ПРОЕКТ на тему: «От звука к слову»
проект по развитию речи (старшая группа)
Формирование ценности познания посредством развития знаний о грамматических категориях: звук, буква, слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт проекта | 34.49 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
администрации городского округа «Город Калининград»
Комитет по образованию
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Калининграда центр развития ребенка-детский сад №130
236011 г. Калининград. ул. Батальная. 71А. тел/факс: (4012) 39 – 58 – 56
Email: ds130@edu.klgd.ru , сайт madou130.klgd.prosadiki.ru
ПРОЕКТ
на тему:
«От звука к слову»
Руководитель проекта: Учитель-логопед Панзыга И.С. |
г. Калининград, 2022
ПАСПОРТ ПРОЕКТ
Тема проекта | ПРОЕКТ «От звука к слову» |
Вид проекта | Познавательный, долгосрочный |
Разработчик Проекта | Руководитель: Панзыга Ирина Сергеевна |
Основные исполнители Проекта (участники Проекта) | воспитанники старшей группы компенсирующей направленности №12 Родители |
Место реализации Проекта | г. Калининград МАДОУ ЦРР д/с № 130 |
Цель Проекта | Формирование ценности познания посредством развития знаний о грамматических категориях: звук, буква, слово. |
Основные задачи Проекта | Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое "звук", «буква», «слово», «предложение". Воспитание звуковой культуры речи. Формирование фонематического слуха и восприятия. Определять место звука в слове, различать на слух гласные и согласные звуки, определять твердые и мягкие согласные. Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением. Выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи. Формирование грамматического строя речи. |
Гипотеза проекта | В результате целенаправленной и системной работы по формированию ценности знания через звук, букву и слово, осуществляется повышение у детей интереса к обучению грамоте и служит профилактике нарушений письменной речи при обучении грамоте. |
Ожидаемые результаты реализации Проекта (польза проекта) |
|
Критерии эффективности проекта | 1.Внедрение проектной и исследовательской деятельности в образовательный процесс. 2. Активное участие родителей в проекте. 3. Итогом реализации проекта планируется изготовление Семейных лепбуков о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями. |
Основные принципы Проекта | 1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме; 2. Деятельность - знания, которые ребенок усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности; 3. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание; 4. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем. 5. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества. |
Нормативно-правовая база проекта | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования |
Обеспечение проекта: материально-техническое | Проектор, компьютер, колонки, выход в «Интернет», принтер, бумага. |
Учитель-логопед: Панзыга И.С.
Разработку проекта «От звука к слову»
с 03.10.2022 – 31.03.2023 г. подтверждаю:
Заместитель заведующего по ВМР Н.Н.Лосицкая
Заведующий МАДОУ ЦРР д/с № 130 В.Г.Александрова
Актуальность
Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Умение правильно слышать, выделять и различать все звуки речи, а также делать простейший звуковой анализ. Плохое владение звуковым анализом приводит в школе к ошибкам на письме, таким как пропуски букв, перестановка или замена букв, не дописывание слов, то есть ошибкам, которые принято считать ошибками на внимание.
Цель проекта: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
- Формирование звуковой стороны речи - ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих, шипящих, аффриката, соноров;
- Формирование фонематических процессов - умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу - умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
- Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Проанализировав данные диагностики, выявилась проблема: у 100% детей недостаточно сформированы предпосылки к освоению грамоте, воспитанники испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, не различают на слух звуки, неправильно называют символ на письме (букву). Из всего выше сказанного, возникло противоречие между тем, что дети должны знать и что они умеют.
Проект «От звука к слову» позволяет решить основные задачи обучения — это сформировать и научить элементарным навыкам чтения и письма.
Задачи проекта:
Обучение в старшей группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.
Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Дети получают знания об основных законах речи:
- речь состоит из слов;
- слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
- слова имеют протяженность (длинные и короткие);
- они звучат (состоят из звуков);
- слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);
- из слов можно составлять предложения;
- звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).
Предполагаемый результат проекта:
1. Правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
2. Четко дифференцировать звуки родного языка;
3. Различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
4. Развивать фонематический слух и восприятие, закреплять навык правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
5. Выработка навыков составления и чтения слогов, слов.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей.
7. Сотрудничество педагогов ДОУ с семей при подготовке будущих первоклассников к обучению грамоте.
Новизна проекта «От звука к слову» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению навыком чтения и письма, повышению мотивации ребёнка к обучению с использованием разнообразных игр и помогает в процессе познания.
Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи, а также будущие первоклассники в совершенстве владеют звуковым анализом, с легкостью подбирают слова к звуковым схемам.
Игры, упражнения, применяемые учителем – логопедом на занятиях, помогают научить ребенка не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивают речевое дыхание (пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года способны не только собирать слоги и слова, но и читать их.
Срок проведения проекта 03.10.2022 – 31.03.2023 г
Этапы проекта:
Организационный этап:
- изучение условий реализации проекта;
- привлечение родителей к участию в проекте;
- определение цели и задач;
- разработка перспективного плана работы с детьми;
- выбор форм и методов работы с детьми;
- составление перспективного плана (можно кратко указать направления плана, основные акценты в деятельности, описать тематические блоки)
- определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.)
- Продуктивный этап
Перспективное планирование
(старшая группа)
№ | Мероприятие | Цель | Срок реализации и исполнители |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |||
1. | Познавательная беседа с детьми «Мне нужно учиться, чтобы…» | Развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни; способствовать развитию мышления и творческой активности детей. | Ноябрь Учитель-логопед, воспитатели |
2. | НОД «Речевые и неречевые звуки» | Сформировать понятие «звук». Осознание детьми фонемной структуры слова на слух. Научить детей узнавать музыкальные инструменты по звуку. Развивать пространственные представления. | Ноябрь Учитель-логопед |
3. | Дидактические игры «Где спрятался звук?», «Узнай звук», «Выдели звук», «Найди место в вагончике». | Формировать умения детей определять место звука в слове, находить слова с изучаемым звуком. | Декабрь Учитель-логопед, воспитатели |
4. | НОД Сказка «Гласные и согласные звуки» | Способствовать развитию звукобуквенного анализа; развитию фонематического слуха. Закреплять знания о гласных и согласных звуках; учить соотносить звук и букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком и определять место звука в слове. | Декабрь Учитель-логопед |
5 | День Святого Николая | Дать представления о нравственных ценностях нашего народа на основе истории жизни Святителя Николая. Создать условия и вызвать желание творить добро, совершать хорошие поступки тайно, как Святой Николай. | Декабрь Учитель-логопед |
6. | Согласные звуки Д/и: «Слово на звук …» | Продолжить знакомство с согласными и гласными звуками, учить правильно произносить звуки. | Январь Учитель-логопед, воспитатели |
7. | «Звук и буква» Д/и «Буква потерялась» | Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим | Январь Учитель-логопед, воспитатели |
8 | НОД «В музее Ангелов» | Дать детям представление о духовном мире, об Ангелах. Рассказать детям об Ангеле-хранителе и рождественских Ангелах. | Январь Учитель-логопед |
8. | Настольная игра «Дорога в школу» | Закреплять у дошкольников знания о буквах алфавита, расширять представления дошкольников о видах звуков: гласных, твёрдых и мягких согласных. Развивать фонематический слух и внимание. | Февраль Учитель-логопед, воспитатели |
9. | Игра-пазл «Собери букву» | Становление аналитико-синтетического умения определять первый звук в слове. Формирование умения соотносить звук и соответствующую букву. Формирование зрительного образа буквы. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
10. | Занимательная азбука «На что похожа буква?» | Запоминание образа букв. Развивать познавательные способности и творческое воображение. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | |||
1. | Разучивание пословиц и поговорок о слове. | Продолжать знакомить детей с половицами русского народа. Объяснить, что пословицы – это мудрость народа, проверенная веками. | январь учитель-логопед |
2. | НОД «Как появились буквы» | Знакомство детей с историей возникновения алфавита, с особенностями славянской азбуки. Воспитание любви и уважения к родному языку и русской культуре. | февраль Учитель-логопед, воспитатели |
3. | Международный день родного языка | Познакомить детей старших и подготовительных групп ДОУ с «Международным днем родного языка». Обогатить духовный мир детей через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка, воспитание любви, интереса и уважения к родному языку. | Февраль Учитель-логопед, воспитатели групп №2, 7, 8,9,10,11,12 |
4. | «День добрых слов» | Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их. | Март Учитель-логопед, Воспитатели |
5. | Составление рассказов по своим рисункам «В стране букв» | Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде детских рисунков. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» | |||
1. | Выкладывание букв разными материалами «Веселые буквы» | Учить детей выкладывать и конструировать буквы из разных материалов (палочка, фасоль, орехи, полоски из бумаги) воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности. | Февраль Учитель-логопед, воспитатели |
2 | Рисование рисунков детей «В стране букв» | Приобщать детей к художественно-декоративной деятельности. | Март Учитель-логопед, воспитатели |
Работа с родителями | |||
1. | Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте | октябрь Учитель-логопед, воспитатели |
2. | Анкетирование родителей «Готовность детей к грамоте» | Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок | февраль Учитель-логопед, воспитатели |
3. | Подбор речевого материала (стихи, чистоговорки, скороговорки,картинки на данный звук и др.). | Активизация и развитие речи детей; закрепление полученных знаний и умений в занимательной игровой форме. Приобщение родителей к изготовлению книжек-малышек, чтобы к концу проекта оформить с детьми лепбук по выбранной букве. | Январь Учитель-логопед |
- Заключительный (итоговый) этап: Изготовление семейных лепбуков о звуках и буквах, составленных детьми совместно с родителями.
- 3. Заключение
Проект по обучению грамоте очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Занятия в детском саду дарят воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить, приобретают навык чтения слов, предложений. Учатся слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу, желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Л в слогах и словах - электронная игра "Где спрятался звук в слове". Лексическая тема "Инструменты"
Данная игра способствует автоматизации звука Л в словах и слогах, а также способствует развитию фонематических процессов, увеличивает словарный запас. Предназначина для детей старшего дошкольного возр...
Тема: «Автоматизация звука Р словах»
Конспект...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
закреплять знания умения и навыки детей по разделу «обучение грамоте»; создать радостное эмоциональное настроение от совместной командной деятельности; воспитывать любо...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Занимательные звуки, буквы, слова и слоги»
Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились ...