логопед, воспитатели

9.

Игра-пазл «Собери букву»

 Становление аналитико-синтетического умения определять первый звук в слове.

Формирование умения соотносить звук и соответствующую букву.

 Формирование зрительного образа буквы.

Март

Учитель-логопед, воспитатели

10.

Занимательная азбука «На что похожа буква?»

Запоминание образа букв. Развивать познавательные способности и творческое воображение.

Март

Учитель-логопед, воспитатели

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

1.

Разучивание пословиц и поговорок о слове.

Продолжать знакомить детей с половицами русского народа.  Объяснить, что пословицы – это мудрость народа, проверенная веками.

январь

учитель-логопед

2.

НОД «Как появились буквы»

Знакомство детей с историей

возникновения алфавита, с особенностями

славянской азбуки.

Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре.

февраль

Учитель-логопед, воспитатели

3.

Международный день родного языка

Познакомить детей старших и подготовительных групп ДОУ с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка, воспитание любви, интереса и уважения к родному языку.

Февраль

Учитель-логопед, воспитатели групп №2, 7, 8,9,10,11,12

4.

«День добрых слов»

Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.

Март

Учитель-логопед,

Воспитатели

5.

Составление рассказов по своим рисункам «В стране букв»

Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде детских рисунков.

Март

Учитель-логопед, воспитатели

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

1.

Выкладывание букв разными материалами

«Веселые буквы»

Учить детей выкладывать и конструировать буквы из разных материалов (палочка, фасоль, орехи, полоски из бумаги) воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности.

Февраль

Учитель-логопед, воспитатели

2

Рисование рисунков детей «В стране букв»

Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности.

Март

Учитель-логопед, воспитатели

Работа с родителями

1.

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте

октябрь

Учитель-логопед, воспитатели

2.

Анкетирование родителей «Готовность детей к грамоте»

Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок

февраль

Учитель-логопед, воспитатели

3.

Подбор речевого материала (стихи, чистоговорки, скороговорки,картинки на данный звук и др.).

Активизация и развитие речи детей; закрепление полученных знаний и умений в занимательной игровой форме. Приобщение родителей к изготовлению книжек-малышек, чтобы к концу проекта оформить с детьми лепбук по выбранной букве.

Январь

Учитель-логопед

  • Заключительный (итоговый) этап: Изготовление семейных лепбуков  о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.
  •  3. Заключение

Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.

Занятия в детском саду дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"

Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...